Урок русского языка в 3-м классе по теме «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы ведения урока: деятельностный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы.

Цель: познакомить с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён существительных.

Метапредметные задачи урока:

Регулятивные:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
  • находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные задачи урока:

  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • формирование умения работать в коллективе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена существительные среди слов других частей речи; различать одушевлённые и неодушевлённые собственные и нарицательные имена существительные: определять род, число и падеж имён существительных; правильно писать имена существительные с шипящими на конце.

Презентация.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд 1-2)

- Сядьте ровно, повернитесь,
И друг другу улыбнитесь
Каждый даст свою ладошку
И потрёт её немножко
Мы друг друга уважаем,
Никого не обижаем.

- А теперь настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесем волшебную фразу: Я хочу много знать!

II. Проверка домашнего задания.

- Прочитайте имена существительные, назовите их род.

- Как определить род имени существительного?

III. Актуализация знаний.

1. Индивидуальная работа.

- Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

Густой туман ст..ит (над)лесом. Сквозь густые суч..я д..рев..ев б..леет небо. На липе в..сят последние з..л..тые лист..я. Б..рёза кр..сиво р..суется на г..лубом небе. Осиновая роща... х..р..ша и в тумане.

- Спишите, вставьте пропущенные буквы.

У н..ры д..бычу ждёт, притаившись серый кот.

Мышь осталась (без) хв..ста, вырываясь (от) к..та.

А теперь и (за) версту не приблизиться (к) к...ту.

2. Фронтальная работа.

- Отгадайте загадки. Напишите отгадки. Укажите род имён существительных.

1)

Четыре брата
Под одной шапкой живут. (Стол –м.р.) (Слайд 3)

2)

Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. (Мяч – м.р.) Слайд 4)

3)

Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб.
Поломала зуб, зуб. (Пила – ж.р.) (Слайд 5)

4)

Висит, болтается,
Всяк за него хватается. (Полотенце- с.р) (Слайд 6)

5)

Два братца пошли в воду купаться,
А третий на берегу валяется. (Ведро, коромысло – с.р.) (Слайд 7)

6)

Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днём терял он вес
И, наконец, совсем исчез. (Календарь- м.р.) (Слайд 8)

IV. Самоопределение к деятельности.

- Отгадайте загадки. Напишите отгадки. (Слайд 9)

1)

Четвёртый месяц как шагнёт,
Так с треском лопается лёд. (Апрель)

2)

Кто стучится в дверь ко мне (Слайд 10)
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он, это он,
Ленинградский ...(почтальон)

- Что общего в записанных словах? (Есть мягкий знак) (Слайд 11)

- Одинаковую ли работу он выполняет во всех словах? Какую? (Показатель мягкости и разделительный мягкий знак)

- Придумайте сами и запишите ещё по два примера к каждому случаю.

(На доске записаны слова)

Дочь, печь, конь.

- Чем похожи эти слова? (Есть мягкий знак)

- Одинаковую ли роль он выполняет в этих словах?

- Сформулируйте тему урока. (Слайд 12)

V. Работа по теме урока.

Работа по учебнику.

Упр. 51 (с.31) (Слайд 13)

- Прочитайте слова. На какие согласные звуки они заканчиваются? (На шипящие)

- Найдите имена существительные мужского рода и запишите в первый столбик.

- Найдите имена существительные женского рода и запишите во второй столбик

Сравните существительные с шипящим на конце женского и мужского рода. Что вы заметили? Сформулируйте правило, когда в именах существительных с шипящим на конце пишется мягкий знак. (Существительные мужского рода без мягкого знака, а женского рода – с мягким знаком.)

- Прочитайте сведения о языке на с. 31, 32.

- На конце существительных какого рода после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется мягкий знак? (Женского)

- На что указывает мягкий знак на конце существительных после букв, обозначающих шипящие звуки? (На то, что это имена существительные женского рода)

- Что можно сказать о существительных мужского рода с шипящим на конце? (На конце существительных мужского рода после букв, обозначающих шипящие звуки, не пишется мягкий знак)

- Приведите примеры.

- Закройте учебник и расскажите правило соседу по парте.

Упр. 53 (с. 32) (Слайд 14)

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.)

- Какие орфограммы вы подчеркнули в словах?

VI. Физкультминутка. (Слайд 15)

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видимо, нашёл,
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.

VII. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

Упр. 54 (с. 32) (Слайд 16)

(Работа в парах)

- Назовите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор. (Мышь – это существительное женского рода, а остальные – мужского)

Упр. 55 (с.32)

- Прочитайте. Какие слова называют антонимами?

- Выполните задание.

- Прочитайте пары слов. Назовите орфограммы.

VIII. Рефлексия. (Слайд 17)

- Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните написание слов с орфограммами.

1) Хорошая ре... лучше мёда.

2) Умный товари.. – половина дороги.

- Объясните смысл пословиц.

- На что указывает мягкий знак в слове речь? (Это существительное женского рода)

2) Приведите свои примеры слов с шипящими на конце. Объясните их написание.

  • На уроке я узнал...
  • На уроке я научился...
  • Мне понравилось..
  • Я затруднялся..
  • Моё настроение...

- Оцените свою работу на уроке. (Слайд 18)

IX. Подведение итогов работы.

- Когда на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда не пишется?

Домашнее задание (по выбору учащихся) (Слайд 19-20)

  • Упр. 52 (с. 31)
  • Упр. 56 (с. 33)