Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы ведения урока: деятельностный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы.
Цель: познакомить с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён существительных.
Метапредметные задачи урока:
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные задачи урока:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
- формирование умения работать в коллективе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена существительные среди слов других частей речи; различать одушевлённые и неодушевлённые собственные и нарицательные имена существительные: определять род, число и падеж имён существительных; правильно писать имена существительные с шипящими на конце.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд 1-2)
- Сядьте ровно, повернитесь,
И друг другу улыбнитесь
Каждый даст свою ладошку
И потрёт её немножко
Мы друг друга уважаем,
Никого не обижаем.
- А теперь настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесем волшебную фразу: Я хочу много знать!
II. Проверка домашнего задания.
- Прочитайте имена существительные, назовите их род.
- Как определить род имени существительного?
III. Актуализация знаний.
1. Индивидуальная работа.
- Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
Густой туман ст..ит (над)лесом. Сквозь густые суч..я д..рев..ев б..леет небо. На липе в..сят последние з..л..тые лист..я. Б..рёза кр..сиво р..суется на г..лубом небе. Осиновая роща... х..р..ша и в тумане.
- Спишите, вставьте пропущенные буквы.
У н..ры д..бычу ждёт, притаившись серый кот.
Мышь осталась (без) хв..ста, вырываясь (от) к..та.
А теперь и (за) версту не приблизиться (к) к...ту.
2. Фронтальная работа.
- Отгадайте загадки. Напишите отгадки. Укажите род имён существительных.
1)
Четыре брата
Под одной шапкой живут. (Стол –м.р.) (Слайд 3)
2)
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. (Мяч – м.р.) Слайд 4)
3)
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб.
Поломала зуб, зуб. (Пила – ж.р.) (Слайд 5)
4)
Висит, болтается,
Всяк за него хватается. (Полотенце- с.р) (Слайд 6)
5)
Два братца пошли в воду купаться,
А третий на берегу валяется. (Ведро, коромысло – с.р.) (Слайд 7)
6)
Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днём терял он вес
И, наконец, совсем исчез. (Календарь- м.р.) (Слайд 8)
IV. Самоопределение к деятельности.
- Отгадайте загадки. Напишите отгадки. (Слайд 9)
1)
Четвёртый месяц как шагнёт,
Так с треском лопается лёд. (Апрель)
2)
Кто стучится в дверь ко мне (Слайд 10)
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он, это он,
Ленинградский ...(почтальон)
- Что общего в записанных словах? (Есть мягкий знак) (Слайд 11)
- Одинаковую ли работу он выполняет во всех словах? Какую? (Показатель мягкости и разделительный мягкий знак)
- Придумайте сами и запишите ещё по два примера к каждому случаю.
(На доске записаны слова)
Дочь, печь, конь.
- Чем похожи эти слова? (Есть мягкий знак)
- Одинаковую ли роль он выполняет в этих словах?
- Сформулируйте тему урока. (Слайд 12)
V. Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
Упр. 51 (с.31) (Слайд 13)
- Прочитайте слова. На какие согласные звуки они заканчиваются? (На шипящие)
- Найдите имена существительные мужского рода и запишите в первый столбик.
- Найдите имена существительные женского рода и запишите во второй столбик
Сравните существительные с шипящим на конце женского и мужского рода. Что вы заметили? Сформулируйте правило, когда в именах существительных с шипящим на конце пишется мягкий знак. (Существительные мужского рода без мягкого знака, а женского рода – с мягким знаком.)
- Прочитайте сведения о языке на с. 31, 32.
- На конце существительных какого рода после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется мягкий знак? (Женского)
- На что указывает мягкий знак на конце существительных после букв, обозначающих шипящие звуки? (На то, что это имена существительные женского рода)
- Что можно сказать о существительных мужского рода с шипящим на конце? (На конце существительных мужского рода после букв, обозначающих шипящие звуки, не пишется мягкий знак)
- Приведите примеры.
- Закройте учебник и расскажите правило соседу по парте.
Упр. 53 (с. 32) (Слайд 14)
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.)
- Какие орфограммы вы подчеркнули в словах?
VI. Физкультминутка. (Слайд 15)
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видимо, нашёл,
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.
VII. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику.
Упр. 54 (с. 32) (Слайд 16)
(Работа в парах)
- Назовите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор. (Мышь – это существительное женского рода, а остальные – мужского)
Упр. 55 (с.32)
- Прочитайте. Какие слова называют антонимами?
- Выполните задание.
- Прочитайте пары слов. Назовите орфограммы.
VIII. Рефлексия. (Слайд 17)
- Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните написание слов с орфограммами.
1) Хорошая ре... лучше мёда.
2) Умный товари.. – половина дороги.
- Объясните смысл пословиц.
- На что указывает мягкий знак в слове речь? (Это существительное женского рода)
2) Приведите свои примеры слов с шипящими на конце. Объясните их написание.
- На уроке я узнал...
- На уроке я научился...
- Мне понравилось..
- Я затруднялся..
- Моё настроение...
- Оцените свою работу на уроке. (Слайд 18)
IX. Подведение итогов работы.
- Когда на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда не пишется?
Домашнее задание (по выбору учащихся) (Слайд 19-20)
- Упр. 52 (с. 31)
- Упр. 56 (с. 33)