Цель: учить дифференцировать звуки [ч] - [ц] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях.
Задачи:
Коррекционноразвивающие:
- Развивать фонематическое восприятие
- Развивать артикуляционную моторику
- Развивать навык анализа и синтеза при чтении
- Расширять словарный запас, совершенствовать навыки словоизменения.
Коррекционно-обучающие:
- Учить дифференцировать звуки [ч] - [ц]
- Закреплять понятия “твердый - мягкий звук”
- Отрабатывать навык чёткого выполнения инструкции
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать интерес к родному языку
- Совершенствовать навык самостоятельной работы
Демонстрационный материал: лента букв, предметные картинки, магнитная доска, магниты, мяч, жетоны.
Раздаточный материал: зеркала, буквы Ч и Ц на карточках, рабочие тетради с заготовленными кругами, распечатки с заданиями.
Ход занятия
1. Организационная часть, сообщение цели занятия
Учащимся предлагается послушать ряд слов и определить какой общий звук встречается во всех словах.
Ряд 1. Очки, чашка, удочка, мяч, черепаха - [ч]
Ряд 2. Цапля, огурец, яйцо, ножницы, пуговица - [ц]
После того как дети дадут правильный ответ, сообщается цель занятия:
- Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [ч] и [ц].
2. Основная часть
Актуализация знаний:
Детям предлагается дать характеристику звуков [ч] и [ц].
[ч] – согласный, мягкий, глухой
[ц] – согласный, твёрдый, глухой
Затем учащимся предлагается найти на ленте букв Ч и Ц и обратить внимание на цвет.
Ч написана на зелёном фоне, т.к. этот звук всегда мягкий, а Ц на синем, т.к. этот звук всегда твёрдый.
Артикуляционная гимнастика:
Предлагается рассмотреть артикуляцию звуков перед зеркалом и выполнить ряд упражнений, помогающих правильному произнесению этих звуков.
Для [ч]: “Улыбка – трубочка”, “Качели”, “Чашечка”, “Маляр”.
Для [ц]: “Заборчик”, “Почистим нижние зубки”, “Киска сердится”.
Дифференциация [ч] - [ц] в слогах:
Повторение на слух слоговых цепочек. Дети повторяют цепочки индивидуально, по очереди.
ЧА – ЧА – ЦА
ЦУ – ЦУ – ЧУ
ЧИ –ЧИ – ЦЫ
ЦЕ – ЦЕ – ЧЕ
ЦУ – ЧУ – ЦУ
ЧУ – ЦУ - ЧУ
Дифференциация [ч] - [ц] в словах:
Определение наличия звуков [ч], [ц] в словах.
1. У детей карточки с буквами Ч и Ц.
Инструкция: послушайте слово и поднимите букву Ч, если услышите в слове звук [ч] или букву Ц, если услышите звук [ц]. Если в слове есть оба звука, необходимо поднять обе буквы.
Слова: полотенце, песочек, причесал, цыган, пальчик, часовой, акация, черёмуха, прицеп, молодец, молодчина, горчица, целый, качели, цветочки.
2. Работа в тетради (на странице заранее нарисованы два кружка с буквами Ч и Ц).
Инструкция: послушайте слово и нарисуйте лучик тому солнышку, чей звук вы услышали. Если в слове два звука [ч] или [ц], нужно нарисовать сразу два лучика. Если есть и звук [ч], и звук [ц], нужно нарисовать по лучику каждому солнышку.
Слова: кирпичи, мечта, лужица, курица, песочница, перечница, горячий, цапля, отличница, ученица.
Проверка. Детям предлагается посчитать количество лучиков и подписать полученные числа над солнышками. Затем запись появляется на доске. Должно получиться:
7 - [ч], 7 - [ц].
Упражнения на словоизменение. Игра в мяч.
Ученикам предлагается выйти из-за парт и встать в круг.
Инструкция: - Я буду бросать вам мяч и называть слово, в котором есть звук [ц]. Вы должны изменить слово так, чтобы вместо звука [ц] в нём появился звук [ч].
Слова: палец, заяц, лисица, кольцо, перец, водица, мизинец, курица, птица, огурец, конец, птенец, крыльцо, страница.
Затем предлагается “Игра наоборот”, когда называется слово со звуком [ч], а дети должны изменить его так, чтобы появился звук [ц]. Слова используются предыдущие.
Письменная работа.
Детям выдаются распечатки с заданиями.
Инструкция: прочитайте слова и вместо точек вставьте пропущенные буквы Ч или Ц. Затем вставьте пропущенные буквы в предложения. Не забывайте, что вставлять вам нужно только буквы Ч или Ц.
1. Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы Ч или Ц.
По . та, ули . а, ру . ей, пти . а, ве . ер, при . еп, у . ени . а.
2. Прочитай предложения. Вставь пропущенные буквы Ч или Ц.
П . ёлы сидят на . ветах.
У маль . ика удо . ки.
Сестри . ы пили горя . ий .ай.
У ласто . ки было . етыре птен . а.
Проводится проверка. Затем детям предлагается записать одно из четырёх предложений, на выбор, в свою тетрадь.
Итог занятия
Учитель благодарит учащихся за хорошую работу, акцентирует внимание на том, что на занятии было названо очень много слов со звуками [ч] и [ц]. В заключении проводится небольшой конкурс. Детям предлагается придумать, как можно больше слов со звуком [ч], затем со звуком [ц]. За правильно названное слово ребёнок получает жетон. После подсчёта жетонов определяется победитель.
Список литературы
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов./ М. Владос, 2003 г.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников./ М. Владос, 1995 г.