Участие в мероприятиях городского уровня как средство реализации ФГОС

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


ЕСЛИ ТЫ АКТИВЕН И ЛЮБОЗНАТЕЛЕН…

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. В формировании гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа, а в частности, современный классный руководитель.

Основные нормативно-правовые и программные документы, актуализирующие цели и задачи патриотического воспитания в России:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации".
  • Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  • Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС)
  • Федеральная целевая программа “Патриотическое воспитание на 2011-2015 гг.”

В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается, что современный национальный воспитательный идеал - это гражданин высоконравственный, творческий, компетентный, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ. Концепция содержит перечень базовых национальных ценностей, т.е. приоритетных моральных установок существования в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа РФ, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях:

  • патриотизм
  • социальная солидарность
  • гражданственность
  • семья
  • труд и творчество
  • наука
  • традиционные российские религии
  • искусство и литература
  • природа
  • человечество

Согласно ФГОС, выпускник основной школы - это человек:

  • любящий свой край и свою родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции,
  • осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества,
  • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества,
  • владеющий основами научных методов познания окружающего мира,
  • мотивированный на творчество и инновационную деятельность,
  • готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную, информационно-познавательную деятельность,
  • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством,
  • уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать,
  • осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни,
  • подготовленный к осознанному выбору профессии,
  • понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества,
  • мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Личностные, метапредметные и предметные достижения обучающихся, указанные в ФГОС, укладываются в семь выделенных им компетенций: ценностно- смысловую, общекультурную, учебно- познавательную, информационную, коммуникативную, социально- трудовую, компетенцию личностного самосовершенствования.

Учитывая все это – я и мои ребята – ученики 5 Б класса гимназии № 1590 с 1 октября 2014 года по 31 марта 2015 года принимали участие в Городской Олимпиаде “Музеи. Парки. Усадьбы”, проводимой Департаментом образования совместно с Департаментом культуры города Москвы.

В ходе Олимпиады ребята посетили самые интересные музеи, парки и усадьбы Москвы! Познакомились с разными направлениями искусства, отраслями науки, историей города и страны, ответили на многие интересные вопросы! Получали и выполнили задания различной степени сложности, решили сложные головоломки, связанные с культурными объектами, поучаствовали в дополнительных конкурсах Олимпиады – Метро туре и номинации “Маршрутная”.

В результате мы стали ПОБЕДИТЕЛЯМИ ПЕРВОГО ЭТАПА Олимпиады и были приглашены на ФИНАЛЬНЫЙ (ВТОРОЙ) ЭТАП: “Я шагаю по Москве”, который прошел в виде масштабной интеллектуальной игры в субботу 25 апреля. Район проведения финального этапа олимпиады - районы Замоскворечье и Якиманка в пределах Садового кольца, то есть территория исторического Замоскворечья. Старт был дан в Парке “Музеон”. Ребята выполняли задания, связанные с историей столицы, а также с музеями, парками, усадьбами и другими достопримечательностями города. Познакомились с историей и топонимикой Замоскворечья, с домом, про который Михаил Лермонтов упомянул в своей поэме “Сашка”, посетили дом купца Игумнова на Большой Якиманке, нашли две усадьбы, принадлежащие роду Вяземских, узнали – в форме чего крыша крыльца Театра Луны и многое другое.

Участвуя в конкурсе “Метро – Тур” мои дети стали ПРИЗЕРАМИ городского конкурса "МЕТРО-ТУР", посвященному 80-летию Московского Метрополитена!

Участвуя в конкурсе ребята узнали много интересного: оказывается, что самой спортивной станцией в Московском метрополитене, судя по оформлению, является совсем не станция Спортивная, а - Динамо! Это вполне объяснимо, ведь именно рядом с этой станцией метрополитена располагается один из стадионов, и именно так называется одно из советских спортивных обществ, объединявшее в себе сотрудников внутренних ведомств. Станция украшена медальонами с изображениями различных видов спорта.Станции с названиями “Университет” и “Серпуховская” оказываются отличаются своим оформлением от всех остальных станций Московского метрополитена. (Это отличие можно заметить на самих станциях, внимательно изучив их оформление.)  Внимательно изучив эти две станции, ребята  заметили, что первая буква названия отличается по размеру от остальных. На станции метро “Университет” эту особенность можно сразу не заметить, но вот на Серпуховской она отлично видна. На Серпуховской первая буква написана буквицей, как часто печатают в русских сказках, а “Университет” просто с заглавной. Других заглавных букв в написании названия станций на данный момент нет. Фотография требовалась именно с Серпуховской, где данное отличие больше. Вопрос 4.

Посмотрев мультипликационный фильм "Осторожно, двери открываются" Школы-студии ШАР, ребята смогли узнать, какие станции, стилизованные в мультфильме, можно на самом деле увидеть в Московском метрополитене - это Площадь Революции и Маяковская  и  воспроизвели их с помощью фотографии из изображенных кадров на одной из этих станций со зверушкой-путешественницей. Интересно, что если при изображении Маяковской пришлось повторять фрагмент мозаики, то для изображения Площади Революции оказалось достаточным изобразить утюги. Узнали о том, что в последний раз схема Московского метрополитена кардинально изменилась в 2013 году после открытого конкурса Департамента Транспорта (конец 2012 — начало 2013 гг.). Данная схема впервые появились в вагонах в мае 2013 года и до сих пор наклеена в большинстве вагонов. И оказалось, что на данной схеме не соответствует текущему состоянию Метрополитена! За это время в Московском метро произошло 7 изменений. Они коснулись 11 станций. Эти изменения можно подразделить на 5 типов: продление веток:Тропарёво, Лермонтовский проспект с Жулебино, Лесопарковая с Битцевским парком (и пересадкой); новые ветки: Деловой центр - Парк Победы (нанесенный, как строящийся); переименование станций: Станция Улица Подбельского была переименована в Бульвар Рокоссовского; открытие станции на действующем участке: Спартак (между Щукинской и Тушинской); закрытие станции: Бауманская (хоть временно, но закрытая).  На станции метро Павелецкая - один из старых вестибюлей  сейчас используется только для выхода пассажиров. Ребята нашли его и самое высокое здание, изображенное внутри вестибюля- Колокольню Ивана Великого. И очень долго не могли ответить на вопрос:"После долгого строительства для пассажиров стал доступен первый “кусок” метро в Омске. Название всех построенных на данный момент станций напоминает о двух станциях Московского метрополитена. Назовите их. Вам нужна пересадка между ветками, на которых эти станции находятся. Какие маршруты общественного транспорта ходят ночью (с 2 до 5) около станций данного пересадочного узла?" Этот вопрос вызывал больше всего вопросов. Многие спрашивали: — "При чем тут Омск? Ведь в Москве столько всего интересного!", часть возмущались: — "Ведь в Омске нет метрополитена!" Изучать и узнавать Москву полезно, но и о всей стране важно не забывать. Да, конечно, этот вопрос несколько шуточный и станция, и метро для пассажиров не открыты. Однако, есть даже два “куска” метрополитена, которые доступны омичам — это метромост, по которому открыто движение автомобильного транспорта, и пешеходный переход около единственной построенной станции. Но вообще-то для решения данного задания даже не надо думать об открытых “кусках”. В Омске в первую очередь планируется открыть отрезок от “проспекта Рокосовского” до “Библиотеки имени А.С.Пушкина”. Но построена только Библиотека имени Пушкина. Упоминание того, что нужно “Название” говорит о том, что нужна только одна станция. Пересечение веток, на которых находятся Библиотека и Пушкинская — Лубянка/Кузнецкий мост. На остановке около Политехнического музея останавливаются все три ночных автобуса (Н1, Н2, Н3) и троллейбус № 63. С момента проведения конкурса появились также автобусы Н4, Н5, Н6 — все они также уходят с Лубянской площади.

Ребята были рады тому, что смогли показать свои способности, развлечься и одновременно расширить кругозор, участвуя в игровых состязаниях на эрудицию и внимательность, посещению новых мест, знакомству с интересными людьми и фактами!

Из этого видно, что при посещении культурных учреждений, при участии в различных конкурсах прежде всего перед классным руководителем стоит задача - воспитание современного гражданина. Целью деятельности должно стать формирование вышеперечисленных компетенций, т.е. работа школьного классного руководителя должна способствовать формированию всех качеств портрета выпускника школы, согласно ФГОС. Школа должна стать не просто особым учебным кабинетом ребенка, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Современные социально-экономические условия подталкивают классного руководителя к обнаружению новых механизмов реализации своей деятельности. Классный руководитель должен иметь ярко выраженную образовательную направленность, строить свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчество учащихся, педагогов, родителей, а также других помощников и партнеров.

В итоге хочу сделать вывод, что если классный руководитель, принимает участие со школьниками во всех видах деятельности и еще вне школы (помимо – школьных мероприятий) - по сути являет собой универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской, обладает поистине неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на разум и чувства подростков, что формирует модель современного выпускника согласно ФГОС. Участие в таких высокого уровня городских мероприятиях является одним из эффективных средств достижения требований ФГОС.