Программа «Технология тьюторского сопровождения исследовательской деятельности»

Разделы: Технология


В концепции модернизации российского образования зафиксирована одна из основных задач современной общеобразовательной школы – формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, т.е. ключевых компетенций, которые и будут определять современное качество содержания образования.

Цель данного курса – подготовка учащихся к тьюторскому сопровождению младшеклассников.

Задачи:

  • ознакомить с основными технологиями, формами и методами тьюторской деятельности;
  • сформировать систему знаний и технологии проектирования и навыки ее практической реализации;
  • содействовать осознанию ценностно-смысловой природы школьного образования и ее гуманистической направленности;
  • развитие исследовательских навыков школьников;
  • развитие основных умений, связанных с поиском и переработкой информации, полученной из различных источников (монографии, учебники, научно-популярная литература, художественные и публицистические произведения, СМИ, электронные средства массовой информации, и др.);
  • повысить интерес учащихся к изучению теоретического материала школьных предметов;
  • дать основы тьюторского сопровождения;
  • мотивировать учащихся на тьюторскую деятельность.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены занятия: лекционные и практические. Практические занятия представляют собой индивидуальные консультации и семинары проектного типа. Виды занятий в процессе обучения тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Содержание программы предназначено для учащихся основной школы, начинающих заниматься исследовательской деятельностью. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала. Поэтому в программе курса предусмотрены вопросы о видах, этапах исследовательской работы, планировании и требованиях к оформлению результатов.

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской и проектной деятельности к изучению составных частей проекта и этапов его выполнения. Занятия курса побуждают к активной мыслительной деятельности, учат наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи, вычленять проблемы, ранжировать их, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умения вести устный диалог на заданную тему, участвовать в обсуждении презентуемого проекта, в работе стендовых и научно-практических конференциях.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной проектной и исследовательской деятельности: умения вычленять и формулировать проблему, выдвигать гипотезу, искать средства решения заявленной проблемы, прогнозировать результаты работы. Важным является овладение методикой сбора и оформления информации, развитие коммуникативных качеств школьников.

Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ – разработки и защиты исследовательского проекта.

Формы и методы работы: тьюторская беседа, тьюторский час, анализ конкретных, практических ситуаций, тьюторский клуб, тьюторский проект, тренинги.

Программа может быть адаптирована для учащихся любого возраста, необходимо лишь расширение границ разделов в соответствии с “ростом ученика”.

Учебный план

Раздел и темы Кол-во учебных часов Теорет. Практ.
1. Сущность понятий проект, модель, план. 10 5 5
2. Научное прогнозирование и проектирование 10 5 5
3. План и организация проектирования 20 10 10
4. Составление индивидуальной рабочей программы 10 5 5
5. Технология, формы и методы тьюторского сопровождения 4 2 2
6. Актуальные проблемы тьюторской деятельности 2 2  
7. Проработка учебного материала и разработка тьюторского часа для “новичков” НОУ 10 5 5
  Итого 64 32 32

Технико-технологические сведения.

Целеполагание как основа исследовательской и проектной деятельности. Сравнительные характеристики понятий, связанных с планированием, моделированием, проектированием, и конструированием. Гипотеза как исходный элемент прогнозирования, планируемый результат как механизм подбора средств решения проблемы. Требования к научной гипотезе. Значение прогнозируемого результата в определении стратегии исследовательского поиска. Характеристика условий и обстоятельств, в которых проводится поиск. Теоретическая обработка проблемы. Характеристика этапов и масштаба исследовательского проекта. Изложение теоретических позиций и вычленение условий, которые обеспечивают эффективность решения поставленной задачи. Тьюторское сопровождение, его основные характеристики. Типы тьюторского сопровождения: дистанционное образование, открытое образование, сопровождение индивидуальной образовательной программы. Изменения функциональных обязанностей тьютора в современном обществе. Психолого-педагогическая поддержка как одна из функций современного тьютора.

Тьюторский совет, семинар-практикум, анализ конкретных, практических ситуаций, тренинги. Их цели, задачи, содержание, специфика и условия проведения.

Исследовательские и практические работы.

Выделение и формулирование противоречий и проблем при работе с учебным материалом. Подходы к определению темы исследовательского проекта, исходя из обозначенной проблемы. Обоснование основных средств решения собственной проблемы. Определение планируемого результата собственного исследовательского проекта. Создание плана реализации собственного исследовательского проекта. Разработка тьюторского часа для “новичков” НОУ

Индивидуальный учебный план Малковой Алены

Раздел и темы Кол-во учебных часов Теорет. Практ.
1. Вышивка как один из видов отделки элементов текстильного дизайна 2 2  
2. Графические знаки в вышивке и их влияние на современное искусство вышивания 4   4
3. Сравнительный анализ символики Пермской обережной вышивки 4 2 2
4. Социологическое исследование 4 2 2
5. Методика разработки тьюторского часа 4 2 2
  Итого 18 8 10

Технико-технологические сведения.

Работа с рефератами учащихся по вышивке. Чтение и заслушивание рефератов по вышивке. Сбор и обработка информации по итогам посещения выставок декоративно-прикладного творчества “Русское-бедное”, “Арт-Пермь”, “Как прекрасен этот мир”. Знакомство с графическими знаками в вышивке и их влияние на современное искусство вышивания.

Профессия и призвание народный мастер Прикамья.

Исследовательские и практические работы.

Научно-познавательные экскурсии. Проведение опроса 100 респондентов. Изучение и анализ каталогов Пермского краеведческого музея.

Индивидуальный учебный план Липиной Надежды

Раздел и темы Кол-во учебных часов Теорет. Практ.
1. Проявление Пермского звериного стиля в различных видах декоратино-прикладного творчества 2 2  
2. Основные сюжеты пермского звериного стиля 4   4
3. Интервьюирование народных мастеров Пермского края 4 2 2
4. Социологическое исследование 4 2 2
5. Методика разработки тьюторского часа 4 2 2
  Итого 18 8 10

Технико-технологические сведения.

Работа с каталогами Пермского краеведческого музея. Сбор и обработка информации по итогам посещения выставок работ мастеров Пермского края . Знакомство с основными сюжетами Пермского звериного стиля и их проявление в современном декоративно-прикладном творчестве.

Профессия и призвание - народный мастер Прикамья.

Исследовательские и практические работы.

Научно-познавательные экскурсии. Проведение опроса 100 респондентов. Изучение и анализ каталогов Пермского краеведческого музея. Интервьюирование народных мастеров Пермского края. Проведение тьюторского часа.

Индивидуальный учебный план Дылдиной Ирины

Раздел и темы Кол-во учебных часов Теорет. Практ.
1. Народные праздники и обряды в Прикамье 2 2  
2. Обрядность зимнего периода. 4   4
3. Символика и структура Масленицы 4 2 2
4. Социологическое исследование 4 2 2
5. Методика разработки тьюторского часа 4 2 2
  Итого 18 8 10

Технико-технологические сведения.

Работа с монографией А.В.Черных “Русский народный календарь в Прикамье” П., 2007. Сбор и обработка информации по итогам сообщений учащихся 5-7 классов школы 135. Календарная обрядность Прикамья и ее проявление в современности.

Исследовательские и практические работы.

Научно-познавательные экскурсии. Проведение опроса 100 респондентов. Изучение и анализ материалов этнографических экспедиций уральского отделения РАН ПГУ. Проведение тьюторского часа.

Индивидуальный учебный план Казанцевой Нелли

Раздел и темы Кол-во учебных часов Теорет. Практ.
1. Кулинарное путешествие по России 2 2  
2. Питание на Руси и в России 4   4
3. Анализ кухни народов мира 4 2 2
4. Социологическое исследование 4 2 2
5. Методика разработки тьюторского часа 4 2 2
  Итого 18 8 10

Технико-технологические сведения.

Работа с произведениями русских авторов в которых отражена русская кухня прошлого столетия: А.В.Гоголь, А.С.Пушкин, Д.И.Фонвизин. Знакомство и изучение основных кулинарных рецептов по произведениям русских классиков. Изучение и анализ кухни народов мира по современным рецептурным справочникам и национальных диаспор, проживающих в микрорайоне “Садовый”.

Исследовательские и практические работы.

Изучение и анализ литературных произведений русских писателей Составление кулинарных репертуаров из произведений русских писателей. Составление кулинарного по произведениям русских писателей. Проведение опроса 100 респондентов. Проведение тьюторского часа.

Техники работы тьютора:

Картографирование, план-карта источников, где можно найти ресусы, материалы для работы, портфолио, план работы исследовательской (проектной) деятельности, включение подопечного в публичные формы презентации (защита исследовательской работы), участие в конкурсах, клнкурсах различного вида и типа.

Организационные условия введения тьюторства:

Тьюторские функции выполняет учитель-предметник. Основание-выбор и желание учащегося работать с конкретным педагогом, основанное на коммуникативной совместимости, общности предметных интересов.

Группа наполняемостью может варьироваться до 10 человек. При этом является разновозрастной.

Работа тьютора регламентируется:

Должностной инструкцией, тьюторской программой, журналом тьюторских консультаций.

Ресурсы для оплаты работы тьютора:

Специально выделенные часы в учебном плане школы на предпрофильную подготовку учащихся, на руководство исследовательской и проектной деятельностью.

Рекомендуемая литература

Большой толковый словарь русского языка/ сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2000. - 1636 с.

Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / под ред. О.С. Газмана. - М., 1996.

Газман О.С. Неклассическое вопитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы (текст) / О.С. Газман. - М.: МИРОС, 2002. - 296 с.

Дневник тьютора / Н.В. Пилипчевская, Н.В. Петропавловская, Г.С. Трофименко, Н.А. Шибанова. - Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева. 2008. - 40 с.

Индивидуально-ориентированная педагогика: Сб. научн. трудов по материалам 2-ой Межрегиональной научной тьюторской конференции (6-8 февраля 1997 г.) и региональных семинаров / Отв. ред А.О. Зоткин И. Д. Проскуровская. – М.: -Томск, 1997.

Инновационная образовательная модель подростковой и старшей школы “Школа эффективного взросления”: учебное пособие под ред. Муха Н.В., Антрополянской Л.Н., Шарабуровой Е.В., Изд-во ТУСУ, Томск, 2007.

Ковалева Т.М. Открытые образовательные технологии как ресурс тьюторской деятельности в современном образовании (Текст) // Тьюторское сопровождение и открытые образовательные технологии: сборник статей. - М.: МИОО, 2008. С.16.

Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара “Стандарты деятельности тьютора: теория и практика. Москва 18-19 мая 2009.

Основы тьюторской деятельности в системе дистанционного образования: специализированный учебный курс (Текст) // С.А. Щенников, А.Г. Теснилов, А.Г. Чернявская и др. - 2-е изд. испр. - М.: Дрофа. 2006. - 591 с.

Практическое руководство для тьютора системы открытого образования на основе дистанционных технологий: учебное пособие / под ред. А.М. Долгорукова. - М.: Центр интенсивных технологий образования, 2008. С.185-198.

Рыбалкина Н.В. К истории тьюторства (Текст) // Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций 1996-2005/ Н.В. Рыбалкина. - Томск: “М-Принт”, 2005. С.65-79.

Тьюторство как новая профессия в образовании / ответственный редактор: Муха Н.В. - Томск: Издательство, “Уфо-Пресс, 2002. - 159 с.

Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник. Посвященный 10- летию тьюторских конференций. 1996-2005. - Томск. Типография “М-Принт”. 2005. – 296 с.