Простые и сложные предложения

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели: формировать знания о союзных и бессоюзных сложных предложениях; выработать алгоритм постановки запятой в сложном предложении. 

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) 

  • Предметные результаты: различать простые и сложные предложения, находить главные члены, применять правила правописания знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях. 
  • Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок. 
  • Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства (схемы) для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков. 
  • Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности. 

Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке. 

№ п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Мотивация (самоопределение к деятельности) Встали красиво. Поприветствуем гостей. Похлопайте в ладоши, у кого хорошее настроение. Готовы начать урок русского языка? Возьмитесь за руки. Что пожелаем друг другу?

Если мы сегодня изучаем новый материал, значит, мы – не только ученики 4-а класса, но еще кто?...

(Взялись за руки)

Пожелаем на уроке быть внимательными, активными, успешными, инициативными, рассудительными, добрыми и чтобы все в конце урока научились чему-то новому.

Исследователи.

2. Актуализация знаний фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Нас ждет каллиграфическая минутка. Она поможет нам вспомнить изученное, и по цепочке мыслей мы исследуем новый материал.  
Рассмотрите внимательно цепочку u?a?н?o a?н?o?u ... Попробуйте ее продолжить. н.... и...
Могут ли эти буквы быть словами? Да.
Как они называются в грамматике? Союзы.
Когда мы в своей речи используем союзы? С помощью союзов могут быть связаны однородные члены предложения.
А что еще могут связывать союзы в предложении? (Затруднение..)
    А вы знаете, что союзы связывают не только однородные члены.. Хотите узнать, что еще в предложении связывают союзы? Ответ на этот вопрос и есть цель нашего исследования. Ответы детей.
    Итак, что мы должны помнить, чтобы грамотно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, которые соединены с помощью союзов и, а, но? Перед союзами а, но запятая ставится всегда. Если союз и употребляется только один раз, то запятая не ставится, а если он повторяется несколько раз, запятая перед ним ставится.
(Слайд №1)   Перед вами схемы при постановке запятых между однородными членами. Проверьте, правильны были ваши ответы?

Какая схема лишняя?

Почему?

Ответы детей.

Вторая.

Бессоюзная связь.

3. Проблемное объяснение нового знания с использованием моделей и схем Устно составьте предложения к данным схемам.

Каждой группе - своя схема.

Для дальнейшего исследования очень удачно предложение (называю). Я предлагаю его записать в тетради.

Разберите предложение по членам.

Составление предложений.

Работа в тетради.

Сколько грамматических основ вы выделили? Одну.
Вспомним математику: Как называются задачи, которые решаются одним действием? Простые.
Как вы думаете, для чего я про это спросила? Предложения с одной грамматической основой тоже называются простые.
Переделайте предложение, чтобы в нем была не одна грамматическая основа, а две или больше. Запишите его и разберите по членам.

У кого красивое предложение?

Ответы детей.

Работа в тетради..

Сколько грамматических основ в этом предложении? Ответы детей.
Если предложения с одной грамматической основой называются простые, то как же называются предложения, в которых их две или больше? Сложные.
Слайд№2, №3 Целеполагание.

(Формулирование темы урока и учебной задачи.)

Вот это и есть новый материал для нашего исследования. т.е. тема урока. Назовите ее.

Чему мы должны научиться к концу урока?

Простые и сложные предложения.

Различать простые и сложные предложения, правильно ставить знаки препинания в них.

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Напомните, уважаемые исследователи, что вы сделали, чтобы простое предложение превратить в сложное? Добавили еще одно простое.
Из чего состоит сложное предложение? Из простых предложений.
Чем могут быть соединены простые предложения в сложном? (Еще могут встретиться союзы или, да) Союзами и, а, но, ......
Сейчас вы можете ответить на тот вопрос, ответ которого не знали в начале урока.

Что еще в предложении связывают союзы, кроме однородных членов?

 

 

Простые предложения в сложном.

  Работа по учебнику Продолжим наши исследования с помощью учебника. К нам спешат наши помощники: умный Совенок, Ваня и профессор Самоваров Открыли учебники.
Они предлагают нам использовать структуру “Финк-Райт-Раунд-Робин” .Вы согласны? Ответы детей.
Прочитайте строки из стихотворения А.С. Пушкина упр. 118. Чтение текста.
Сколько предложений в этом стихотворении? Одно.
Как догадались? Одна точка.
Какое оно? Сложное.
Почему? Много частей.
Давайте узнаем, какие это части. Выпишите главные члены из этого упражнения. Участник А1-из 1 строки, Б2- из 2 строки, А3-3 строки., Б4-из 4, 5 строк, последняя строка-для всех. Самостоятельная работа в тетради.
Прочитайте по кругу, какие главные члены вы выписали. ( не забудьте хвалить и поправлять друг-друга при необходимости) Работа в группе.
Сколько частей в предложении? Пять.
    Вот и такие бывают предложения!  
5 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Пришла пора проверить наши версии о простых и сложных предложениях. Внимательно послушайте слова профессора Самоварова . Знакомство с новым материалом с учебного диска.
Наши версии совпали с высказыванием профессора? Ответы детей.
Далее используем “Таймд-Пэа-Шеа”

Пересказываем слова Самоварова партнеру по плечу до звоночка. Начинает тот, у кого длиннее волосы. Поблагодарите своего партнера.

По сигналу учителя, дети пересказывают новый материал партнеру по плечу, потом по лицу.
Стол №6, участник А1, что тебе рассказал твой партнер по плечу?

Далее обсудите с партнером по лицу, чем отличается простое предложение от сложного предложения?

Дайте свой ответ участник Б2, стол №4

Простое предложение состоит из одной части, а сложное - из двух или более частей. В каждой части сложного предложения есть грамматическая основа.
6. Физминутка Объявляю “Микс-Фриз-Груп” Встали. Перемешались в классе под музыку.
Сколько грамматических основ будет в моем предложении, столько человек соберете в группу.  
Тихо падали белые снежинки.

Стали дни коротки, солнце светит мало, вот пришли морозцы, и зима настала.

Скоро закружат метели, и ляжет снег на ветки ели.

1

4

2

7. Диск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №4

Самостоятельная работа с самопроверкой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект (составление алгоритма)

А сейчас внимание на экран. Послушаем нашего многоуважаемого профессора. “Между частями сложного предложения ставится запятая”
Сравните правила расстановки запятых при однородных членах и в сложном предложении. В сложном предложении между простыми запятая ставится всегда.
Что в этих правилах общего и в чем различие? Общее: перед союзами а, но запятая ставится всегда.

Различие: перед и в предложениях с однородными членами не всегда.

Запишем под диктовку предложение.

Давайте учиться правильно, размышлять, чтобы грамотно расставлять знаки препинания в данных предложениях.

Работа в тетради.

Ветерок перебирает осеннюю листву, и в нем уже чувствуется осенняя прохлада.

С чего стоит начать разбор предложения?   
Выбирайте по очередности ответы на листках и расположите на доске 1.Найди грамматическую основу предложения. 
Что нам это даст? Мы поймем сложное ли перед нами предложение
Как мы докажем, что предложение сложное?  2.Определим, сколько частей в данном предложении 
Итак, мы нашли в предложении грамматические основы. Их оказалось – две. Вывод: мы имеем сложное предложение, состоящее из двух простых. 
  3. Найди союз, который связывает части сложного предложения 
  Два простых предложения в составе сложного связывает союз и
Обратите внимание на схему сложного предложения.

Что обозначено в квадратных скобках?

4.На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую. Грамматические основы.
Что получилось у нас на доске?

Зачем нам нужен алгоритм?

Итак, юные исследователи, вы составили алгоритм, как грамотно оформлять сложные предложения при письме.

Памятка. Алгоритм.

Ответы детей.

Работаем дальше по алгоритму.  
Предлагаю следующий объект для исследования, где проверим свои умения различать простые и сложные предложения. Прочитайте предложения. Может, есть лишнее? В тетрадях составим схемы. Устный разбор. (Сколько частей в предложении). Постановка запятой.

Составление схем в тетради.

Слайд

№5

Слайд №2,3

8. Итог урока (тест по теме)

Рефлексия

На этом уроке исследовательскую работу заканчиваем. Осталось уточнить, какой результат? Чему мы должны были научиться в конце урока?Предлагаю проверить по тесту (Раздел “Укажи” таблица 58) Различать простые и сложные предложения, расставлять знаки препинания при них.

Работа с ПК.

  Д/з Домашнее задание: подготовить на отдельном листочке по три сложных предложения с различными союзами.   

Презентация.