Цели: формировать знания о союзных и бессоюзных сложных предложениях; выработать алгоритм постановки запятой в сложном предложении.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
- Предметные результаты: различать простые и сложные предложения, находить главные члены, применять правила правописания знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях.
- Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
- Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства (схемы) для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
- Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Мотивация (самоопределение к деятельности) | Встали красиво. Поприветствуем гостей.
Похлопайте в ладоши, у кого хорошее настроение.
Готовы начать урок русского языка? Возьмитесь за
руки. Что пожелаем друг другу? Если мы сегодня изучаем новый материал, значит, мы – не только ученики 4-а класса, но еще кто?... |
(Взялись за руки) Пожелаем на уроке быть внимательными, активными, успешными, инициативными, рассудительными, добрыми и чтобы все в конце урока научились чему-то новому. Исследователи. |
2. | Актуализация знаний фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Нас ждет каллиграфическая минутка. Она поможет нам вспомнить изученное, и по цепочке мыслей мы исследуем новый материал. | |
Рассмотрите внимательно цепочку u?a?н?o a?н?o?u ... Попробуйте ее продолжить. | н.... и... | ||
Могут ли эти буквы быть словами? | Да. | ||
Как они называются в грамматике? | Союзы. | ||
Когда мы в своей речи используем союзы? | С помощью союзов могут быть связаны однородные члены предложения. | ||
А что еще могут связывать союзы в предложении? | (Затруднение..) | ||
А вы знаете, что союзы связывают не только однородные члены.. Хотите узнать, что еще в предложении связывают союзы? Ответ на этот вопрос и есть цель нашего исследования. | Ответы детей. | ||
Итак, что мы должны помнить, чтобы грамотно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, которые соединены с помощью союзов и, а, но? | Перед союзами а, но запятая ставится всегда. Если союз и употребляется только один раз, то запятая не ставится, а если он повторяется несколько раз, запятая перед ним ставится. | ||
(Слайд №1) | Перед вами схемы при постановке запятых
между однородными членами. Проверьте, правильны
были ваши ответы? Какая схема лишняя? Почему? |
Ответы детей. Вторая. Бессоюзная связь. |
|
3. | Проблемное объяснение нового знания с использованием моделей и схем | Устно составьте предложения к данным
схемам. Каждой группе - своя схема. Для дальнейшего исследования очень удачно предложение (называю). Я предлагаю его записать в тетради. Разберите предложение по членам. |
Составление предложений. Работа в тетради. |
Сколько грамматических основ вы выделили? | Одну. | ||
Вспомним математику: Как называются задачи, которые решаются одним действием? | Простые. | ||
Как вы думаете, для чего я про это спросила? | Предложения с одной грамматической основой тоже называются простые. | ||
Переделайте предложение, чтобы в нем
была не одна грамматическая основа, а две или
больше. Запишите его и разберите по членам. У кого красивое предложение? |
Ответы детей. Работа в тетради.. |
||
Сколько грамматических основ в этом предложении? | Ответы детей. | ||
Если предложения с одной грамматической основой называются простые, то как же называются предложения, в которых их две или больше? | Сложные. | ||
Слайд№2, №3 | Целеполагание. (Формулирование темы урока и учебной задачи.) |
Вот это и есть новый материал для нашего
исследования. т.е. тема урока. Назовите ее. Чему мы должны научиться к концу урока? |
Простые и сложные предложения. Различать простые и сложные предложения, правильно ставить знаки препинания в них. |
4. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Напомните, уважаемые исследователи, что вы сделали, чтобы простое предложение превратить в сложное? | Добавили еще одно простое. |
Из чего состоит сложное предложение? | Из простых предложений. | ||
Чем могут быть соединены простые предложения в сложном? (Еще могут встретиться союзы или, да) | Союзами и, а, но, ...... | ||
Сейчас вы можете ответить на тот вопрос,
ответ которого не знали в начале урока. Что еще в предложении связывают союзы, кроме однородных членов? |
Простые предложения в сложном. |
||
Работа по учебнику | Продолжим наши исследования с помощью учебника. К нам спешат наши помощники: умный Совенок, Ваня и профессор Самоваров | Открыли учебники. | |
Они предлагают нам использовать структуру “Финк-Райт-Раунд-Робин” .Вы согласны? | Ответы детей. | ||
Прочитайте строки из стихотворения А.С. Пушкина упр. 118. | Чтение текста. | ||
Сколько предложений в этом стихотворении? | Одно. | ||
Как догадались? | Одна точка. | ||
Какое оно? | Сложное. | ||
Почему? | Много частей. | ||
Давайте узнаем, какие это части. Выпишите главные члены из этого упражнения. Участник А1-из 1 строки, Б2- из 2 строки, А3-3 строки., Б4-из 4, 5 строк, последняя строка-для всех. | Самостоятельная работа в тетради. | ||
Прочитайте по кругу, какие главные члены вы выписали. ( не забудьте хвалить и поправлять друг-друга при необходимости) | Работа в группе. | ||
Сколько частей в предложении? | Пять. | ||
Вот и такие бывают предложения! | |||
5 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Пришла пора проверить наши версии о простых и сложных предложениях. Внимательно послушайте слова профессора Самоварова . | Знакомство с новым материалом с учебного диска. |
Наши версии совпали с высказыванием профессора? | Ответы детей. | ||
Далее используем “Таймд-Пэа-Шеа” Пересказываем слова Самоварова партнеру по плечу до звоночка. Начинает тот, у кого длиннее волосы. Поблагодарите своего партнера. |
По сигналу учителя, дети пересказывают новый материал партнеру по плечу, потом по лицу. | ||
Стол №6, участник А1, что тебе рассказал
твой партнер по плечу? Далее обсудите с партнером по лицу, чем отличается простое предложение от сложного предложения? Дайте свой ответ участник Б2, стол №4 |
Простое предложение состоит из одной части, а сложное - из двух или более частей. В каждой части сложного предложения есть грамматическая основа. | ||
6. | Физминутка | Объявляю “Микс-Фриз-Груп” | Встали. Перемешались в классе под музыку. |
Сколько грамматических основ будет в моем предложении, столько человек соберете в группу. | |||
Тихо падали белые снежинки. Стали дни коротки, солнце светит мало, вот пришли морозцы, и зима настала. Скоро закружат метели, и ляжет снег на ветки ели. |
1 4 2 |
||
7. Диск
Слайд №4 |
Самостоятельная работа с
самопроверкой
Проект (составление алгоритма) |
А сейчас внимание на экран. Послушаем нашего многоуважаемого профессора. | “Между частями сложного предложения ставится запятая” |
Сравните правила расстановки запятых при однородных членах и в сложном предложении. | В сложном предложении между простыми запятая ставится всегда. | ||
Что в этих правилах общего и в чем различие? | Общее: перед союзами а, но запятая
ставится всегда. Различие: перед и в предложениях с однородными членами не всегда. |
||
Запишем под диктовку предложение. Давайте учиться правильно, размышлять, чтобы грамотно расставлять знаки препинания в данных предложениях. |
Работа в тетради. Ветерок перебирает осеннюю листву, и в нем уже чувствуется осенняя прохлада. |
||
С чего стоит начать разбор предложения? | |||
Выбирайте по очередности ответы на листках и расположите на доске | 1.Найди грамматическую основу предложения. | ||
Что нам это даст? | Мы поймем сложное ли перед нами предложение | ||
Как мы докажем, что предложение сложное? | 2.Определим, сколько частей в данном предложении | ||
Итак, мы нашли в предложении грамматические основы. | Их оказалось – две. Вывод: мы имеем сложное предложение, состоящее из двух простых. | ||
3. Найди союз, который связывает части сложного предложения | |||
Два простых предложения в составе сложного связывает союз и | |||
Обратите внимание на схему сложного
предложения. Что обозначено в квадратных скобках? |
4.На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую. Грамматические основы. | ||
Что получилось у нас на доске? Зачем нам нужен алгоритм? Итак, юные исследователи, вы составили алгоритм, как грамотно оформлять сложные предложения при письме. |
Памятка. Алгоритм. Ответы детей. |
||
Работаем дальше по алгоритму. | |||
Предлагаю следующий объект для исследования, где проверим свои умения различать простые и сложные предложения. Прочитайте предложения. Может, есть лишнее? В тетрадях составим схемы. | Устный разбор. (Сколько частей в
предложении). Постановка запятой. Составление схем в тетради. |
||
Слайд №5 Слайд №2,3 |
8. Итог урока (тест по теме) Рефлексия |
На этом уроке исследовательскую работу заканчиваем. Осталось уточнить, какой результат? Чему мы должны были научиться в конце урока?Предлагаю проверить по тесту (Раздел “Укажи” таблица 58) | Различать простые и сложные
предложения, расставлять знаки препинания при
них. Работа с ПК. |
Д/з | Домашнее задание: подготовить на отдельном листочке по три сложных предложения с различными союзами. |