Развитие коммуникативных способностей младших школьников

Разделы: Начальная школа


“Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…”
Выготский Л.С.

Одной из задач Федерального государственного стандарта начального общего образования является создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Внимание к этой стороне образования связано с тем, что сегодня основной акцент государства и общества направлен на формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, к решению коммуникативных задач, адаптации к жизни в современном социокультурном пространстве.

Потребность в общении является одной из главных задач в жизни человека. Вступая в отношения с окружающими, человек сообщает информацию о себе, взамен получая интересующие его сведения, анализирует их и планирует свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Актуальность развития коммуникативных способностей детей на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой личности ребенка.

  • В сфере формирования коммуникативных универсальных учебных действий предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты ФГОС:
  • потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению;
  • умение слушать собеседника.

Психологи считают, что в возрасте до 7-8 лет в растущем человеке складываются и проявляются до 70% его личностных качеств.

Подготовка к обучению в школе – сложный длительный процесс, охватывающий различные сферы жизни ребенка. От того, с какими умениями и личностными качествами ребенок пойдет в школу, зависит его дальнейшее образование и развитие.

Будущему первокласснику важно включится в сферу общественных отношений, ведь именно под их воздействием осуществляется процесс его общественно-политического, нравственного, физического и эстетического воспитания.

Анализ диагностики адаптации выпускников ДОУ к школе показал, что в последние годы в классах выпускников появились дети “группы риска”, среди которых есть дети с заниженной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью (беспокойные дети), агрессивностью, конфликтные, застенчивые, замкнутые и имеющие низкий уровень коммуникативной готовности к обучению в школе.

Вызывает тревогу тот факт, что растёт количество обучающихся с низким уровнем коммуникативной готовности, за последние три года их увеличилось на 4%.

К моменту поступления в школу ребёнок, в той или иной степени, обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Как показывает практика, не всегда первоклассник уверенно владеет этими компетенциями.

Коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. Развитие коммуникативных способностей обуславливается тем, как младший школьник усваивает отношения, существующие в обществе. Возникает вопрос, как обеспечить такое усвоение. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. 

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. 

Интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.

Л.В. Знаков говорил: “Обучение, воспитание и развитие - единый процесс. Игра включает в себя все составляющие этого процесса”.

Игра - это одно из средств развития коммуникативных способностей. Она не выступают открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Ребёнка привлекает возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. 

В процессе игровой и развлекательной деятельности, деятельности по интересам и досуговой деятельности у младшего школьника формируются ценностные ориентации, модели поведения и общения, которые функционируют в обществе, т.е воспитывается коммуникативная культура, которая так необходима для своевременного воспитательного влияния с целью предупреждения младших школьников “коммуникативных проблем”.

Одной из таких игр выступает детская журналистика, а именно создание детьми собственных периодических изданий. Возможность и целесообразность использования детской журналистики в младшем школьном возрасте подчеркивается многими учеными. 

Какова же роль детской журналистики в развитии младшего школьного возраста?

Журналистская деятельность – это мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению их социального статуса в коллективе, становлению личности, определению своей дальнейшей профессии. В результате работы с детьми по выпуску газет возрастает их мотивация к обучению.

В процессе игры совершенствуются и развиваются навыки литературного творчества, повышается грамотность, дети получают первый журналистский опыт. Тематика газет разная, например:

“Зимующие птицы” (Рисунок 1).

“9 Мая День Победы” (Рисунок 2).

Памятники г. Краснотурьинска (Рисунок 3).

Кроме того, одним из важных условий эффективной работы по формированию коммуникативных способностей у детей является вовлечение родителей в образовательный процесс.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и образовательного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Новизна этих отношений определяется понятиями “сотрудничество” и “взаимодействие”.

Среди востребованных форм работы можно назвать консультативно-просветительскую работу с семьёй:

  • практикумы, консультации: “Что такое культура общения”, “Это взрослое слово – этикет”, “Как организовать проектную деятельность с ребенком”;
  • родительские собрания: “Взаимодействие школы и семьи по вопросам формирования речевой культуры”, “Семейное чтение” и др.;
  • деловые игры: “Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения”, “Развитие коммуникативных умений и навыков в проектной деятельности”, “Средства невербального общения”;
  • тренинги для родителей по оказанию помощи в развитии коммуникативных способностей: “Азбука общения”. Основы коммуникативной культуры”, “Мы и наши дети”.

Систематическая и целенаправленная работа по формированию коммуникативных способностей младшего школьного возраста с использованием инновационных приемов и методов в процессе совместной работы педагогов школы и родителей дает положительные результаты. Школьники очень рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, и гордятся участием родителей в жизни класса и школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития коммуникативных способностей личности ребёнка.

Результаты сравнительной диагностики сформированности коммуникативных способностей детей

Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей: умение договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать отмечено у 24% детей, что на 5% выше, чем в 2011-2012 учебном году. Низкий уровень уменьшился с 46% до 34 %, на 12%, что является позитивной динамикой развития коммуникативных способностей детей.

Организация занятий с использованием интерактивных технологий имеет большое значение для развития навыков общения детей. Они расширяет рамки школьной программы, формируют любознательность, повышают эрудицию детей, создают ситуацию успеха для всех учеников, и сильных, и слабых.

Список использованной литературы

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 480 с.
  2. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
  3. Гуружапов В.А. Психология образования. Процесс развивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова /В.А. Гуружапов – М.:2006 – 76 с. 
  4. Епишина Л.В. педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // “Начальная школа” №11, 2008
  5. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // “Начальная школа” №7, 2008.
  6. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с. (Серия “Методическая библиотека”).
  7. Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлаева // Школьный психолог. – 2006, №19.