Интегрированный курс для обучающихся 5 класса, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком природы.
Цели курса:
- пропедевтика основ физики и химии;
- получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лабораторного эксперимента);
- формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам естественно-научного цикла (в частности, к физике и химии).
Цель: создать условия для осознания и осмысления блока информации о методах изучения природы, для овладения начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы.
Оборудование: мультимедийный комплект
- приборы: весы, мензурка, термометр
- вещества: вода, хлорид аммония, серная кислота
Ход занятия
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Актуализация знаний | На прошлом занятии мы познакомились с
науками физика и химия. Вопросы учителя
Интерактивное задание. Распределите предложенные явления по группам: физические и химические.
|
Рассуждают и отвечают на вопросы
учителя. Выполняют задание на интерактивной доске. Физические явления: Таяние сосульки Радуга Гроза Химические явления: Изменение окраски листьев Гроза |
Получение новых знаний | На этих картинках изображены различные явления природы. Как мы получаем информацию об этих явлениях природы? А для этого существуют научные методы изучения природы. Предлагаю разгадать ребусы, в которых зашифрованы эти методы. | Нужно их изучать. |
Наблюдение | ||
Опыт | ||
Измерение | ||
Запишем определения методов изучения
природы. Наблюдение – это один из методов изучения природы, характеризующийся внимательным отслеживанием чего-либо. Измерение – это метод изучения природы, определяющий какую-либо величину тела или вещества. Опыт (эксперимент) – метод изучения природы, при проведении опыта человек повторяет, воспроизводит в лаборатории то или иное природное явление. |
Записывают тему занятия: Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, измерение. Записывают определения |
|
Практическая часть занятия | Наблюдение за кипением воды. | Наблюдают за процессом, комментируют, что видят. |
Предлагаю вам произвести некоторые
измерения, используя измерительные приборы,
находящиеся у вас на столе: - температуру воды - массу воды - объем воды |
Проводят измерения с помощью измерительных приборов: мензурки, термометра, весов. | |
Приступаем к эксперименту “Изменение
температуры воды при растворении в ней некоторых
веществ”. Вспомним правила техники
безопасности. При выполнении эксперимента используйте инструкцию: В первом стакане с водой измерьте начальную температуру, запишите ее значение. Растворите в воде хлорид аммония, используйте стеклянную палочку. Измерьте конечную температуру раствора. Сделайте вывод. Во втором стакане с водой измерьте начальную температуру, запишите ее значение. Растворите в воде серную кислоту, используйте стеклянную палочку. Измерьте конечную температуру раствора. Сделайте вывод. |
Проводят эксперимент согласно инструкции. Оформляют отчет в тетради. | |
Первичное закрепление знаний | Закрепить полученные знания о методах изучения природы нам поможет “Лото” (приложение 1) | Собирают логическую цепочку |
Рефлексия | Проведите измерение своей деятельности
на уроке по предложенной шкале. “10 баллов” Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:
|
Проводят рефлексию. |
Используемые ресурсы Интернета:
- Таяние сосульки http://rostovnadonu.bezformata.ru/listnews/godu-v-rostove-na-donu-zaplanirovano/2749686/
- Радуга http://filens.info/forum/index.php/topic,3799.15.html
- Гроза http://test.ntrtv.ru/index.php?newsid=9499
- Изменение окраски листьев http://podrobnosti.ua/technologies/2009/04/17/596792.html