Введение в естественно-научные предметы (физика и химия)

Разделы: Физика, Химия, Внеклассная работа


Интегрированный курс для обучающихся 5 класса, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком природы.

Цели курса:

  • пропедевтика основ физики и химии;
  • получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лабораторного эксперимента);
  • формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам естественно-научного цикла (в частности, к физике и химии).

Цель: создать условия для осознания и осмысления блока информации о методах изучения природы, для овладения начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы.

Оборудование: мультимедийный комплект

  • приборы: весы, мензурка, термометр
  • вещества: вода, хлорид аммония, серная кислота

Ход занятия

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Актуализация знаний На прошлом занятии мы познакомились с науками физика и химия.

Вопросы учителя

  • Что является объектом изучения физики?
  • Что является объектом изучения химии?

Интерактивное задание.

Распределите предложенные явления по группам: физические и химические.

 

Рассуждают и отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задание на интерактивной доске.

Физические явления:

Таяние сосульки

Радуга

Гроза

Химические явления:

Изменение окраски листьев

Гроза

Получение новых знаний На этих картинках изображены различные явления природы. Как мы получаем информацию об этих явлениях природы? А для этого существуют научные методы изучения природы. Предлагаю разгадать ребусы, в которых зашифрованы эти методы. Нужно их изучать.

Наблюдение

Опыт

Измерение
Запишем определения методов изучения природы.

Наблюдение – это один из методов изучения природы, характеризующийся внимательным отслеживанием чего-либо.

Измерение – это метод изучения природы, определяющий какую-либо величину тела или вещества.

Опыт (эксперимент) – метод изучения природы, при проведении опыта человек повторяет, воспроизводит в лаборатории то или иное природное явление.

Записывают тему занятия:

Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, измерение.

Записывают определения

Практическая часть занятия Наблюдение за кипением воды. Наблюдают за процессом, комментируют, что видят.
Предлагаю вам произвести некоторые измерения, используя измерительные приборы, находящиеся у вас на столе:

- температуру воды

- массу воды

- объем воды

Проводят измерения с помощью измерительных приборов: мензурки, термометра, весов.
Приступаем к эксперименту “Изменение температуры воды при растворении в ней некоторых веществ”. Вспомним правила техники безопасности.

При выполнении эксперимента используйте инструкцию:

В первом стакане с водой измерьте начальную температуру, запишите ее значение. Растворите в воде хлорид аммония, используйте стеклянную палочку. Измерьте конечную температуру раствора. Сделайте вывод.

Во втором стакане с водой измерьте начальную температуру, запишите ее значение. Растворите в воде серную кислоту, используйте стеклянную палочку. Измерьте конечную температуру раствора. Сделайте вывод.

Проводят эксперимент согласно инструкции. Оформляют отчет в тетради.
Первичное закрепление знаний Закрепить полученные знания о методах изучения природы нам поможет “Лото” (приложение 1) Собирают логическую цепочку
Рефлексия Проведите измерение своей деятельности на уроке по предложенной шкале.

“10 баллов”

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

  • „Я" 0________10
  • „Мы" 0________10
  • „Дело" 0________10
Проводят рефлексию.

Используемые ресурсы Интернета:

  1. Таяние сосульки http://rostovnadonu.bezformata.ru/listnews/godu-v-rostove-na-donu-zaplanirovano/2749686/
  2. Радуга http://filens.info/forum/index.php/topic,3799.15.html
  3. Гроза http://test.ntrtv.ru/index.php?newsid=9499
  4. Изменение окраски листьев http://podrobnosti.ua/technologies/2009/04/17/596792.html