Цели:
- Дать представление о городах Золотого кольца.
- Воспитание любви к своей малой родине и своему народу
- Развитие эстетических и патриотических чувств.
Оборудование: изготовленная карта с городами Золотого кольца, карта Смоленской области, иллюстрации о городе Суздале, выставка книг о городах Золотого кольца и “Золотых местах Смоленщины”, желтые флажки на карте См.обл., листочки с “музеем слов”, детские сообщения с рисунками, тех мест, о которых они рассказывают.
Ход урока
1. Постановка целей и задач урока:
Сегодня мы продолжаем экскурсию по городам Золотого кольца. Сегодня мы также расширим свои знания и познакомимся с “Золотыми местами Смоленщины.”
2. Изучение нового материала
Покажем на карте, какие города мы уже изучили?
Итак, начнём наше путешествие с города, какого угадайте?
Рассказ учителя о городе, с добавлением информации дополнительной об этом городе.(о музеи игрушки, о фабрике “Загорской матрешки” ) В этом городе, ребята, я побывала сама. Это один из красивейших городов Золотого кольца. Он был основан Сергием Радонежским. Сначала, ребята, это был монастырь на пустом месте, а затем постепенно стали селиться люди вокруг этого монастыря. Так и образовался город Сергиев Посад. Было время, когда этот город носил другое название - Загорск. Он был назван в честь крупного деятеля партии Загорского. Затем был переименован опять в Сергиев Посад.
Одна из достопримечательностей города – это известная Троицко-Сергиева “лавра”. Обратимся к музею слов и посмотрим значение слова “лавра”. (лавра – это один из главных монастырей) Посмотрим теперь, что означает слово монастырь.
Работа в тетради написать этот город на карте в тетради.
- О каких достопримечательностях города вы узнали?
Вы узнали о монастыре, у нас тоже есть на Смоленщине один из известных монастырей. Сейчас нам об этом расскажет. (рассказ ученика о Герасимо- Болдинском монастыре). Показ на карте Смоленской области этого места.(Дети заранее приготовили флажки желтого цвета ,прикрепили их к карте с названием того места, о которым они будут делать сообщение на уроке). Слушаем внимательно, дома вам будет задание составить викторину о городах “Золотого кольца”, включив в неё вопросы о “Золотых местах Смоленщины”
Следующий город угадаем
Прочитаем о нём в учебнике и обратим внимание :
- Почему он получил такое название” ?
- Родина, какого художника этот город?
Работа в тетради, записать на карту этот город.
- О каких достопримечательностях города вы узнали?
Вы узнали что это Родина одного из известных художников – И.Левитана.
Давайте вспомним, с какими картинами И.Левитана мы знакомы?
У нас на Смоленщине тоже есть места, связанные с жизнью известных людей. Сейчас мы послушаем рассказ об этом месте. (рассказ ученицы о Хмелите месте связанном с Грибоедовым) Показ на карте См.обл.этого места. Ученица рассказывает о Хмели и одновременно, как бы выступает в роли экскурсовода показывая, план устройства этой усадьбы.
Следующий город
Прочитаем о нем сами в учебнике.
Беседа по содержанию.
- О каких достопримечательностях вы этого города вы прочитали? Показ дополнительных иллюстраций о достопримечательностях Суздаля. Этот старинный город ,как и все другие города собирает большое количество туристов .На одной из иллюстраций вы видите огромный и красивый туристический комплекс.
Нанесение город на карту в тетрадь.
Итак, вы узнали, что в Суздале есть музей деревянного Зотчества.
У нас на Смоленщине есть также похожий музей ,сейчас мы об этом узнаем.
(рассказ ученика о Талашкине с показом этого места на карте См.об.) Ученик вместе с учителем ведет показ иллюстраций из книги о Талашкине.
И последний город
Рассказ учителя об этом городе .Итак, о каких достопримечательностях города вы узнали? Вы узнали об Успенском соборе в городе Владимире, наш главный собор Смоленской области тоже носит название Успенский. Показ иллюстрации этого собора. После рассказа аналогичная работа.
У нас на Смоленщине тоже есть красивые соборы и церкви. Сейчас об одной из них я вам расскажу.
Рассказ учителя об Одигитриевской церкви в г.Вязьме. Рассказ сопровождается показом иллюстрации. Одигитриевская церковь ,ребята, является “жемчужиной” Смоленщины.
У нас в районном центре есть тоже красивые места : это наша Хиславичская церквь. Ребята, впомните:
- Как она называется?”
(дети говорят называется церковь Бориса и Глеба)
Мы с вами в ней побывали на зимних каникулах и отец Роман вам много о ней рассказал. Это и наш Хиславичский районный Дом культуры расположен в бывшей старинной усадьбе графа Салтыкова (объяснение слова “граф”) и красивый старинный парк, посаженный рядом с домом. Это мы поговорили об известных местах п.Хиславичи.
А теперь мы подойдем к нашему Соинскому поселению.
- Какие, ребята, известные и красивые места нашего поселения ,вы можете назвать?
(дети называют Ильинсую церковь ,имение помещика К.Мухина)
Да, ребята, это и наша Ильинская церковь в д.Скверета, с древним липами, которая сейчас находится в заброшенном состоянии, как раньше находился Болдинский монастырь и Хмелита, о которых вы делали сообщение .Это и имение помещика Кузьмы Мухина. Бывшая контора, которого находится рядом с нашей школой. И парк с вековыми липами, в котором мы с вами побывали осенью. Когда-то сюда приезжали летом в пионерский лагерь отдохнуть ребята из всего нашего района. Сейчас этот парк также находится в заброшенном состоянии. Но он всё равно красив.
У нас на уроке была сделана выставка книг о городах “Золотого кольца” и о культурных центрах Смоленщины, кто заинтересовался, может взять их домой и найти в этих книгах дополнительную информацию.
3. Подведение итогов и выставление оценок
- О каких городах говорили на уроке?
- О каких местах Смоленщины и нашего края вы узнали?
В дальнейшем постарайтесь посетить эти города или хотя бы побывать в тех местах Смоленщины, о которых шла речь сегодня на уроке.
4. Домашнее задание
Закончить составление викторины по городам Золотого кольца, включив в неё вопросы о “Золотых местах Смоленщины” и заполнить в тетради таблицу о достопримечательностях Золотого кольца.