Урок ОРКСЭ на тему «Дружба»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Цель урока: формирование понятия “дружба”, как важнейшей нравственной ценности.

Задачи:

  • расширить знания о дружбе;
  • сформулировать правила дружбы;
  • развивать коммуникативные навыки.

Планируемые результаты:

  • осознание понятия “дружба”;
  • умение отличать особенности дружеских отношений;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • развитие личной ответственности за свои поступки;
  • воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная

Оборудование и материалы к уроку:

  • учебник Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы, инструкционные карты (работа с пословицами), толковые словари, мультимедийная презентация, интерактивная доска.

Урок построен на основе ТРКМ.

Ход урока

1. Организационный момент.

Звучит песня “Настоящий друг” музыка Б.Савельева, стихи М.Пляцковского. (При входе каждый ученик получает карточку с буквами , и таким образом класс делится на группы.)

2. Вызов.

а) Учащиеся смотрят отрывок из м/ф “Кот Леопольд” и, отвечая на вопрос “что значит “жить дружно”?, определяют тему урока и формулируют цель работы (слайды 2 – 4)

б) - Напишите на листе, что вы понимаете под словом “дружба”? (прием ТРКМ - “Корзина идей”)

Дружба – это

  • ... быть добрым
  • ..... отношения
  • .... забота
  • .... привязанность друг к другу
  • ..... любовь
  • .... преданность и т.д.

в) подбор однокоренных слов к слову “дружба” (дружный, дружить, дружище, подружиться, друг) (слайд 5)

3. Осмысление.

а) Формулирование понятия “дружба”:

- Посмотрите, как объясняется слово дружба в толковом словаре (работа со словарной статьей) и в ваших учебниках (слайд 6) составление кластера (который постепенно заполняется на протяжении всего урока)

б) Театрализация. Рассказ В.Осеевой “Три товарища”

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке

- Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

- Завтрак потерял.

- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. – До обеда далеко еще!

- А ты где его потерял? – спросил Миша

- Не знаю – тихо сказал Витя и отвернулся.

- Как бы вы поступили в данной ситуации? (обмен мнениями)

- Давайте, посмотрим, чем закончилась эта история и кого из ребят вы бы назвали другом? Объясните свою точку зрения.

- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу: “Бери, ешь!”

- Продолжите фразу: Настоящий друг - это тот, кто...

- Как вы считаете, интереснее жить — с друзьями или без друзей?

- Как вы думаете, какими отличительными особенностями обладает дружба?

(обмен мнениями).

- Прочитайте статью в нашем учебнике (с. 32).

- О каких еще отличительных чертах дружбы вы узнали? (прием ТРКМ – инсерт: “V” – уже знал, “+” - новое) (слайд 6)

- Продолжаем составлять кластер.

в) Творческое задание “Собери пословицу”. Каждой группе дается инструкционная карта.

Инструкционная карта

Собери пословицу.

Объясни смысл данной пословицы.

Выведи правило дружбы и запиши его.

В счастье, найти, трудно, в несчастье -, легко, друга, степени, в высшей. (В счастье легко найти друга, в несчастье – в высшей степени трудно.)

Никому, туг, не друг, кто, тот в нраве. (Кто в нраве туг, тот никому не друг.)

Друга, тот, кто, в беде, сам, покидает, в беду, попадает. (Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.)

Да, легко, сохранить, найти, друзей, трудно. (Легко друзей найти, да трудно сохранить.)

Правила дружбы (слайд 7)

Минутка для глаз (слайд 8)

– Поднимите ваши буквы (ученики их получили при входе), какое же у вас получилось слово? ДРУГ

- Какой он настоящий друг? (слайд 9)

г) Викторина. Какие вы знаете произведения о дружбе? (слайд 10)

  • Девочке Жене был подарен необычный цветок, на котором было семь разноцветных лепестков “исполнения желаний”. Какое было последнее желание Жени? (Оторвала голубой лепесток и пожелала здоровья Вите).
  • Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили - не тужили. Назовите этих друзей - музыкантов. (Бременские музыканты: петух, кот, пес и осёл)
  • Как зовут девочку, которая выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда)
  • “Карлсон бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнёс: “Я самый больной в мире человек”. Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал: “Друг спас жизнь друга”. Какое лекарство дал Малыш? (Малиновое варенье)
  • Назови друзей Винни – Пуха. (Пятачок, Кролик, ослик Иа, мудрая Сова)
  • Герои Э.Успенского Крокодил Гена, Чебурашка и Галя решили “передружиться”. Как они это сделали? (Решили построить Дом Дружбы, и пока его строили, подружились)

4. Рефлексия

а) Составление синквейна. (слайд 11)

Дружба
Сильная, сплочённая.
Дружить, выручать, не предавать.
Никогда не оставлять друга в беде.
Верность.

б) Самооценка и самоанализ.

На листе бумаги обведите свою ладошку (каждый пальчик – это какая-то позиция, по которой хочется высказать свое мнение).

• большой – для меня это важно и интересно ...

• указательный - я получил конкретные рекомендации...

• средний - мне было трудно (или не понравилось)...

• безымянный – моя оценка атмосферы на уроке (комфортно или ...)

• мизинец - для меня было недостаточно...

5. Домашнее задание (по желанию) (слайд 12)

рисунок “Дерево дружбы”: нарисуйте себя в виде дерева, а всех своих друзей в виде корней этого дерева.

- Подумайте, какой из корней вашего дерева самый прочный и почему.