Цель урока: формирование понятия “дружба”, как важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
- расширить знания о дружбе;
- сформулировать правила дружбы;
- развивать коммуникативные навыки.
Планируемые результаты:
- осознание понятия “дружба”;
- умение отличать особенности дружеских отношений;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- развитие личной ответственности за свои поступки;
- воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная
Оборудование и материалы к уроку:
- учебник Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы, инструкционные карты (работа с пословицами), толковые словари, мультимедийная презентация, интерактивная доска.
Урок построен на основе ТРКМ.
Ход урока
1. Организационный момент.
Звучит песня “Настоящий друг” музыка Б.Савельева, стихи М.Пляцковского. (При входе каждый ученик получает карточку с буквами , и таким образом класс делится на группы.)
2. Вызов.
а) Учащиеся смотрят отрывок из м/ф “Кот Леопольд” и, отвечая на вопрос “что значит “жить дружно”?, определяют тему урока и формулируют цель работы (слайды 2 – 4)
б) - Напишите на листе, что вы понимаете под словом “дружба”? (прием ТРКМ - “Корзина идей”)
Дружба – это
- ... быть добрым
- ..... отношения
- .... забота
- .... привязанность друг к другу
- ..... любовь
- .... преданность и т.д.
в) подбор однокоренных слов к слову “дружба” (дружный, дружить, дружище, подружиться, друг) (слайд 5)
3. Осмысление.
а) Формулирование понятия “дружба”:
- Посмотрите, как объясняется слово дружба в толковом словаре (работа со словарной статьей) и в ваших учебниках (слайд 6) составление кластера (который постепенно заполняется на протяжении всего урока)
б) Театрализация. Рассказ В.Осеевой “Три товарища”
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке
- Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
- Завтрак потерял.
- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. – До обеда далеко еще!
- А ты где его потерял? – спросил Миша
- Не знаю – тихо сказал Витя и отвернулся.
- Как бы вы поступили в данной ситуации? (обмен мнениями)
- Давайте, посмотрим, чем закончилась эта история и кого из ребят вы бы назвали другом? Объясните свою точку зрения.
- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу: “Бери, ешь!”
- Продолжите фразу: Настоящий друг - это тот, кто...
- Как вы считаете, интереснее жить — с друзьями или без друзей?
- Как вы думаете, какими отличительными особенностями обладает дружба?
(обмен мнениями).
- Прочитайте статью в нашем учебнике (с. 32).
- О каких еще отличительных чертах дружбы вы узнали? (прием ТРКМ – инсерт: “V” – уже знал, “+” - новое) (слайд 6)
- Продолжаем составлять кластер.
в) Творческое задание “Собери пословицу”. Каждой группе дается инструкционная карта.
Инструкционная карта
Собери пословицу.
Объясни смысл данной пословицы.
Выведи правило дружбы и запиши его.
В счастье, найти, трудно, в несчастье -, легко, друга, степени, в высшей. (В счастье легко найти друга, в несчастье – в высшей степени трудно.)
Никому, туг, не друг, кто, тот в нраве. (Кто в нраве туг, тот никому не друг.)
Друга, тот, кто, в беде, сам, покидает, в беду, попадает. (Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.)
Да, легко, сохранить, найти, друзей, трудно. (Легко друзей найти, да трудно сохранить.)
Правила дружбы (слайд 7)
Минутка для глаз (слайд 8)
– Поднимите ваши буквы (ученики их получили при входе), какое же у вас получилось слово? ДРУГ
- Какой он настоящий друг? (слайд 9)
г) Викторина. Какие вы знаете произведения о дружбе? (слайд 10)
- Девочке Жене был подарен необычный цветок, на котором было семь разноцветных лепестков “исполнения желаний”. Какое было последнее желание Жени? (Оторвала голубой лепесток и пожелала здоровья Вите).
- Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили - не тужили. Назовите этих друзей - музыкантов. (Бременские музыканты: петух, кот, пес и осёл)
- Как зовут девочку, которая выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда)
- “Карлсон бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнёс: “Я самый больной в мире человек”. Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал: “Друг спас жизнь друга”. Какое лекарство дал Малыш? (Малиновое варенье)
- Назови друзей Винни – Пуха. (Пятачок, Кролик, ослик Иа, мудрая Сова)
- Герои Э.Успенского Крокодил Гена, Чебурашка и Галя решили “передружиться”. Как они это сделали? (Решили построить Дом Дружбы, и пока его строили, подружились)
4. Рефлексия
а) Составление синквейна. (слайд 11)
Дружба
Сильная, сплочённая.
Дружить, выручать, не предавать.
Никогда не оставлять друга в беде.
Верность.
б) Самооценка и самоанализ.
На листе бумаги обведите свою ладошку (каждый пальчик – это какая-то позиция, по которой хочется высказать свое мнение).
• большой – для меня это важно и интересно ...
• указательный - я получил конкретные рекомендации...
• средний - мне было трудно (или не понравилось)...
• безымянный – моя оценка атмосферы на уроке (комфортно или ...)
• мизинец - для меня было недостаточно...
5. Домашнее задание (по желанию) (слайд 12)
рисунок “Дерево дружбы”: нарисуйте себя в виде дерева, а всех своих друзей в виде корней этого дерева.
- Подумайте, какой из корней вашего дерева самый прочный и почему.