Интегрированный урок (чтение + география) по теме «Чтобы помнили…»

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (72 МБ)


Задачи:

  • Образовательные:
    • развивать умение анализировать текст на произведение Б.Васильева «Экспонат №…»;
    • совершенствовать умения и навыки выразительного чтения , чтения по ролям, пересказа;
    • развивать умение характеризовать героев на основании их поступков и соотносить их с реальной жизнью;
    • способствовать интересу учащихся к чтению художественной литературы патриотической направленности;
    • расширить представления учащихся о Героях Великой Отечественной войны Чебулинского района Кемеровской области и ветеранах ВОВ, проживающих на территории пгт Верх-Чебула.
  • Развивающие:
    • способствовать повышению учебной мотивации через нетрадиционные формы уроков;
    • развивать умение видеть авторское отношение к изображаемому, обличению равнодушия и казенщины;
    • развивать познавательный интерес к изучению истории своего поселка, района через знакомство с Героями Великой Отечественной войны Чебулинского района Кемеровской области и ветеранами ВОВ, проживающих на территории пгт Верх-Чебула.
  • Воспитательные:
    • содействовать воспитанию чувства патриотизма и любви к Родине, чувства благодарности к погибшим в годы войны;
    • воспитание чувства сопричастности и сопереживания, желания оказать посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.

Оборудование: плакат «70 лет Победы», выставка произведений Б.Васильева, мультимедийная презентация «Чтобы помнили», музыкальное сопровождение: «Журавли», «От героев былых времен», «Баллада о матери», «Поклонимся великим тем годам», «Всекузбасская книга памяти», тексты на произведение Б.Васильева «Экспонат № …».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

[Слайд 1]
Учитель географии. «Бывают события, которые со временем стираются из памяти народной. Но есть события, значение которых с годами не т. не уменьшаются, а, напротив, с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными. К таким событиям относится Великая Победа нашего народа в Великой Отечественной войне, годовщину которой мы отмечаем в этом году».

[Слайд 2]
Учитель чтения. Сколько лет прошло, как закончилась война?

– Да, со времени окончания самой жестокой и кровопролитной войны в истории человечества прошло 70 лет. Уже далеко позади та страшная война, уже выросли не только внуки, но и правнуки победителей. Почему же мы вновь и вновь обращаемся к этой странице истории, почему многие писатели продолжают рассказывать о ней?

2. Основная часть урока

[Слайды 3-4]

Писатель-фронтовик В.Быков сказал: «Потому что тот подвиг, память о нём, сколько бы времени ни прошло, не остынет в наших сердцах».
Давайте же рассказывать об этой справедливой войне, чтобы помнили!

[Слайд 5 Видеоролик «Журавли»]

– Война – это 27 мл погибших. Это значит 16 убитых на 2 м земли, 16 тысяч убитых ежедневно. Помни!
– Если каждому погибшему на Земле посвятить минуту молчания, то люди всей нашей планеты будут молчать 30 лет!
– Журавли стали символом памяти солдат, павших в годы Великой Отечественной войны. Пролетают журавли – это павшие солдаты дают о себе знать.

[Слайд 6]

«Да, сделали всё, что могли мы,
Кто мог, сколько мог и как мог,
И были мы солнцем палимы,
И шли мы по сотням дорог.

Да, каждый был ранен, контужен,
А каждый четвёртый – убит.
И лично Отечеству нужен,
И лично не будет забыт!» –

говорит от имени фронтовиков поэт Б. Слуцкий.

– Прошу задуматься над последней строкой. Так ли это?

[Слайды 7-9]

– Да, мы привыкли к парадным передачам с Красной площади в День Победы, к торжественному возложению венков к могиле Неизвестного солдата. К 50-летию Победы возведён мемориал на Поклонной горе и всех, кто приходит сюда, встречает колокольный звон и призыв: «Никто не забыт и ничто не забыто!».

[Слайды 10-11]

Да и мы с вами каждый год 9 мая приходим на нашу поселковую площадь, чтобы поклониться тем, кто погиб и кто выжил в этой страшной войне, защищая свою Родину, свою семью, свою улицу.
Значит, мы можем сказать, что, да, действительно, никто не забыт и ничто не забыто? Или дело обстоит иначе?

[Слайд 12]

Мы приглашаем вас к разговору о памяти. Что значит помнить? Надо ли нам, живущим через 70 лет после Великой Победы, помнить о тех годах?

[Слайд 13]

Обратимся к эпиграфу.
Это слова известного поэта Р. Рождественского из поэмы «Реквием»:

«Это нужно – не мёртвым!
Это надо – живым!»

– А, может, не надо? Что будет, если мы забудем нашу историю, в частности, Великую Отечественную войну?

[Слайды 14-16]

– Ответы на волнующие нас вопросы мы постараемся найти в рассказе Б.Васильева «Экспонат №…» и в современной жизни, реальной действительности.

Б.Васильев, писатель-фронтовик, умер в 2013 году, на 93-м году жизни. «А зори здесь тихие…», «В списках не значился», «Завтра была война», рассказ «Экспонат №…» посвящены теме памяти о погибших.

– Судя по его произведениям, мы понимаем, что для Васильева эта тема священна. Он хочет, чтобы мы, читатели, знали о подвигах дедов и прадедов, чтили их память. Именно с этой целью создаются Музеи боевой воинской славы. Понятно, чтобы создать выставку, надо обращаться к ветеранам, их родственникам с просьбой передать какие-то документы или вещи в музей. Хорошее, вроде бы, дело... Но почему же восстаёт против этого писатель? Чем он возмущён?

– Итак, обратимся к произведению.
– С чего начинается рассказ?
– Рассказ начинается со сцены прощания и ухода Игорька на фронт.

[Слайд 17]

– Сколько писем получила Анна Федотовна?
– От кого было второе письмо? (Зачитать)
– Что значили для Анны Федотовны письма с фронта?
– Письма для Анны Федотовны стали той нитью, которая связывала её с сыном. Два письма и похоронка. Она бережно их хранит и перечитывает перед сном. Это стало для неё особенным ритуалом, перед ней стали звучать голоса. Голос войны, голос родного Игорька, голос сержанта Переплётчикова. Письма для Анны Федотовны стали смыслом жизни.
– Почему Анна Федотовна не смотрела фильмы о войне?
– Не могла смотреть на гибель мальчиков, ровесников её сына. Но однажды…
– Что произошло однажды?

(Зачитывание отрывка «Мать узнала сына….»)

[Слайд 18]
– Для того, чтобы вы смогли до конца прочувствовать и горе матери, и вдруг вспыхнувшую надежду на то, что сын жив, я предлагаю вам послушать песню на стихи знаменитого поэта А.Дементьева «Баллада о матери».

[Слайд 19]

– В чём эта песня созвучна рассказу?
– И там, и там звучит тема материнского страдания, боли за родного сына, который ушёл защищать свою Родину и – не вернулся.
И теперь целыми днями с небывалым напряжением Анна Федотовна вглядывается в экран телевизора и также по-прежнему перечитывает перед сном заветные письма и думает: «А вдруг её Игорёк жив?»
– И вдруг как-то впервые за много лет запнулась на письме друга. Почему?
(пересказ эпизода «Она ослепла»)
– От чего ослепла Анна Федотовна?
– Да, она ослепла от горя и слёз, нервного переутомления и тяжести пережитого, но всё равно каждый вечер перед сном она брала письма, гладила их, слушая голоса из прошлого. И только эти письма, эта тонюсенькая ниточка связывала мать и сына на протяжении долгих лет.

[Слайд 20]
– Что произошло накануне празднования очередного Дня Победы?
Как раз в канун праздника явились к Анне Федотовне гости: две очень серьёзные девочки и один ещё более серьёзный мальчик. Они случайно узнали, что у старой женщины сохранились фронтовые письма.
Чтение по ролям эпизода «Детская жестокость», – какими словами из текста можно озаглавить этот финальный эпизод?
– Визит старательных пионеров.
– Как вели себя дети по отношению к старушке?
–Что имела в виду девочка, спросившая Анну Федотовну: «Вы ведь очень, очень старенькая, правда, ведь?»

[Слайд 21]
– Почему ребята не чувствуют горя матери, почему не понимают, что она живёт тольео благодаря этому единственному письму сына с фронта?
– Стремление любой ценой выполнить обязательства, взятые накануне Дня Победы, толкают ребят на «жестокие» поступки. Ставя на первое место мероприятие само по себе, дети забыли о законах человечности и просто о внимательном отношении к матери, потерявшей на войне единственного сына. У них есть желание, но нет души. Они не умеют сострадать, они равнодушны к чужой боли. А человек, не способный к этому чувству, страшный человек.
Вы согласны со мной?

– Что произошло с Анной Федотовной вечером, когда она поняла, что писем нет?
– Врачи вытащили её из «безвременья», но душа её замолчала. Сын для неё умер, погиб вторично и теперь уже навсегда.

(Выразительное чтение отрывка «Душа ее ослепла и оглохла»).

– Умирает старая женщина, пережившая войну, смерть сына и не пережившая жестокость нашего времени, непонимание, недоброту, равнодушие.
– Как писатель смог показать несоизмеримость горя и памяти матери с очередным мероприятием, проводимым в школе?

(Чтение наизусть «Послесловие»)

– То, что было смыслом и содержанием жизни старой женщины, оказалось для потомков «вторичным экспонатом». Для Анны Федотовны письма – это память о сыне, целая жизнь, а для пионеров всего лишь забытый экспонат.

– Как бы вы поступили на месте этих ребят?
– Для чего создаются музеи?
– Чтобы помнили!

[Слайд 22]
– Так чему же учит нас рассказ Б.Васильева «Экспонат №…»
– Надо ли нам, живущим через 70 лет после Великой Победы, помнить о тех годах?

– Обязательно! Память нужна не только тем, кто выстоял. Еще нужнее она – молодым, чтобы вы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир. Нужно помнить своих дедов и прадедов, которые победили в той страшной войне. Автор призываетнас не быть бессердечными и равнодушными к чужому горю. Ведь убивает не только пуля, не только клинок или осколок, убивает дурное слово, скверное дело, убивает равнодушие и казенщина, убивает трусость и подлость. Именно это убило Анну Федотовну.

[Слайд 23]
Учитель географии. – В чём ещё выражается наша память?

– Ребята, вы сейчас будете смотреть кадры презентации. Попробуйте, составить рассказ, что вы, ваши старшие и младшие товарищи по школе делали, делаете, чтобы сохранить память о той жестокой войне, как помогаете ветеранам, труженикам тыла?

[Слайды 24-28]
– Ухаживать за могилами фронтовиков, оказывать посильную помощь ветеранам, возводить памятники, высаживать аллеи памяти, создавать книги Памяти.

[Слайд 29]
В 1995 году в честь 50-летия Победы выпущена «Всекузбасская книга памяти», посвященная не вернувшимся с войны (демонстрация Книги Памяти).

[Слайд 30]
Из Чебулинского района на фронт ушло 8500 человек.

[Слайд 31]
Погибло более 3000 человек, половина из которых до сих пор числится «без вести пропавшими».

[Слайд 32]
– Ребята, вы только что, обсуждали рассказ Бориса Васильева «Экспонат № …», о матери, потерявшей на войне сына.
Война коснулась каждой семьи в России. Вот и во «Всекузбасской книге Памяти» есть фотографии 5-ти сыновей Основы Вассы Даниловны, прабабушки моего мужа. Шесть ее сыновей ушли на фронт и пятеро из них погибли. Мой муж рассказывал, что в детстве видел, как прабабушка каждый вечер выставляла фотографии не вернувшихся с войны сыновей на стол и долго безутешно оплакивала их.
Война многих «забрала», но и многих пощадила. 70 лет прошло с момента Победы.
Сколько их, ветеранов ВОВ осталось в пгт Верх-Чебула? Ведь им сейчас, самым молодым 88-90 лет.

[Слайд 33]
На 9 мая 2012 года на территории пгт Верх-Чебула проживали 10 ветеранов ВОВ.

[Слайды 34-43]
– Назовите их имена (дети встают и называют ветеранов ВОВ).

[Слайды 44-47]
9 мая 2014 года. На площадь пришли 5 человек, ветеранов-фронтовиков. Вот они – последние солдаты Великой Победы (дети называют фамилии ветеранов-чебулинцев).

[Слайд 48]
Топоркова Александра, ученица 6 класса. А я знаю ветерана Великой Отечественной войны Степанова Михаила Степановича. Он приходил к нам в школу, и очень интересно было услышать о тех далеких страшных днях нашей Родины из уст участника войны. Я никогда не забуду этой встречи.

А кто знает о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне?

[Слайд 49]
Филатов Вова, ученик 6 класса. Я, к сожалению, не знаю о своих родственниках, которые воевали, но точно знаю, что одна улица в нашем поселке названа в честь жителя Чебулинского района, Героя Советского Союза – Прокопчика Анатолия Павловича.

[Слайды 50-57]
– Чебулинский район воспитал 7 героев Советского Союза. Вы конечно о них слышали. Давайте еще раз вспомним их имена (дети смотрят презентацию и называют Героев Советского Союза).

[Слайд 58]
Много надо делать для того, чтобы наследники Великой Победы были достойными памяти своих предков, чтобы помнили их и гордились ими. Но, вы видите, что не всё так просто с нашей памятью о войне. Да, наш народ чтит ветеранов, помнит о них, но есть, к сожалению, факты, говорящие об обратном. В местностях, оккупированных во время войны, до сих пор встречаются незахороненные останки наших солдат, на Троицкой свалке под Москвой найдено полковое знамя, некоторые юнцы прикуривают от Вечного огня, боевые ордена и медали стали предметом купли-продажи на барахолках. В конце января 2015г. в Новокузнецке произошёл вопиющий случай: молодой человек украл фронтовые награды у ветерана, которому уже 90 лет. Он хотел продать их коллекционерам, но его задержали полицейские.

Никто из вас не знает своих прадедов, воевавших за вас в той жестокой войне. Да и о живущих ещё рядом с нами ветеранах мы вспоминаем лишь в праздники. А ведь вы – последнее поколение, которое ещё может сделать что-то хорошее для них и запомнить их живыми: их остались единицы.

[Слайд 59] (звучит музыка «От героев былых времен….»)
Мы потихоньку превращаемся в иванов, не помнящих родства. А ведь та война прошлась по каждой семье в нашей стране. Для всего мира это была война мировая, а для наших дедов и прадедов, бабушек и прабабушек это была война Великая Отечественная. Мама моего мужа, в 13 лет испытавшая на себе в Белоруссии весь ужас оккупации, говорила: «Лиха нахлебались все вдоволь». Фашисты, войдя в деревню, выгнали из домов всех, не успевших спрятаться, и расстреляли. Были убиты отец и трое её братьев. Её и мамы не было дома: потому и спаслись. События военных лет не должны быть нами забыты. Когда народ забывает, что такое война – он получает следующую войну, потому что память – главный враг войны. Память не оставляет человека равнодушным. Старая мудрость гласит: «Не плачьте об умерших, плачьте о потерявших душу и совесть». Именно память будит нашу совесть, не даёт нам покоя.

[Слайд 60]
– Бойтесь быть беспамятными в этой жизни, бойтесь быть равнодушными к чужому горю. Может быть, не будет тогда варварского разрушения памятников, храмов, не повернётся ни у кого язык нагрубить ветерану.

[Слайды 61-63]
– Никому в голову не придёт убивать детей, как это произошло в Беслане в 2004 году, а в 2014 в Одессе заживо сжечь почти 40 ни в чем не повинных человек, начать братоубийственную войну в Украине.
А истоки всего в том же фашизме. Это страшное предупреждение нам, живущим в 21 веке: остановись, вспомните! Забудете – все повторится. История не прощает предательства.

3. Подведение итогов урока

[Слайд 63]

Учитель географии:

Помните о тех днях, когда целые семьи исчезали с лица Земли.
Помните о тех днях, когда в каждой семье ребёнок узнал, что такое голод.
Помните о тех днях, когда искалеченные физически и морально люди, не утонули в своих печалях, а выжили и дали жизнь новым людям.
Помните и гордитесь. И старайтесь соответствовать своим предкам.
Благодарим вас за участие в уроке памяти.

[Слайды 64-65]

Учитель чтения. В последние годы возникла новая традиция: накануне Дня Победы всем вручают георгиевские ленты, как символ памяти и гордости за этот день воинской славы России.
И мы вручаем каждому из вас георгиевскую ленту с напутствием:

Нет, не горели вы в огне,
Не сиротело ваше детство.
Но память, память о войне
К вам переходит по наследству! М. Небогатов.

[Слайд 66] Видеоролик «Поклонимся великим тем годам!»

Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим!
Давайте, люди, встанем на мгновение
И в скорби постоим и помолчим! А.Фатьянов