Цель урока: изучить демографическую ситуацию воспроизводства населения в городе Северодвинске, используя материалы газеты «Северный рабочий» за 2009 год.
Задачи:
- Образовательные:
- систематизировать знания учащихся по теме «Население»;
- на краеведческом материале показать демографические процессы, которые происходят в естественном движении населения города (области).
- Развивающие:
- продолжить развитие умений работать с материалами периодической печати (газета «Северный рабочий», извлекать информацию, обрабатывать её, систематизировать ( составлять таблицы, графики), анализировать полученные результаты и делать выводы.
- Воспитательные: воспитание эмпатии у учащихся.
Оборудование:
- опорный конспект (ОК) по теме «Население»;
- статистические материалы из газеты « Северный рабочий» ( за 2009 г.);
- канцелярские принадлежности: листы А-4, маркеры цветные;
- техническое обеспечение: компьютер, цветные иллюстрации по теме, презентация, которая создается в ходе урока.
Второй вариант урока. Конспект урока в логике исследовательского подхода.
Тема «Демографические показатели воспроизводства населения в г. Северодвинске»
Название этапа |
Задачи этапа |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
Примечание |
IV этап. Применение знаний | 1.Обработать демографические
показатели воспроизводства населения в
г.Северодвинске за 2009 год; 2. Представить данную информацию графически ( графики, диаграммы); 3. Сделать выводы, найти сходства и различия в демографических тенденциях воспроизводства. |
Учитель мотивирует учащихся для работы
в группе; – помогает оптимально распределить работу, чтобы в отведенное время выполнить задание; – ведет хронометраж времени; – оказывает помощь в случае обращения учащихся. |
Учащиеся в группах работают по своему
заданию: – распределяют обязанности; – обрабатывают данные; – делают расчеты (вычисления); – выстраивают графики по полученным данным; – формулируют выводы; – готовятся к представлению работы и ответам на вопросы оппонентов. |
Выборка данных д.б. выполнена заранее
(из местной газеты «Северный рабочий»); – построение графиков лучше выполнять на компьютере; |
1. | У: Начинаем защиту своей работы. | Уч-ся 1 группы: по данным газеты «СР» (см. рубрику «Демография»), составили таблицу со всеми демографическими показателями (Р, С,ЕП). Всего 47 недель. | Лучше если она будет выполнена на компьютере | |
2. | У: Что характерно для процесса рождаемости в городе? Какие выводы Вы смогли сделать? | Уч-ся 2 группы: По данным показателей рождаемости мы построили график, где по вертикальной оси отложили количество рождений, по горизонтали – количество недель (47). График представляет собой ломаную линию, где самый высокий показатель– 103 чел., а самый низкий– 26 чел. Сделали вывод, что рождаемость в городе повышается.27 недель показатели рождаемости выше средне (42 чел) |
Цвет лучше взять позитивный, для среднего показателя – контрастный | |
3. | У: Каковы показатели смертности в нашем городе были в 2009 году? Что представляет собой график? | Уч-ся 3 группы: Показатели смертности достаточно высокие и колеблются от 86 до 29 человек по актам записей. Средний показатель смертности = 44 чел. Выводы: смерность в 2009 году выше рождаемости, поэтому она имеет отрицательный показатель. Смертность(20 недель) выше средней. Причины смертности– рак, инфаркты, постинфарктный миокард, отравления. |
Цвет темных тонов. Средний показатель светлых тонов. | |
4. | У: Как рассчитали показатели
ЕП? Какую формулу использовали? Что можно сказать о величине ЕП населения города в 2009 году? |
Уч-ся 4 группы: Естественный прирост рассчитали по формуле Р – С = ЕП. В таблице1 прил. это 3 столбик. Показатели колеблются от 54 до 24 чел. Годовой показатель ЕП (– 2). В течение 13 недель ЕП был положительным. В остальные недели графики расположены вниз. Всё говорит о существующей проблеме с ЕП населения в городе. |
Оба графика моделируются в одной координатной плоскости. Указываются токи пересечения 0 | |
5. | У: Обобщим все выводы по
основным показателям воспроизводства населения
нашего города. Какие черты сходства с российскими тенденциями мы нашли? Чем наши показатели отличаются от российских? |
Уч-ся формулируют общие
выводы, называя черты сходства и различия. – последний представленный график показывает основные демографические показатели (рождаемость и смертность) по городу Северодвинску за 2009 год. По нему можно видеть, что знаменитый «Русский крест» , которым пугали лет пять тому назад, по нашему графику не вырисовывается. Но есть несколько точек пересечения графиков, которые говорят о нулевом естественном приросте, который может привести к вымиранию и старению населения. + Для нашего города характерны все существующие демографические показатели воспроизводства населения. + Естественное движение населения соответствует первому типу воспроизводства, причём с отрицательным естественным приростом, подтверждающим процесс депопуляции. + Можно говорить о медленном увеличении численности населения в городе, благодаря демографической политике, проводимой государством и местными органами управления. + Рождаемость напрямую связана с показателями брачности. + Для города характерен высокий показатель смертности, что ведёт к отрицательному естественному приросту. Причины смертности:
|
Спрашивать тех, кто показал наименьшую активность в работе группы. | |
6. | Рефлексия | У: Брифинг (быстрый вопрос –
быстрый ответ): – кто имеет газету СР, читает её? – знали ли вы о тех данных, которые мы использовали для исследования? – какое впечатление на вас оказали данные по рождаемости? – согласны ли вы с выводами группы, чем можете это подтвердить? – о чем говорят данные о смертности? – как вы восприняли данные о смертности, глядя на график? – какие причины смертности вы добавили бы к анализу показателей? – на какой показатель ЕП рассчитывали, положительный или отрицательный? – какие вопросы предложите для дальнейшего исследования |
Уч-ся: (оживляются и работают
активно): – уч-ся поднимают руки (отрицательно
качают головой); |
Это предлагаемые |
– скажите, интересно ли вам было на
уроке работать по предложенной теме? – решена ли учебная задача данного этапа урока (да, нет не совсем, др. варианты)? |
– да, здорово, – очень актуальная тема; – оказывается, что статистика очень интересная наука, которая может рассказать очень много интересного! – решена полностью, но много интересного осталось «за кадром…» |
Домашнее задание
1. Повторить понятия по теме «Население».
2. Подготовить работу по теме исследования,
обработав все использованные материалы.
3. Оформить презентацию по теме «Демографические
показатели воспроизводства населения в г.
Северодвинске» (задание дается конкретно
выбранному ученику или группе учеников для
обобщения полученных материалов рабочими
группами на уроке).
4. Подготовить приложения к исследовательской
работе, выполненные группами во время урока.