Урок географии по теме «Население и трудовые ресурсы Архангельской области. Демографические показатели воспроизводства населения в г. Северодвинске». 9-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель урока: изучить демографическую ситуацию воспроизводства населения в городе Северодвинске, используя материалы газеты «Северный рабочий» за 2009 год.

Задачи:

  • Образовательные:
    • систематизировать знания учащихся по теме «Население»;
    • на краеведческом материале показать демографические процессы, которые происходят в естественном движении населения города (области).
  • Развивающие:
    • продолжить развитие умений работать с материалами периодической печати (газета «Северный рабочий»,  извлекать информацию, обрабатывать её, систематизировать ( составлять таблицы, графики), анализировать полученные результаты и делать выводы.
  • Воспитательные: воспитание эмпатии у учащихся.

Оборудование:

  • опорный конспект (ОК) по теме «Население»;
  • статистические материалы из газеты « Северный рабочий» ( за 2009 г.);
  • канцелярские принадлежности: листы А-4, маркеры цветные;
  • техническое обеспечение: компьютер, цветные иллюстрации по теме, презентация, которая создается в ходе урока.

Второй вариант урока. Конспект урока в логике исследовательского подхода.

Тема «Демографические показатели воспроизводства населения в г. Северодвинске»

Название этапа

Задачи этапа

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Примечание

IV этап. Применение знаний 1.Обработать демографические показатели воспроизводства населения  в г.Северодвинске за 2009 год;
2. Представить данную информацию графически
( графики, диаграммы);
3. Сделать выводы, найти сходства и различия в демографических тенденциях воспроизводства.
Учитель мотивирует учащихся для работы в  группе;
– помогает  оптимально распределить  работу, чтобы в отведенное время выполнить задание;
– ведет хронометраж времени;
– оказывает помощь в случае обращения учащихся.
Учащиеся в группах работают по своему заданию:
–  распределяют обязанности;
– обрабатывают данные;
– делают расчеты (вычисления);
– выстраивают графики по полученным данным;
– формулируют выводы;
–  готовятся к представлению работы и ответам на вопросы оппонентов.
Выборка данных д.б. выполнена заранее (из местной газеты «Северный рабочий»);
– построение графиков лучше выполнять на компьютере;
1.   У: Начинаем защиту своей работы. Уч-ся 1 группы: по данным газеты «СР» (см. рубрику «Демография»), составили таблицу со всеми демографическими  показателями (Р, С,ЕП). Всего 47  недель. Лучше если она будет выполнена на компьютере
2.   У: Что характерно для процесса рождаемости в городе? Какие выводы Вы смогли сделать? Уч-ся 2 группы:
По данным показателей рождаемости мы построили график, где по вертикальной оси отложили количество рождений, по горизонтали – количество недель (47). График представляет собой ломаную линию, где самый высокий показатель–  103 чел., а самый низкий– 26 чел.
Сделали вывод, что рождаемость в городе повышается.27 недель показатели рождаемости выше средне (42 чел)
Цвет лучше взять позитивный, для среднего показателя –  контрастный
3.   У: Каковы показатели смертности  в нашем городе были в 2009 году? Что представляет собой график? Уч-ся 3 группы:
Показатели смертности достаточно высокие и колеблются от 86 до 29 человек по актам записей. Средний показатель смертности = 44 чел.
Выводы: смерность в 2009 году выше рождаемости, поэтому она имеет отрицательный показатель.
Смертность(20 недель) выше средней. Причины смертности–  рак, инфаркты, постинфарктный миокард, отравления.
Цвет  темных тонов. Средний показатель светлых тонов.
4.   У: Как рассчитали показатели ЕП? Какую формулу использовали?
Что можно сказать о величине ЕП населения города в 2009 году?
Уч-ся 4 группы:
Естественный прирост рассчитали по формуле Р – С = ЕП. В таблице1 прил. это 3 столбик. Показатели колеблются от 54 до 24 чел.
Годовой показатель ЕП (– 2).
В течение 13  недель ЕП был положительным. В остальные недели графики расположены вниз. Всё говорит о существующей проблеме с ЕП населения в городе.
Оба графика моделируются в одной координатной плоскости. Указываются токи пересечения 0
5.   У: Обобщим все выводы по основным показателям воспроизводства населения нашего города.
Какие черты сходства с российскими тенденциями мы нашли?
Чем наши показатели отличаются от российских?
Уч-ся формулируют общие выводы, называя черты сходства и различия.
–  последний представленный график показывает основные демографические показатели (рождаемость и смертность) по городу Северодвинску за 2009 год. По нему можно видеть, что знаменитый «Русский крест» , которым пугали лет пять тому назад, по нашему графику не вырисовывается. Но есть несколько точек пересечения графиков, которые говорят о нулевом естественном приросте, который может привести к вымиранию  и старению населения.
+ Для нашего города характерны все существующие демографические показатели воспроизводства населения.
+ Естественное движение населения соответствует первому типу воспроизводства, причём с отрицательным естественным приростом, подтверждающим процесс депопуляции.
+ Можно говорить о медленном увеличении численности населения в городе, благодаря демографической политике, проводимой государством и местными органами управления.
+ Рождаемость напрямую связана с показателями брачности.
+ Для города характерен высокий показатель смертности, что ведёт к отрицательному естественному приросту. Причины смертности:
  • Медицинские показатели
  • Экологическая ситуация в городе
  • Дорожно –транспортные происшествия
  • Производственные травмы
  • Суицид
  • Вредные привычки, связанные с алкоголем, курением, наркоманией.
Спрашивать тех, кто показал наименьшую активность в работе группы.
6. Рефлексия У: Брифинг (быстрый вопрос –  быстрый ответ):
– кто имеет газету СР, читает её?
– знали ли вы о тех данных, которые мы использовали для исследования?
– какое впечатление на вас оказали данные по рождаемости?
– согласны ли вы с выводами группы, чем можете это подтвердить?
– о чем говорят данные о смертности?
– как вы восприняли данные о смертности, глядя на график?
– какие причины смертности  вы добавили бы к анализу показателей?
– на какой показатель ЕП рассчитывали, положительный или отрицательный?
–  какие вопросы предложите для дальнейшего исследования
Уч-ся: (оживляются и работают активно):

– уч-ся поднимают руки (отрицательно качают головой);
– большинство даже не подозревали о такой информации;(не обращали внимание на эту маленькую заметку;
– удивление, недоумение, согласие;
– согласны (факты вещь убедительная). Примеры пополнения в своей семье, знакомых; много беременных, людей с колясками, проблема с детскими садами;
– знают о высокой смертности; сожаление в связи с тем, что на кладбищах уже возник некрополь, равный городу живых;
– причины, выделенные цветом добавлены уч-ся
– положительный!, но увы…
– интересны показатели брачности, разводимости;
– интересны  цифры по рождению мальчиков и девочек (половая структура населения);
–  сравнить с показателями 2010, 2011 годов.

 

 

 

 

Это предлагаемые
уч-ся темы для
дальнейших  исследований

    – скажите, интересно ли вам было на уроке работать по предложенной теме?
– решена ли учебная задача данного этапа урока (да, нет не совсем, др. варианты)?
–  да, здорово,
– очень актуальная тема;
– оказывается, что статистика очень интересная наука, которая может рассказать очень много интересного!
– решена полностью, но много интересного осталось «за кадром…»
 

Домашнее задание

1. Повторить понятия по теме «Население».
2. Подготовить работу по теме исследования, обработав все использованные материалы.
3. Оформить презентацию по теме «Демографические показатели воспроизводства населения в г. Северодвинске» (задание дается конкретно выбранному ученику или  группе учеников для обобщения полученных материалов рабочими группами на уроке).
4. Подготовить приложения к исследовательской работе, выполненные группами во время урока.