«Синтаксис и пунктуация. Обобщение изученного». 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока:

  • Образовательные: формирование у учащихся умений выделять грамматическую основу предложения; формирование умений правильной постановки знаков препинания; формирование умений выявлять сходство и различия простых и сложных предложений; формирование умений делать выводы и обобщения при изучении темы.
  • Развивающие: развитие речи, памяти, внимания; развитие у учащихся познавательного интереса; совершенствование умений ставить правильно знаки препинания; закрепление умений различать простое предложение с однородными членами, соединёнными союзом и, и сложного предложения, части которого соединены также союзом и; развитие логики; развитие самодисциплины.
  • Воспитательные: воспитание стремления к речевому самосовершенствованию; воспитание духовно богатой и грамотной личности; воспитание любви к своей стране и языку.

Ход урока

Звучит первый куплет песни Евгения Птичкина на стихи Роберта Рождественского “Была судьба” на фоне слайдов о детях войны (Приложение 1, Приложение 10, слайды 2-8).

- Ребята, скажите, пожалуйста, какова тема этой песни? (детство и война)

- Детство, опаленное войной. Страшные слова. Как вы думаете, почему сегодня нам так важно говорить об этом? (год 70-летия Победы, год литературы). Обратите, пожалуйста, внимание на выставку книг, посвященную детям военных лет.

- Причин, безусловно, много. И сегодняшний урок русского языка необычный. Это урок-память, урок-взросление. А о чем мы будем говорить на уроке, обращаясь к теме “Детство и война”? (Синтаксис, пунктуация).

- Совершенно верно. Мы с вами закончили изучение такого сложного раздела науки о русском языке, как синтаксис. А что же он изучает? (словосочетания, предложения, текст).

- Какая наука помогает нам в изучении синтаксиса? (пунктуация)

- Что это такое? (наука о знаках препинания, слайд 9)

- Чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? (повторять, обобщать, тренироваться в постановке знаков препинания).

- Наш урок мы начали с песни Евгения Птичкина на слова Роберта Рождественского “Была судьба”. Этот текст в синтаксическом плане очень интересен. На доске записаны предложения из песни. Я предлагаю вам выполнить синтаксический разбор этих предложений по вариантам. (у доски работают 2 человека; знаки препинания не расставлены).

1. А мы не станем памяти перечить и вспомним дни далекие, когда

Упала нам на слабенькие плечи огромная, недетская беда.

2.У нас и детства не было отдельно, а были вместе детство и война.

- После того, как вы выполнили разборы и составили схемы данных предложений, я предлагаю вам выполнить орфографическую диктовку (работают самостоятельно с последующей взаимопроверкой).

Великая Отечественная война, совершить подвиг, память живет, маленькие патриоты, сражаться с врагом, памятники и обелиски, юные герои (для проверки слайд 10).

По ходу проведения диктовки к доске выходят два человека (все виды разбора слова “подвиг”, разбор словосочетания “сражаться с врагом”)

- Скажите, есть ли в данном диктанте слова, лексическое значение которых вам непонятно? (обелиск)

- А какой словарь поможет нам узнать лексическое значение разных слов? (толковый)

- А знаете ли вы, какой словарь помогает нам узнать происхождение слова? (этимологический)

- Обратимся к этимологии слов “память” и “обелиск”. (работа со словарем).

Обратите также внимание на словарные слова, размещенные на доске (Приложение 2, артиллерия, блокада, оккупация, блиндаж - слова заранее прикреплены к доске магнитами). В ходе сегодняшнего урока эти слова будут встречаться в различных текстах. Будьте внимательны.

-Скажите, а понятно ли вам значение этих слов? Попробуйте объяснить их толкование, подобрав близкие по значению слова. Кстати, как они называются? (синонимы).

  • Артиллерия – военная техника, огнестрельное оружие
  • Блокада – окружение, кольцо
  • Оккупация – захват
  • Блиндаж – землянка

-Вновь обратимся к тексту словарного диктанта. Я считаю, что все сочетания слов, записанные вами, являются словосочетаниями. Так ли это? (память живет – грамматическая основа, не является словосочетанием).

- Что же такое словосочетание и какие виды словосочетаний вам известны? (сочинительные, подчинительные)

- Назовите сочинительное словосочетание (памятники и обелиски)

- А какие вы знаете виды подчинительных словосочетаний в зависимости от того, чем выражено главное слово? (именные, глагольные).

- Назовите глагольные словосочетания (совершить подвиг, сражаться с врагом).

- Есть ли в диктанте подчинительное сложное словосочетание? (сражаться с врагом)

Проводится проверка разборов, выполненных учащимися у доски.

- Вновь вернемся к тексту Роберта Рождественского “ Была судьба”. (11 слайд) Вы выполнили разборы сложносочиненного и сложноподчиненного предложений (ССП И СПП). Чем они отличаются друг от друга? (ССП – части равноправные, СПП – главная и придаточная часть, сочинительные и подчинительные союзы).

- А что общего, кроме того, что они сложные? (наличие союзов и союзных слов).

- Какие вы знаете союзы? (сочинительные и подчинительные). Распределите их по группам. (На доске заранее прикреплены магнитами союзы разных видов. Один ученик работает у доски, распределяя союзы на две колонки: сочинительные и подчинительные. Приложение 3).

- А какие еще виды сложных предложений вы знаете? (бессоюзные).

-Найдите в тексте Р. Рождественского бессоюзное предложение, выделите основу, составьте схему.

- А какие еще предложения, кроме сложных, вам известны? (простые)

-И они, как известно, могут быть осложнены или не осложнены. Проверим, как вы умеете определять разные виды простых и сложных предложений и составлять схемы. Итак, графический диктант. Перед вами текст, посвященный повести Владимира Богомолова “Иван”. (знаки препинания не расставлены, слайд 12). Кто-нибудь из вас ее читал? (ответы) Итак, настало время поближе познакомиться с этой книгой.

(1) Кто из вас ребята не знаком с повестью Владимира Богомолова “Иван”. (2) Эта повесть рассказывает о двенадцатилетнем мальчике поэтому она так интересна подросткам. (3) Иван храбрый разведчик. (4)Конечно он очень любил родных отца сестренку маму. (5)Их расстреляли на его глазах и в душе ребёнка осталась только ненависть к врагу. (6) Ивана не остановить не спрятать от войны. (7) О нём говорят ненависть душу жжет. (8) Когда маленький герой погибает наши сердца сжимаются от смешанного чувства жалости и гордости. (9) Всем юным читателям я советую прочитать повесть В. Богомолова.

- Составьте схемы предложений по группам. 1-я группа – предложения 1-3, 2-я – 4-6, 3-я - 7-9. Учтите, что знаки препинания не расставлены (Приложение 4. Текст заранее распечатан и роздан ученикам на парты. Три человека работают со схемами у доски).

- Скажите, а каким по цели высказывания является предложение 9? (повеств.)

- А какие еще бывают предложения по цели высказывания ? (вопросит., побудит.)

- А по эмоциональной окраске? (воскл., невоскл.)

- Переделайте предложение 9 так, чтобы оно стало побудительным, восклицательным. Запишите его, составьте схему. (Пример: Юные читатели! Обязательно познакомьтесь с книгой В. Богомолова!)

- Но жизнь есть жизнь, дети остаются детьми. Даже в суровые годы испытаний они играли, дружили, мечтали. Давайте и мы с вами немного отдохнем. (слайд 13)

Физкультминутка

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале...
Вправо, влево повернись!
Наклонись и поклонись!
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.

- Молодцы! Продолжим нашу работу. А какие еще книги на тему “Детство и война” вы знаете? (повесть В.Катаева “Сын полка” и др.)

- Я предлагаю вам посмотреть небольшой отрывок из фильма по повести Валентина Катаева, который поможет нам выполнить следующее задание.

Просмотр отрывка из фильма “Сын полка”, режиссер Георгий Кузнецов, 1981г., 1-я серия хронометраж 1:02:08-1:03:20. (в это время четыре человека работают с индивид. заданием по карточкам.)

ТЕКСТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Расставьте знаки препинания

Повесть В. П. Катаева “Сын полка” возвращает нас к трудным но героическим событиям военных лет. В ней рассказывается о судьбе простого крестьянского мальчишки Вани Солнцева у которого война отняла всё родных и близких дом и само детство. Вместе с ним вы пройдёте через многие испытания и познаете радость подвигов во имя победы над врагом познакомитесь с замечательными людьми сержантом Егоровым и капитаном Енакиевым наводчиком Ковалёвым и ефрейтором Биденко которые не только помогли Ване стать смелым разведчиком но и воспитали в нём лучшие качества настоящего человека. После прочтения повести ты конечно поймёшь, что подвиг это не просто смелость и героизм а ещё великий труд железная дисциплина несгибаемость воли и огромная любовь к Родине.

После просмотра отрывка класс продолжает работать (в это время можно предложить сильным ученикам проверить карточки с индив. заданиями).

- Перед вами начало предложения:

(слайд 14)

Война отняла детство у многих ребят...

Продолжите это предложение так, чтобы оно стало осложнено однородными членами (... и лишила их родителей).

-А что такое однородные члены и как они связаны между собой? (это такие члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову, являются одними и теми же членами предложения и отвечают на один и тот же вопрос; связаны при помощи союзов, интонации)

- А теперь продолжите это предложение так, чтобы получилось:

  • 1-я группа – ССП (... и они ушли на фронт)
  • 2-я группа – СПП (... поэтому они ушли на фронт)
  • 3-я группа – СБП (... они ушли на фронт)

Проверка составленных предложений. В это время 2-3 ученика выполняют компьютерные тесты по теме “Синтаксис простого и сложного предложения” (примеры тестов можно взять на дисках “Лингвистический тренажёр”).

-Перед вами карточки с обозначением предложений (Приложение 5). С помощью этих карточек покажите мне, какой вид сложного предложения перед вами. Итак, распределительный диктант, работаем устно.

(слайды 15-18)

Новый удар отбросил его к стене, и больше Ваня ничего не помнил. (ССП)

Он не помнил, как два немца волокли его из блиндажа. (СПП)

Голова еще болела, но сознание было ясное, отчетливое. (ССП)

Война поставила артиллерии много новых задач, она открыла в наводчике Ковалёве гениальные качества. (СБП)

Надеюсь, вы догадались, из какого произведения я взяла эти предложения? (В.Катаев “Сын полка”)

- Дома вы тоже работали с текстом этой повести, выполняли задания по выбору (составление деформированного текста, карточки-зачета или теста с использованием предложений из текста В. Катаева). Составленные задания вы сегодня предложите вашим товарищам по парте в качестве домашнего с последующей взаимопроверкой. Кроме того, по вашему желанию вы выбираете способ работы с текстом “Юннаты блокадного Ленинграда”, который есть у каждого из вас. (Приложение 6. Устное выполнение заданий, расставить знаки препинания в карточке или списать текст и выполнить задание к нему)

- Дети блокадного Ленинграда - еще одна чудовищная страница в истории Великой Отечественной войны. Но, несмотря на все тяготы и лишения, дети крепли духом и делали много важных и благородных дел. Об этом вы узнаете из текста.

(слайд 19-20)

- Но не менее страшен тот факт, что сотни тысяч детей в те годы оказались малолетними узниками лагерей смерти, концлагерей. Вам еще не раз предстоит услышать слова “Бухенвальд”, “Освенцим”, “Дахау”. В память об этих детях в мирное время стали воздвигать памятники. Первый в России такой памятник появился в Саратове. Обратимся к тексту и выполним тестовое задание. (Приложение 7, слайд 21, текст заранее распечатан и роздан на парты). Работаем по группам с последующей самопроверкой.

1-я группа – задания 1-3; 2-я – 4-6; 3-я -7-9.

ПАМЯТНИК МАЛОЛЕТНИМ УЗНИКАМ ФАШИЗМА

(1)Открытие первого в России памятника малолетним узникам фашизма

состоялось 22 июня 2003 года в Саратове после митинга, который был посвящён Дню Памяти и Скорби.(2)Место для памятника выбрано не случайно, им стал Парк Победы на Соколовой горе. (3)Авторы монумента – скульпторы Андрей и Сергей Щербаковы.

(4)“Люди мира, на минуту встаньте!” - выбито на пьедестале этого памятника. (5)Монумент изображает из себя сердце, на вершине которого изображено множество лиц. (6)Они смотрят в разные стороны света: на север и юг, на запад и восток.

(7)Идейный замысел памятника, конечно, очевиден, но каждый трактует его для себя сам, ведь война коснулась каждой семьи. (8)Вам, юные друзья, предоставляется такая же возможность.

1. Укажите номер предложения с обращением.

2. Из предложений 6-7 выпишите вводное слово.

3. Среди предложений 1-3 укажите предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражены именем существительным.

4. Сколько грамматических основ в предложении 7?

5. Из предложений 4-6 выпишите обобщающее слово.

6. Укажите номер предложения, в котором прямая речь стоит перед словами автора.

7. Укажите номер предложения, соответствующий схеме: [ ] , [ ].

8. Среди предложений 1-3 укажите номер сложноподчинённого предложения.

9. Среди предложений 3-6 укажите номера предложений с однородными членами.

Самопроверка (слайд 22)

- О детях войны нам напоминают не только памятники. Написано много стихов, рассказов и повестей. Сняты фильмы. В литературных произведениях о войне авторы с определенной целью используют различные синтаксические конструкции. Группа ребят провела небольшое исследование, опираясь на знакомый вам текст стихотворения Р. Рождественского “Концерт в госпитале”. Какие же виды предложений и для чего использовал поэт? Пока ребята готовятся к выступлению, вы начинаете выполнение творческой работы по группам.

- 1-я группа составляет предложения или небольшой текст, отвечая на вопрос: “Каковы ваши впечатления от памятника малолетним узникам фашизма?” (Можно опираться на текст Приложения 7).

- 2-я группа составляет несколько предложений или текст по картине И.Аристова “Спасение знамени”.

(слайд 23)

- Напоминаю вам, что об истории создания картины мы говорили на предыдущих уроках. Во время работы вы можете пользоваться предложенным материалом (Приложение 8, текст заранее распечатан и роздан на парты).

 - 3-я группа уже познакомилась со стихами поэтов Р. Рождественского, С. Маршака и В. Салий о детях войны. (Приложение 9.) Составьте несколько предложений или небольшой текст, в котором выразите свои чувства от прочитанного. Работать все группы могут в парах, четверках и индивидуально.

Класс начинает работать. В это время выступает группа исследователей (3 чел.), которая заранее проводила исследование по тексту стихотворения Р. Рождественского “Концерт в госпитале”. Юные исследователи рассказывают о синтаксических особенностях поэтического текста.

Проводится проверка составленных предложений (по группам); обязательно сказать, что эту работу мы продолжим на следующем уроке.

- Итак, наш урок подходит к концу. Скажите, пожалуйста, какие открытия вы сделали на сегодняшнем уроке? Всё ли у нас получилось? О чем вы сейчас думаете? (ответы учеников; объявление оценок)

- Готовясь к сегодняшнему уроку, подбирая материал о детях войны, я не смогла остаться в стороне и написала стихотворение, обращенное к вам. (слайд 24)

Не дай вам бог, мои родные дети,
Узнать войну и ей смотреть в глаза.
Я так хочу, чтоб утром на рассвете
Траву роса смочила, не слеза.

Не дай вам бог познать весь страх блокады,
И смерти чтобы не смотреть в лицо,
Не слышать вам раскатов канонады,
Не превращаться в маленьких бойцов.

Пусть вашу жизнь страданья не разрушат.
Добром должна быть жизнь озарена.
И чтобы навсегда запало в душу:
Несовместимы детство и война.

- Возможно, кто-то из вас под впечатлением от урока тоже захочет проявить свои поэтические способности. Буду рада услышать ваши стихи.

В конце звучит 3-й куплет песни Е. Птичкина “Была судьба”.