Цели урока:
- продолжить изучение темы силы Лоренца;
- объяснить правило левой руки для определения направления силы Лоренца;
- продолжить формирование естественнонаучных представлений по изучаемой теме;
- создавать условия для формирования познавательного интереса, активности учащихся;
- способствовать развитию конвергентного мышления;
- формирование коммуникативного общения.
Оборудование: интерактивный комплекс SMART Board Notebook, на каждом столе лежит “Сборник по физике” Г. Н. Степановой.
Метод ведения урока: беседа с использованием интерактивного комплекса SMART Board Notebook.
План урока:
- Оргмомент
- Проверка знаний, их актуализация (методом фронтального опроса)
- Изучение нового материала (каркасом нового материала является презентация)
- Закрепление
- Рефлексия
Ход урока
Сила Лоренца
На проводник с током в магнитном поле действует сила Лоренца. Силой Лоренца называют силу, действующую на движущийся со скоростью заряд q со стороны магнитного поля.
Сила Лоренца равна произведению вектора магнитной индукции, заряда частицы, скорости движения этой частицы и угла (альфа) между вектором магнитной индукции и скоростью частицы .
Хендрик Лоренц – голландский ученый. Вывел выражение для этой силы в 1892 году.
Направление силы Лоренца определяется с помощью правила левой руки для положительного заряда: если левую руку расположить так, чтобы магнитные силовые линии входили в ладонь, а четыре пальца, сложенные вместе, показывали напраление скорости движения положительного заряда, то отогнутый на 90 градусов большой палец покажет направление силы Лоренца. Если заряд отрицательный, то сила Лоренца направлена в противоположную сторону.
Если скорость перпендикулярна индукции, то движение идет по окружности.
Если скорость под углом а, то движение идет по винтовой линии.
Циклатрон – это устройство, в котором разгоняются частицы; предназначен для ускорения протонов.
Масс-спектрограф – прибор для измерения атомных и молекулярных масс. Действие масс-спектрографа основано на разделении по значениям масс предварительно ионизированных атомов и молекул в магнитном или электрическом полях.
Прибор представляет собой откачанный до высокой степени разреженности сосуд, помещённый в магнитное или электрическое поле. Предварительно ионизированные частицы, попадая в сосуд, движутся по закруглённым траекториям, радиус которых зависит от отношения заряда к массе. Т.о. они описав полукруг в сосуде, они попадают на фотопластинку в разных местах. Если в пучке, испускаемом источником ионизированных частиц, содержатся частицы с разным отношением заряда к массе, то на ф. пластинке получится несколько параллельных полосок. Ближе всего к источнику расположена полоска, образованная частицами, имеющими наибольшее отношение заряда к массе. Если заряды всех частиц одинаковы, то ближайшая частичка соответствует наименьшей массе частицы.
Магнитное поле Земли – это магнитное поле, генерируемое внутриземными источниками. Наука, изучающая его, называется геомагнетизмом. Оно находится от Земли на расстоянии трех ее радиусов; эта область называется плазмосферой Земли. Заметное влияние на магнитное поле оказывают токи в ионосфере (100 км и выше). Плазма удерживается магнитным полем Земли, но е состояние определяется взаимодействием магнитного поля с солнечным ветром, чем и объясняется связь магнитных бурь на Земле с солнечными вспышками.
Смещение магнитных полюсов регистрируется с 1885 года. За последние 100 лет магнитный полюс в Южном полушарии переместился почти на 900 км и вышел в Южный океан. Новейшие данные по состоянию арктического магнитного полюса показали, что с 1973 по 1984 год его пробег составил 120 км, а по 1994 год – 150 км. По данным на начало 2007 года, скорость дрейфа северного магнитного полюса увеличилась с 10 км/год до 60 км/год.