Время. Стрелочные часы

Разделы: Начальная школа, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (91 МБ)


ЦЕЛЬ: Сформировать навыки ориентировки во времени на циферблате стрелочных часов, умение определять целый час и полчаса.

ЗАДАЧИ:

- Дать понятие о единицах измерения времени.

- Уточнить строение часов и порядок размещения цифр на циферблате, научить отличать часовую стрелку от минутной.

- Учить детей правильно определять время по стрелочным часам – целый час и половину часа.

- Учить анализировать последовательность хода времени (“что было раньше”, “что позже”, “что до...”, “что после...”).

- Отрабатывать понимание и актуализацию сложных временных конструкций.

- Развивать зрительное восприятие.

- Расширять сенсомоторный репертуар.

- Формировать навык образования прилагательных от существительных.

- Развивать мелкую моторику, внимание, память, мышление, сукцессивные функции.

- Учить беречь время.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, большие демонстрационные часы, индивидуальные макеты часов с двигающимися стрелками, карточки с заданиями для каждого обучающегося, смайлики для рефлексии.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Орг. момент и ввод в тему. (слайд 1, заставка)

Логопед: - Внимательно посмотрите на экран и приготовьтесь ответить на вопросы после просмотра клипа.

(слайд 2, 1-й фрагмент из м/ф-а “Сказка о потерянном времени”).

Логопед: - Фрагмент какой сказки вы только что видели?

- Что означают фразеологизмы “ловить ворон”? /времени вагон”, “убивать время”, “проматывать время”, “прожигать время”/

- Что же надо делать, чтобы не “убивать время”? (Время надо беречь!)

- Какой прибор помогает нам бережно относиться ко времени? (Часы.)

II. Знакомство с новым материалом.

- Сформулируйте тему нашего занятия? (“Время. Часы”.)

(слайд 3, появляется сначала слово “ВРЕМЯ”, затем “Стрелочные часы” и далее сказочный будильник)

Времяберег: - Здравствуйте, ребята! Я - Времяберег. Как вы думаете, почему меня так зовут? (потому что показывает время и учит его беречь)

Времяберег: - Вы правы. С теми, кто не бережёт время, происходят разные неприятные истории. Посмотрите одну из них, которая произошла с вашими сверстниками / уточнение значения слова сверстники/.

(слайд 4, 2-й фрагмент из м/ф-а “Сказка о потерянном времени”) (слайд 5)

Времяберег: - Что же случилось с вашими сверстниками?

(тратили время зря, потеряли его, постарели раньше срока, у них украли время)

Времяберег: - Вашим сверстникам нужна помощь. Что бы вернуть свою молодость они должны приучиться беречь время, а для этого необходимо научиться определять его по часам. Поможем им? ...

- Все, что продолжается сколько-нибудь времени, может быть мерой времени. Давайте посмотрим эпизод из мультфильма “38 попугаев”.

(слайд 6, эпизод из мультфильма) (слайд 7)

Времяберег: - В чём герои этого мультфильма измеряли длину удава? ... (В слонятах, в мартышках, в попугаях.)

Обратить внимание детей на то, что слова “слонёнки” не существует!

Времяберег: - Какой вывод сделал удав?

- Прав ли он? (длина удава оставалась одинаковой, а изменялись единицы измерения)

Времяберег: - Точно так же на протяжении веков менялись единицы измерения времени. Когда не было еще настоящих часов - механических или электронных, люди измеряли время множеством разных способов. Например, с помощью книги. (слайд 8, книга)

Чтобы прочесть страницу книги, нужно некоторое время. Значит, можно мерить время числом прочитанных страниц. Вы могли бы сказать, например, что пойдете спать через двадцать три страницы или что ваш брат зашел в комнату две страницы тому назад. Но книга — часы неточные. Вы, например, читаете быстро — страниц двадцать в час, а ваш брат и двух за это время не одолеет. У вас будет одно время, а у него другое. А нужно, чтобы у всех время было одинаковое. Поэтому люди искали более точные меры измерения времени.

Так появлялись разные виды часов. Назовите их (слайды 9-14 разные часы)

  • часы с использованием цветов - ...цветочные
  • часы с использованием огня - ...огненные
  • часы с использованием воды - ...водяные
  • часы с использованием солнца - ...солнечные
  • часы с использованием песка - ...песочные

И, наконец, появились стрелочные и электронные часы, которыми мы пользуемся и по сей день. (слайд 15)

В отличие от исторических часов, которые нельзя было использовать в любом месте из-за их большого размера или особенностей конструкции, современные – встречаются везде (слайды 16 - 22, настенные, карманные и др. часы):

  • на башнях - ...башенные часы
  • на полу - ...напольные часы
  • на стене - ...настенные часы
  • на столе - ...настольные часы
  • на руке - ...наручные часы
  • в кармане - ...карманные часы
  • и, наконец, в каждом доме есть мои родные - ...будильники.

(слайд 23, циферблат и стрелки)

Времяберег: - Давайте разберёмся, как устроены часы, как они показывают время?

- Знаете ли вы, как называется в часах круг с цифрами? (циферблат).

- Чего ещё не хватает этим часам? (двух стрелок).

- Чем они отличаются? (Одна короткая, потолще, двигается медленно. Это часовая стрелка. Вторая стрелка длиннее, тоньше часовой и движется быстрее. Это минутная стрелка).

III. Физкультминутка + закрепление пройденного на прошлых занятиях.

Актуализация понятий перед – за, до – после на примере шеренги и колонны.

а). Логопед: - Чтобы понять в каком направлении и с какой скоростью движутся стрелки, мы с вами проведём небольшой опыт. Выйдите и постройтесь в шеренгу

- Кто стоит первым, ...?

- Кто - после Маши, ...?

- Кто - до Саши, .....?

Повернитесь налево, перестройтесь в колонну (актуализация понятий перед и за):

- Кто теперь стоит первым, ...?

- Кто – перед Машей, ....?

- Кто – за Машей, ...?

б). Речь с движениями.

Демонстрационные часы кладутся на пол и дети, вместе с логопедом, под небыструю музыку, пропевая слова, продвигаются вокруг часов.

(медленная мелодия включается на слайде 23 щелчком мыши по левому краю часовой стрелки зелёного цвета).

Логопед: - А теперь мы с вами пойдём вокруг часов “вслед за стрелкой часовой”.

Вслед за стрелкой часовой,
Не спеша, пойдём с тобой.
Вслед за стрелкой часовой,
Не спеша, пойдём с тобой.
Тик-так, тик-так –
Мы идём за шагом шаг!
Тик-так, тик-так –
Шаг – шаг, ещё шаг!

- Такое движение называют - “по часовой стрелке”. А теперь мы с вами побежим вслед за минутной стрелкой. Такое движение то же будет называться - “по часовой стрелке”, так как мы продолжим двигаться в том же направлении.

(быстрая мелодия включается на слайде 23 щелчком мыши по правому краю минутной стрелки голубого цвета).

За стрелкой минутной
Мы быстро бежим,
Мы очень торопимся,
Очень спешим!
Минутную стрелку
Хотим мы догнать.
Минутка, минутка,
Минутка опять!
повторить куплет 2 раза

Логопед: - В каком направлении мы начали движение? (по часовой стрелке)

- В каком направлении продолжили? (по часовой стрелке)

- А если пойдём в обратном направлении, такое движение называется ...? (против часовой стрелки)

- Чем отличается наше движение под первую мелодию от движения под вторую? (темп медленный и быстрый)

- Как вы думаете, почему темп был разный? (часовая стрелка двигается медленно, а минутная быстро)

- Пока часовая стрелка ползёт от одной цифры до другой по циферблату, минутная пробежит полный круг.

- Займите свои места, продолжим разбираться во времени.

IV. Продолжение знакомства с новым материалом и его закрепление.

Актуализация понятий до и после, раньше - позже на примере циферблата.

(слайд 24, циферблаты)

Времяберег: - На циферблатах часы обозначаются как арабскими так и римскими цифрами.

(слайд 25, “слепой” циферблат)

Времяберег: - А как располагаются эти цифры на циферблате?

Логопед: - Где 12? Где 6? Где 3? Где 9? (12 вверху, 6 внизу...).

Далее идёт работа с опорой на индивидуальные макеты часов.

Логопед: - Какая цифра идёт после 12, 2, 7...?

- Какая цифра идёт до 3, 9, 11...?

- Какая цифра находится между 3 и 5, 9 и 11, ...?

- Что было раньше 1 час или 2 часа? 7 часов или 9 часов? 12 часов или 1 час?...

- Что будет позже 3 часа или 4 часа? 10 часов или 12 часов? 12 часов или 2 часа?...

(слайд 26, “Пятый лишний”)

Времяберег: - Посмотрите на экран и скажите, по каким часам можно точно узнать “который час?”

По щелчку мыши по “неправильным” часам, они исчезают.

(слайд 27)

Времяберег: - Начало отсчёта времени идёт от верхнего положения обеих стрелок.

- Далее часовая стрелка, передвигаясь от одной цифры до другой, отсчитывает каждый целый час. (слайд 28-29)

- Минутная стрелка при обозначении целого часа всегда оказывается на цифре 12.

(слайд 30)

Времяберег: - Определите, который час показывают эти часы?

(слайд 31)

Времяберег: - Одно и тоже время стрелочные и электронные часы показывают по-разному. Давайте посмотрим, как 12 часов выглядят на обоих часах.

(слайд 32)

Времяберег: - Я приготовил для вас задание на карточках. Попробуйте сами найти соответствия между стрелочными и электронными часами (работа по индивидуальным карточкам, см. прил.1-задание 1)

(слайд 33)

Времяберег: - Как определить, что прошла половина часа? (Когда минутная стрелка оказывается на цифре 6.) (слайд 34)

Времяберег: - За полчаса часовая стрелка преодолеет половину пути от одной цифры до другой, а минутная пробежит половину круга. Определите, какое время показывают эти часы? (слайд 35-36)

(слайд 37)

Времяберег: - Соотнесём стрелочные и электронные часы. Для этого нам надо знать, сколько минут в половине часа?

(30 мин)

Времяберег: - Который час показывают стрелочные часы? (половина одиннадцатого)

Времяберег: - А электронные? (10ч. 30мин.) Значит, половина одиннадцатого это тоже самое, что 10 часов 30 минут.

(слайд 38). (работа по индивидуальным карточкам, см. прил.1 - задание 2)

Времяберег: - Чтобы помочь старичкам-ребятам вернуть время, надо запустить часы в правильном направлении и перевести стрелки на определённое количество часов. Ошибаться нам нельзя, давайте потренируемся сначала на индивидуальных часах.

(слайд 39)

Времяберег: - Смоделируйте на часах следующее время: половина девятого, 9 часов, половина третьего, половина пятого, 11 часов, пол-седьмого.

V. Итог занятия.

(слайд 40)

Времяберег: пока мы с вами разбирались с часами, ваши сверстники – горе-ученики добрались до жилища злых волшебников. Стрелки на заколдованных часах показывают полседьмого, а перевести их надо на 12 часов. Смоделируйте на индивидуальных часах данную задачу и подскажите героям мультфильма, в каком направлении и на сколько оборотов нужно перевести часовую стрелку.

(По часовой стрелке, на 5 с половиной оборотов)

(слайд 41, 3-й фрагмент из м/ф-а “Сказка о потерянном времени”)

(слайд 42)

Времяберег: Спасибо вам, ребята, за помощь вашим легкомысленным сверстникам. Но я думаю, что после всего, что с ними случилось, они научатся беречь время

VI. Рефлексия

- Кто считает, что после нашего занятия будет уверенно определять по стрелочным часам целый час и половину часа, поднимает улыбающийся смайлик.

- Кому для определения этого времени нужны ещё упражнения, поднимает задумчивый смайлик.

- Кому требуется дополнительное занятие по этой теме, поднимает очень задумчивый смайлик