«Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета». 1-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель урока: научить детей зрительно различать теплые и холодные цвета

Задачи:

1) ознакомить детей с классификацией цвета, с основными цветовыми группами: теплой и холодной;

2) развивать художественно-образное, творческое воображение;

3) формировать умения: дифференцировать и обобщать знания о группах цветов: основные и составные цвета, “теплые” и “холодные” цвета;

4) научить получать эти оттенки через смешивание красок и использовать их в живописи.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: рисование по представлению

Метод: объяснительно-иллюстративный

Приемы: педагогический показ, сравнение

Оборудование: компьютер, проектор

Материалы:

Для учителя: презентация

Пояснительная записка

В школе искусств предмет “основы изобразительной грамоты” в первом классе по учебному плану 2 часа в неделю, по расписанию эти часы стоят в один день.

В первом классе учатся дети в возрасте от 6,6 до 8 лет.

Следующее занятие рассчитано на два учебных часа.

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Тема  урока: “Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета”.

Слайд 1

Сегодня мы с вами познакомимся с понятием “цвет”, определим, каким он бывает.

Цвет в живописи является одним из изобразительных средств, применяемых в реалистичной живописи, и только с помощью цвета, художник в состоянии передать правдивые пространственные, материальные и объемные качества предмета.

Мир, окружающий нас, разнообразен и многоцветен. Чтобы лучше ориентироваться в многочисленных цветах и их оттенках, следует иметь некоторые представление о свойствах цвета. 

В природе множество цветов и оттенков. Гораздо больше, чем может различить человеческий глаз. А чтобы было проще ориентироваться в них, не запутаться в этом богатстве, люди придумали различные классификации цветов. Их несколько. Постарайтесь запомнить их все.

Хроматические и ахроматические цвета.

Слайд 2

Это две основные группы цветов. Хрома, хроматос – в переводе с греческого “цвет”. Так что их названия красноречиво говорят о том, что в одну группу входят цвета, не содержащие цвет (ахроматичекие – не цветные). Это белый, черный цвета, а так же все серые, получаемые их смешиванием.

Слайд 3

Вторая группа цветов (хроматические, цветные) - это все остальные цвета.

Сегодня мы подробнее остановимся на хроматических цветах, которые, в свою очередь, делятся на основные и составные цвета.

Существует три основных цвета.

– Как вы думаете: какие это цвета? И почему они являются основными?

Слайд 4

Это синий, красный и желтый цвета. Их нельзя получить путем смешивания, поэтому они называются основными. Остальные цвета можно получить путем смешивания основных цветов в разных соотношениях, и делятся они на составные и производные.

Составные цвета – оттенки цвета, которые можно получить смешиванием двух основных.

Производные цвета получают путем смешивания основных и составных цветов.

Слайд 5, 6

Для начала рассмотрим цветовой спектр…..

- Как вы думаете, где можно встретить цветовой спектр в природе?

Верно, в радуге.

- А кто знает, сколько цветов в радуге? Назовите их.

Слайд 7

В радуге 7 цветов. Чтобы хорошо запомнить их, давайте выучим следующую присказку, где первая буква каждого слова означает первую букву названия цвета:

Каждый-------------красный

Охотник------------оранжевый

Желает------------желтый

Знать--------------зеленый

Где----------------голубой

Сидит-------------синий

Фазан------------фиолетовый.

Если в цветовой спектр добавить цвета, то можно получить цветовой круг. Давайте рассмотрим его.

Все эти цветовые комбинации - основные, составные, производные цвета – элементарный цветовой круг.

Слайд 8

Исходные основные, составные и производные цвета самые яркие и насыщенные, в них отсутствуют добавки чёрного, белого или серого. Добавление белого к любому из 12-ти цветов создает его светлые, пастельные тона. Разбавление насыщенного базового цвета чёрным или серым порождает более глубокие темные оттенки.

Весь цветовой спектр в свою очередь делится на теплые и холодные цвета.

Как вы думаете, какие цвета можно назвать теплыми, а какие - холодными? Почему?

Все цвета, что ассоциируются с огнем, солнцем, жарой, теплом, летом относятся к  теплой цветовой гамме.

А цвета, которые ассоциируются с холодом, стужей, льдом, зимой, глубиной, относятся к холодной цветовой гамме.

На цветовом круге наглядно видно, какие цвета считаются холодными, а какие теплыми.

Слайд 9

Зеленый может быть теплым (если в нем больше желтого) и холодным (если в нем больше голубого цвета), точно так же и фиолетовый, розовый, коричневый и другие сложные цвета, могут быть теплыми и холодными, в зависимости от оттенка.

Слайд 10

Все цвета имеют относительную “температуру”. При движении цвета от холодного полюса к теплому его “температура” растет (красные стрелки). И, наоборот, при движении от теплого к холодному (синие стрелки), “температура” цвета падает. Здесь наглядно видно, что желто-оражевый теплее, чем салатовый, а фиолетовый холоднее, чем пурпурный.

Абсолютным качеством теплоты/холода обладают только оранжево-красный полюс и сине-голубой. Все остальные цвета занимают промежуточное положение на шкале “теплый-холодный”. Чем ближе цвет к холодному полюсу (сине-голубому), тем он холоднее. Чем ближе цвет к теплому полюсу (оранжево-красному), тем он теплее.

В то же время, чем дальше цвет отстоит от полюса теплоты/холода, тем более его восприятие как “теплый” или “холодный” становится относительным, то есть, зависящим от соседствующих цветов. Поэтому неудивительно, что с оценкой промежуточных цветов возникают разногласия. Зачастую только при сравнении двух цветов мы можем сказать, что один из них теплее, а другой - холоднее. Например, малиновый холоднее, чем красный, но теплее, чем лиловый.

На следующих схемах показано движение цвета к холодному и теплому оттенку на примере желтого, голубого, зеленого и красного.

Слайд 11

Значение теплого и холодного цветов.

Говоря про теплые и холодные цвета, нельзя обойти молчанием ассоциации и дополнительные смыслы, связанные с ними. Вы наверняка слышали не раз, что теплые цвета приближают, а холодные - отдаляют? Этот эффект художники с успехом используют для передачи трехмерных форм. Расположенные рядом теплые и холодные цвета помогают друг другу звучать ярче, как бы громче. Теплый становится еще теплее, а холодный – еще холоднее. Используя контраст теплого и холодного - можно выделить в рисунке главное.

Слайд 12-17

III. Формулировка задания практической работы

Слайд 18

Выполнить рисунок золотой рыбки в синем море.

IV. Инструктаж

Слайд 19

Для работы нам понадобится материал:

- бумага формата А3

- гуашь

- кисти

- тряпочка или салфетки, для вытирания с кистей краски и с поверхности

- палитра для смешения цветов

- простой карандаш, ластик

Вспомним детство и раскраски, а заодно поучимся смешивать цвета и оттенки. И еще будем учиться, более точно и аккуратно работать красками.

Изначально необходимо изобразить золотую рыбку. Изображение рыбки и моря необходимо поделить на плоскости. Где рыбка будет теплых цветов, а море - холодных. Старайтесь использовать много цветов, которые можно получить путем смешивания.

Слайд 20-24

V. Практическая работа

Во время работы звучит классическая музыка.

VI. Подведение итогов. Просмотр работ.

Литература:

  1. Википедия.
  2. Н.М.Сокольникова. Основы живописи. Москва. Изд. “Титул”, 1993 г. 
  3. И.Г. Мосин. Учебное пособие для педагогов, воспитателей и родителей. Екатеринбург. 1996 г.