Цель урока: научить детей зрительно различать теплые и холодные цвета
Задачи:
1) ознакомить детей с классификацией цвета, с основными цветовыми группами: теплой и холодной;
2) развивать художественно-образное, творческое воображение;
3) формировать умения: дифференцировать и обобщать знания о группах цветов: основные и составные цвета, “теплые” и “холодные” цвета;
4) научить получать эти оттенки через смешивание красок и использовать их в живописи.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: рисование по представлению
Метод: объяснительно-иллюстративный
Приемы: педагогический показ, сравнение
Оборудование: компьютер, проектор
Материалы:
Для учителя: презентация
Пояснительная записка
В школе искусств предмет “основы изобразительной грамоты” в первом классе по учебному плану 2 часа в неделю, по расписанию эти часы стоят в один день.
В первом классе учатся дети в возрасте от 6,6 до 8 лет.
Следующее занятие рассчитано на два учебных часа.
I. Организационный момент
II. Вводная беседа
Тема урока: “Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета”.
Слайд 1
Сегодня мы с вами познакомимся с понятием “цвет”, определим, каким он бывает.
Цвет в живописи является одним из изобразительных средств, применяемых в реалистичной живописи, и только с помощью цвета, художник в состоянии передать правдивые пространственные, материальные и объемные качества предмета.
Мир, окружающий нас, разнообразен и многоцветен. Чтобы лучше ориентироваться в многочисленных цветах и их оттенках, следует иметь некоторые представление о свойствах цвета.
В природе множество цветов и оттенков. Гораздо больше, чем может различить человеческий глаз. А чтобы было проще ориентироваться в них, не запутаться в этом богатстве, люди придумали различные классификации цветов. Их несколько. Постарайтесь запомнить их все.
Хроматические и ахроматические цвета.
Слайд 2
Это две основные группы цветов. Хрома, хроматос – в переводе с греческого “цвет”. Так что их названия красноречиво говорят о том, что в одну группу входят цвета, не содержащие цвет (ахроматичекие – не цветные). Это белый, черный цвета, а так же все серые, получаемые их смешиванием.
Слайд 3
Вторая группа цветов (хроматические, цветные) - это все остальные цвета.
Сегодня мы подробнее остановимся на хроматических цветах, которые, в свою очередь, делятся на основные и составные цвета.
Существует три основных цвета.
– Как вы думаете: какие это цвета? И почему они являются основными?
Слайд 4
Это синий, красный и желтый цвета. Их нельзя получить путем смешивания, поэтому они называются основными. Остальные цвета можно получить путем смешивания основных цветов в разных соотношениях, и делятся они на составные и производные.
Составные цвета – оттенки цвета, которые можно получить смешиванием двух основных.
Производные цвета получают путем смешивания основных и составных цветов.
Слайд 5, 6
Для начала рассмотрим цветовой спектр…..
- Как вы думаете, где можно встретить цветовой спектр в природе?
Верно, в радуге.
- А кто знает, сколько цветов в радуге? Назовите их.
Слайд 7
В радуге 7 цветов. Чтобы хорошо запомнить их, давайте выучим следующую присказку, где первая буква каждого слова означает первую букву названия цвета:
Каждый-------------красный
Охотник------------оранжевый
Желает------------желтый
Знать--------------зеленый
Где----------------голубой
Сидит-------------синий
Фазан------------фиолетовый.
Если в цветовой спектр добавить цвета, то можно получить цветовой круг. Давайте рассмотрим его.
Все эти цветовые комбинации - основные, составные, производные цвета – элементарный цветовой круг.
Слайд 8
Исходные основные, составные и производные цвета самые яркие и насыщенные, в них отсутствуют добавки чёрного, белого или серого. Добавление белого к любому из 12-ти цветов создает его светлые, пастельные тона. Разбавление насыщенного базового цвета чёрным или серым порождает более глубокие темные оттенки.
Весь цветовой спектр в свою очередь делится на теплые и холодные цвета.
Как вы думаете, какие цвета можно назвать теплыми, а какие - холодными? Почему?
Все цвета, что ассоциируются с огнем, солнцем, жарой, теплом, летом относятся к теплой цветовой гамме.
А цвета, которые ассоциируются с холодом, стужей, льдом, зимой, глубиной, относятся к холодной цветовой гамме.
На цветовом круге наглядно видно, какие цвета считаются холодными, а какие теплыми.
Слайд 9
Зеленый может быть теплым (если в нем больше желтого) и холодным (если в нем больше голубого цвета), точно так же и фиолетовый, розовый, коричневый и другие сложные цвета, могут быть теплыми и холодными, в зависимости от оттенка.
Слайд 10
Все цвета имеют относительную “температуру”. При движении цвета от холодного полюса к теплому его “температура” растет (красные стрелки). И, наоборот, при движении от теплого к холодному (синие стрелки), “температура” цвета падает. Здесь наглядно видно, что желто-оражевый теплее, чем салатовый, а фиолетовый холоднее, чем пурпурный.
Абсолютным качеством теплоты/холода обладают только оранжево-красный полюс и сине-голубой. Все остальные цвета занимают промежуточное положение на шкале “теплый-холодный”. Чем ближе цвет к холодному полюсу (сине-голубому), тем он холоднее. Чем ближе цвет к теплому полюсу (оранжево-красному), тем он теплее.
В то же время, чем дальше цвет отстоит от полюса теплоты/холода, тем более его восприятие как “теплый” или “холодный” становится относительным, то есть, зависящим от соседствующих цветов. Поэтому неудивительно, что с оценкой промежуточных цветов возникают разногласия. Зачастую только при сравнении двух цветов мы можем сказать, что один из них теплее, а другой - холоднее. Например, малиновый холоднее, чем красный, но теплее, чем лиловый.
На следующих схемах показано движение цвета к холодному и теплому оттенку на примере желтого, голубого, зеленого и красного.
Слайд 11
Значение теплого и холодного цветов.
Говоря про теплые и холодные цвета, нельзя обойти молчанием ассоциации и дополнительные смыслы, связанные с ними. Вы наверняка слышали не раз, что теплые цвета приближают, а холодные - отдаляют? Этот эффект художники с успехом используют для передачи трехмерных форм. Расположенные рядом теплые и холодные цвета помогают друг другу звучать ярче, как бы громче. Теплый становится еще теплее, а холодный – еще холоднее. Используя контраст теплого и холодного - можно выделить в рисунке главное.
Слайд 12-17
III. Формулировка задания практической работы
Слайд 18
Выполнить рисунок золотой рыбки в синем море.
IV. Инструктаж
Слайд 19
Для работы нам понадобится материал:
- бумага формата А3
- гуашь
- кисти
- тряпочка или салфетки, для вытирания с кистей краски и с поверхности
- палитра для смешения цветов
- простой карандаш, ластик
Вспомним детство и раскраски, а заодно поучимся смешивать цвета и оттенки. И еще будем учиться, более точно и аккуратно работать красками.
Изначально необходимо изобразить золотую рыбку. Изображение рыбки и моря необходимо поделить на плоскости. Где рыбка будет теплых цветов, а море - холодных. Старайтесь использовать много цветов, которые можно получить путем смешивания.
Слайд 20-24
V. Практическая работа
Во время работы звучит классическая музыка.
VI. Подведение итогов. Просмотр работ.
Литература:
- Википедия.
- Н.М.Сокольникова. Основы живописи. Москва. Изд. “Титул”, 1993 г.
- И.Г. Мосин. Учебное пособие для педагогов, воспитателей и родителей. Екатеринбург. 1996 г.