Одна из задач образовательного процесса по образовательной области “Познавательное развитие” звучит как “Формирование целостной картины мира”. Среди ряда направлений, в которых может ориентироваться ребёнок к моменту поступления в школу - представление о жизни и истории русского народа, народно-прикладном творчестве, искусстве русского народа.
Это направление выделено не случайно. Как считают психологи, ребёнка шести-семи лет отличает активный интерес к новой информации и фактам, когда делается попытка осознать связь между ними посредством формальной логики. Сравнение, анализ, и оценка нового знания проходят у детей на уровне образов с опорой на собственный, пусть и небольшой опыт.
Поскольку в настоящее время благодаря телевидению и печати формирование у детей этнических представлений начинается довольно рано. Старшие дошкольники могут назвать несколько народов и даже выделить их основные этнодифференцирующие признаки: антропологический тип, особенности материальной культуры (одежда, культура), язык. При этом практический опыт показывает, что у современного ребёнка, который живёт в условиях города, нивелирующего этнические различия, нет выраженного ощущения своей этнической принадлежности. Традиционная культура своего народа русскими городскими детьми также воспринимается как “чужая”, “другая”.
Дети шести – семи лет, адекватно используя термин “прошлое”, тем не менее, ещё не могут выстраивать события в хронологической последовательности и воспринимают мир как некое целое. Выражения типа “в давние времена”, “сто лет назад”, “давным-давно” имеют для ребят этого возраста одинаковый смысл и означают “раньше, когда меня не было”.
Тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего помогает детям ощутить себя в потоке времени, найти своё место, способствует формированию целостной картины мира.
“Этнографическая компетентность” дошкольника может быть охарактеризована, как первичное накопление. В мышлении детей этого возраста отсутствует способность к абстракции, а преобладает субъективное видение мира. Учитывая психологические особенности дошкольника, интерес к данной теме возникнет у ребёнка лишь тогда, когда будет затронута его эмоционально-чувственная сфера. Это достигается благодаря включению в мероприятия игр, элементов театрализации, фольклора и практической части, во время которой дети имеют возможность сделать что-то своими руками.
“Погружение” ребёнка в мир традиционной культуры лучше начинать с культуры более близкой, знакомой, родной. В связи с этим работу в данном направлении целесообразно было начать с создания атмосферы национального быта. Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Если ребят окружают предметы, характерные для русского народного быта, это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
Прежде чем приступить к реализации данного проекта я ещё раз внимательно прочитала задачи, поставленные Программой воспитания и развития детей, обратилась к учебным пособиям в цикле изданий “Приобщение детей к истокам русской народной культуры” под редакцией О.А Князевой и М.А Маханёвой: “Российский этнографический музей – детям” / Ботякова О.А., Зязева Л.К., Прокофьева С.А.; “Знакомство детей с русским народным творчеством” / Куприна Л.С., Бударина Т.А. и др.; “Народный календарь” / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н.
В родительский уголок был подготовлен материал, который рассказал о проводимой работе, о посещении с детьми детского музейного центра.
Также был проведён анализ мониторинга образовательного процесса по образовательной области “Познавательное развитие”, задача: “Имеет представление о русской жизни и истории русского народа, народно-прикладном творчестве, искусстве русского народа”. Который показал на начало года, следующий уровень развития: 50% детей (7 человек) от общего количества имеют уровень развития: соответствует возрасту; 7 детей – 50% имеют уровень развития: отдельные компоненты недостаточно развиты.
В группе создана атмосфера национального быта: обновлён уголок “Русская изба”. В “избе” есть печь, деревянная лавочка с прялкой, имитация центральной стены дома с окном, мебель с росписью народно-прикладного творчества: стол и стулья: Хохломская роспись, шкаф для посуды с Городецкой росписью, деревянный колодец, коромысло с вёдрами, плетень, сундук, топор. Особое место отведено кухонной утвари: чугуны, крынки, горшки, скалка, мялка, сито, доски для резки продуктов, кувшины, подносы, деревянные ложки и блюда разных размеров, подносы, самовар, кружки. Ни какой русский дом не обходился без тканых вещей: вышитые полотенца, коврик, панно, салфетки; полотенца, фартук, прихватки из льняной ткани, также дидактическое пособие: “Лён”, связанные крючком салфетки, скатерть. В “избе” живут самодельные большие сшитые куклы в русских, национальных костюмах, куклы небольшого размера в национальных костюмах, к одной из которых (кукле Дусе) дети постоянно ходят в гости, домовёнок Фролушка.
Далее все мероприятия по непосредственно организованной образовательной деятельности, связанные сданным направлением стали проходить в “избе”.
Большую помощь в реализации данного проекта дала предыдущая тема: “Эволюция транспорта”, где мы с детьми путешествовали по реке времени. Всё время, говоря о доме, о домашней утвари я обращалась к памяти детей, стараясь провести параллельную линию: эти предметы появились вместе с появлением телеги, эти позднее с появлением паровых машин.
Здесь следует сказать, что аналогично игре “Эволюция транспорта”, была сделана дидактическая игра: “Наши домашние помощники” (развитие приспособлений для облегчения ведения домашнего хозяйства: от корыта до стиральной машины, от самовара до электрочайника, от печки до мультиварки, от чугунка до современных кастрюль, от иголки до электрической швейной машинки, от прялки до ткацкого станка).
Также подобраны иллюстрации на тему: “Посуда”, “Как на Руси выращивали хлеб”, “Как шили на Руси одежду”. Также внесена игра “Почемучка” (о развитии фотоаппаратов, телефона, магнитофонов, автомобиля). Всё это позволило в целом выстроить логичный ряд развития и усовершенствования вещей наряду с развитием общества.
Следует помнить, что любой проект, любой вид деятельности даёт результат только при одном условии: сообщество взрослых и детей. В реализации данного проекта я применяла деятельностный подход, выделяя четыре формы:
- Совместная деятельность воспитателя и детей в утренние и вечерние часы.
- Непосредственно организованная образовательная деятельность.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Работа с семьёй (совместная деятельность воспитатель – родители – дети).
Над данным проектом мы с детьми вплотную стали работать во второй половине года. Но в течение всего учебного года дети играли в “Избе” в сюжетно-ролевые игры. Много раз с детьми мы рассматривали домашнюю утварь. Уже первые шаги в этом направлении показали, насколько велик интерес детей к предметам национального быта. Самому подержать в руках и покрутить веретено, “набрать” воду из колодца и походить с коромыслом и вёдрами, положить дрова в печку и поставить там же чугунок или горшок, “налить” чаю из самовара, поесть деревянной ложкой из глиняной посуды, просто подержать в руках предметы домашней утвари.
Перед Новым годом активно беседовали о народных русских традициях празднования Рождества, Святок, Крещенья. Были проведены колядки с приглашением детей младших групп. Дети подошли к пониманию того, что русский праздник – это всегда хлебосольный стол. Они с интересом узнали порядок размещения за столом, назначение кухонной утвари. Усваивая правила гостеприимства, которыми славен русский народ, с помощью пословиц: “Не красна изба углами – красна пирогами”, “Чем богаты – тем и рады”, “Какова хозяйка – таков и стол”.
Особая роль в системе ознакомления с русским бытом отводиться народному искусству. Приобщение детей к творчеству русских умельцев одновременно знакомило детей с домашней утварью. Дети хорошо ориентируются, какие предметы, из какого материала выполнены, могут обосновать почему.
В рамках непосредственно организованной образовательной деятельности образовательная область “Художественно-эстетическое развитие” были проведены следующие темы: рисование: “Жили-были дед и баба”, “Русская красавица” (знакомство с русским народным костюмом), “Что мне больше всего понравилось в музее”, “Пряники печатные”, “Натюрморт с народной посудой”, “Вышивка-Петушок”; лепка: “Где достать перо Жар-птицы”, “Братина”. Во время конструктивной деятельности и в свободное время активно строили, используя, мелкий деревянный конструктор: ладью, избу, дворец, ворота.
Особое место в ознакомление с русским бытом и домашней утварью принадлежит народной сказке. Слушая сказки, дети понимают и значение печи в жизни русского человека, предметов утвари: прялочки, веретёнца, ведра, коромысла, топора, лопаты для хлеба, телеги. Все эти предметы ненавязчиво, но прочно входят в сознание ребёнка как обязательные предметы народного быта.
В течение всего времени в рамках занятий по “Ознакомлению с художественной литературой”, а также в вечерние часы мы активно читали русские народные сказки и обсуждали их, заостряя внимание на предметах домашнего обихода. Как оказалось из бесед с детьми данную информацию они получают только в детском саду. То, что дети дома смотрят по телевизору или им читают родители очень далеко от русского народного творчества.
Во время самостоятельной деятельности дети с удовольствием разыгрывают в уголке театрализации русские народные сказки. Стараются передавать в речи именно те выражения, которые ими были услышаны во время чтения или рассказывания сказки педагогом. Особенно полюбились детям сказки: “Три медведя”, “Крылатый, мохнатый да масляный”, “Маша и Медведь”, “Колобок”, “Лисичка – сестричка и серый волк”. В группе создана большая база игрушек би-ба-бо, именно для драматизации русских народных сказок. Так же для подчёркивания именно бытовых условий дети используют настоящие предметы утвари.
Позднее после посещения в музее экспозиции “Русская изба”, рассматривая иллюстрации в книгах с русскими народными сказками, сравнивали: “А мы такое ведро, как у Емели видели, лопата для хлеба была как в сказке про Жихарку. Печка такая же огромная как в сказке “Волк и семеро козлят”, “Гуси-лебеди”, где ребята могли спрятаться. А в таком маленьком горшке блин мог варить щи для воробья и мышки, а большом чугуне мама коза готовила обед для своих козлят, их же было семеро”.
И ещё одним из самых таинственных видов устного народного творчества, эхом древнейшего культурного пласта, метафорического языка символов, является загадка. Значение загадки в народной традиции заключается не только в том, что она способствует развитию образного мышления ребёнка. Умение разгадывать загадки (т.е. понимать язык иносказаний) является своего рода заветным ключом к познанию мира ведомого и неведомого.
Современные дети знают мало народных загадок. Обратный процесс их разгадывания доставляет детям большое удовольствие.
Особое место в непосредственно организованной образовательной деятельности стали занятия по образовательной области “Речевое развитие” по составлению с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Первоначально была тема: “Составление детьми описательных рассказов посуды и домашней утвари”, после посещения экспозиции “Русская изба”. Далее в рамках непосредственно организованной образовательной деятельности прошли мероприятия по придумыванию загадок про посуду и домашнюю утварь. Тема очень увлекла детей, что и в свободное время, перед обедом и ужином мы играли в игру: “Кто придумает загадку”, также в заключительное мероприятие по теме: “Гости в дом – радость в нём”, также были включён игровой момент: отгадаете загадку – будет сюрприз.
Тема эта сложная, и не всем детям она удаётся. Ведь составить загадку – значит, обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку – её метафорические образы заменить образами реальными.
Огромный интерес у детей вызвало посещение Детского музейного центра, экспозиции “Русская ярмарка”, “Русская изба”, “ Былина”. Как оказалось, многие дети были здесь впервые. Знакомство не только с этими экспозициями, но и самим музеем стало для них открытием. Дома детям было предложено нарисовать то, что запомнилось. Позднее при повторном посещении музее мы отнесли туда свои работы.
Но всё же самый большой объём материала по теме: “Знакомство с русской народной утварью” дети получили в рамках образовательной области “Познание”: “Жили – были дед и баба” (устройство дома), “Откуда пришла Масленица” (народный праздник, блюда народной кухни, домашняя утварь), “Как на Руси шили одежду” (народный костюм, обработка льна), “Русская кухня, русский самовар и чаепитие на Руси”, “Гости в дом – радость в нём”.
Также работа по формированию интереса к домашней утвари и русскому быту была бы не полной без поддержки родителей. В индивидуальных беседах с родителями я попросила заострить их внимание на домашней посуде и бытовой технике, при просмотре мультфильмов и фильмов – сказок, показать предметы русского быта, почитать русские народные сказки, посетить повторно экспозиции в Детском Музейном центре “Русская изба”.
В ходе мероприятий проведённых в рамках формирования у детей целостной картины можно сказать, что у детей возник устойчивый интерес к данной теме. Возник интерес, желание больше узнать о быте и жизни своего народа, появились зачатки формирования сознания своей национальной принадлежности, что в конечном итоге будет способствовать формированию у них исторического сознания.
Тема эта большая и глубокая, мы в детском саду закладываем лишь маленькие зёрнышки в сознание ребёнка о формировании целостной картины мира, которые, я надеюсь, прорастут при развитии ребёнка в школе.