Цель: закрепить навыки четкого произношения и выделения на слух звуков [к]-[к’], дифференциации звуков [к] и [к’] в слогах и словах.
Задачи.
- Развивать умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука [к].
- Развивать умение дифференцировать на слух звуки [к] и [к’] в слогах и словах.
- Развивать навыки звукового анализа слов.
- Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.
- Развивать мелкую и общую моторику.
- Развивать пространственную ориентировку.
- Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: демонстрационный материал – резиновая игрушка “Колобок”; раздаточный материал – массажные шарики “су-джок”, фонарики, индивидуальные звуковые коробочки и картонные полоски с изображением ниточки для “звуковых бус”, листочки с лабиринтом “Поможем Колобку найти дорогу к дедушке и бабушке”, простые карандаши.
Предварительная работа с детьми.
- Знакомство с акустико-артикуляционной характеристикой звука [к].
- Проведение дидактических игр “Фонарики”, “Звуковые бусы”, “Придумай слово”, “Соедини по точкам”, игры и упражнения на пространственное ориентировку, разгадывание загадок.
- Разучивание игры с массажным шариком “су-джок” “Колобок”.
Ход занятия
1) Организационный момент.
- Сегодня к нам в гости пришел один сказочный герой. Отгадайте, кто это.
Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
На сметане мешен,
На окошке стужен,
У него румяный бок…
Вы, узнали? (Колобок)
2) Развитие мелкой моторики рук “Колобок” (с массажным шариком “су-джок”).
Жили-были дед и баба
На поляне у реки.
И любили они очень
На сметане колобки.
Бабка колобок скатала,
В печке его выпекала,
На окошке остужала!
Вышел ровный, вышел гладкий,
Не соленый, и не сладкий.
Очень круглый, очень вкусный,
Даже кушать его грустно.
А колобочек убежал,
По дорожке поскакал.
3) Характеристика звука [к].
- Ребята, какой первый звук вы слышите в имени нашего сказочного гостя? (Звук [к]). Давайте расскажем Колобку, что такое звук? (Звук – это то, что мы слышим и произносим).
- Что мы знаем об этом звуке? (Звук [к] нельзя петь, тянуть (“Ниточка рвётся”), потому что воздух встречает преграду – язычок во рту становится “горкой”. Это согласный звук. Звук произносится без голоса. (Проверить ладошкой). Это глухой звук.
- А еще звук [к] в словах может быть твердым и мягким.
- Каким цветом мы обозначаем твердый согласный звук? (Синим цветом)
- А каким цветом обозначаем мягкий согласный звук? (Зелёным цветом)
4) Игровое упражнение “Фонарики”.
- Колобок предлагает поиграть с “фонариками”. Послушайте слоги и слова и, если услышите твердый звук [к], поднимите синий фонарик, а если услышите мягкий звук [к’], поднимите зеленый.
а) ка, кя, кю, ку, кы, ки, ак, ук, кё, ко.
б) кот, кит, Катя, Кеша, буква, жук, кисточки, капля, букет, очки, великан.
5) Игра “Звуковые бусы”.
- Давайте покажем Колобку, как мы составляем красивые “звуковые бусы”.
Логопед произносит слова, а дети выкладывают первый звук каждого слова.
Слова: кошка, утка, кино, азбука, кубик, кисель, кони, индюк, куры, киви.
6) Физминутка “Делай, как слышишь” (Развитие пространственной ориентировки).
7) Лабиринт “Поможем Колобку найти дорогу к дедушке и бабушке”.
Детям предлагается обвести колобок по точкам и провести линию-дорожку к дедушке и бабушке.
8) Игра “Назови слово со звуком [к]”.
Детям предлагается вспомнить и назвать слова, в которых есть звук [к].
9) Итог занятия.
Логопед задаёт вопросы:
- С каким звуком мы сегодня играли? (Со звуком [к])
- Какой это звук? (Согласный, глухой, бывает твердым и мягким)