Человек достигнет результата, только делая что-то сам…
Александр Пятигорский (русский философ, востоковед)
Задание учителям Слайд 2.
Нарисуйте солнышко и восемь лучиков у него. На
каждом лучике напишите вид деятельности
ученика в школе (учебная, исследовательская,
проектная, игровая, изобразительная,
познавательная, речевая, практическая, трудовая
…). Теперь разделите каждый лучик на столько
баллов на сколько, по вашему мнению, ученик
занимается тем или иным видом деятельности.
Соедините эти точки. Это колесо деятельности
ученика. Похоже ли оно на колесо? Удобно ли
ученику ехать на этом колесе? Так вот, ФГОС
помогает нам выровнять это колесо.
Перемены, происходящие в современном обществе,
требуют ускоренного совершенствования
образовательного пространства, определения
целей образования, социальные и личностные
потребности и интересы.
В связи с этим главной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:
– становление личности школьника
– раскрытие его индивидуальных возможностей.
Это одно из требований ФГОС. Слайд 3.
Поэтому сегодня мы опять возвращаемся к
ФГОС, вспоминаем изученное и изучаем
новое.
Основой теории В.В. Давыдова , является
теория УД. Между обучением и развитием человека
всегда находится его деятельность. Таким
образом, формула Л.С. Выготского (развитие ––>
обучение) дополнилась третьим звеном –
«деятельность» и приобрела следующую структуру:
развитие ––> деятельность ––>
обучение. Слайд 4.
Одним из основных методических принципов системы в начальных классах является деятельностный подход, который главным образом ориентируется на предметную (практическую) деятельность младших школьников. На этом этапе становления личности и УД (учебная деятельность) школьников характерна общность их предметной и умственной деятельности. В связке «деятельность – личность» на первое место выступает деятельность как фактор формирования личности (деятельность > личность). В средней школе, на более зрелых этапах формирования личности, становится противоположная функция, характеризующая деятельностный подход: личность > деятельность. Если в начальной школе программы ориентированы на усвоение элементарных практических умений и навыков, то в среднем и старшем звене школы изменяется соотношение предметной и умственной деятельности ученика. На первый план начинает выступать умственная деятельность. В таких условиях деятельностный принцип, ограниченный в начальных классах преимущественно предметной (практической) деятельностью, требуется преобразовать в более эффективный и отвечающий среднему звену. Он базируется на единстве сознания, деятельности и личности.
В свернутой форме новая методическая система выстраивается в триединой формуле: система ––> системный подход ––> деятельность.
Объединение их позволило определить подход, составляющий ее основу как системно-деятельностный. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
Что значит "деятельность"? Слайд 5.
Во-первых, деятельность – это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат. С самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности (стандарты нацеливают на результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий).
Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация ). Важно увидеть, что все действия не разорваны.
В-третьих, в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.
Таким образом, любая деятельность, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.
Задача школы на современном этапе – не дать объем знаний, а научить учиться.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Слайд 6. В докладе международной комиссии по образованию для 21 века Жаком Делором ( «Образование: скрытое сокровище») сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор).
По сути дела Жак Делор определил компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире. Слайд 7.
Перед нами ставятся задачи:
- научить получать знания (учить учиться)
- научить работать и зарабатывать (учение для труда)
- научить жить (учение для бытия)
- научить жить вместе (учение для совместной жизни)
Слайд 8 .Основная задача – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. (вектор смещения – чему учить – ради чего учить – как учить обновленными средствами обучения)
Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании возможна при любой из действующих программ и обеспечивается следующей системой дидактических принципов: Слайд 9
1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, что способствует активному успешному формированию общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности –создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Слайд 10. Деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю – не знаю», «умею – не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».
Слайд №11
В связи с этим меняется позиция учителя и ученика, задачи урока и т.д.
Позиция учителя: к классу не с
ответом (готовые знания, умения, навыки), а с
вопросом.
\Позиция ученика: за познание мира,
(в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая
которую ребенок выполняет цели учителя. Она
может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность –
управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по
созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – У меня
получится! Я умею!
Эмоционально-ценностная оценка –
Я считаю так то…. Моё мнение такое-то
(формирование мировоззрения)
Преимущества деятельностного подхода Слайд 12.
У обучающихся в наибольшей степени:
- развиваются навыки самостоятельной работы;
- формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;
- возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе;
- интерес к предмету побуждает к чтению дополнительной литературы, что расширяет познания ребёнка в области данной науки.
ЧТО МЕШАЕТ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ПОЛУЧАТЬ НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Слайд 13.
- Готова ли школа к новому результату или продолжаем «давать знания»?
- Что мешает учителю работать на новый результат?
- Каким образом можно получить новый результат?
Ответ на данный вопрос опять даёт ФГОС.
Слайд 14.
Каждый раз, когда учитель составляет проект очередного урока, он задает себе одни и те же вопросы:
а) как сформулировать цели урока и обеспечить
их достижение;
б) какой учебный материал отобрать и как
подвергнуть его дидактической обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и
деятельность учеников.
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих
компонентов привело к определенной
системе знаний и ценностных ориентаций.
Слайд 15. Основной из главных задач учителя
является организация учебной деятельности таким
образом, чтобы у учащихся сформировались
потребности в осуществлении творческого
преобразования учебного материала с целью
овладения новыми знаниями.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом
их собственных поисков, необходимо организовать
эти поиски, управлять учащимися, развивать их
познавательную деятельность.
Подводим итоги.
- Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.
- Позиция ученика: за познание мира.
- Учебная задача – задача, решая которую ребёнок выполняет цели учителя.
- Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
- Учебное действие – действие по созданию образа.
- Образ – слово, рисунок, схема, план.
- Оценочное действие – я умею! У меня получится!
- Эмоционально-ценностная оценка – формирование мировоззрения.
- Задача школы – не дать объём знаний, а научить учиться.
Чему должен научиться ребенок?
- Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.
Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание.
ри системно-деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями.
а) восприятие информации;
б) анализ полученной информации (выявление
характерных признаков, сравнение, осознание,
трансформация знаний, преобразование
информации);
в) запоминание (создание образа);
г) самооценка.