Аннотация
Большинство существующих методов обучения младших школьников письму помогают реализовать только обучающую цель, а современное образование сейчас находится в поиске таких инновационных методов, которые будут способствовать раскрытию творческого потенциала ребенка, развитию его мотивационной сферы, коммуникативных навыков. Метод ассоциации соответствует всем этим требованиям, он, помимо своей основной цели – развития письменных навыков – способствует совершенствованию устной монологической речи.
Ключевые слова: английский язык, письменная речь, метод ассоциации.
Современный ФГОС в области графики и орфографии ставит задачу научить младших школьников правильно писать наиболее употребительные слова из активного словаря [1;39]. В этой области овладения языком у большинства учащихся возникают трудности по причине того, что многие английские слова подчиняются историческому принципу правописания.
Обучение письменной речи на начальном этапе должно быть увлекательным процессом, но реализовать его на практике получается не всегда. Некоторые педагоги используют прием механического запоминания: дают задание писать одно и тоже слово целую строчку. Многим детям очень тяжело выполнять такую монотонную работу. Детский мозг с трудом воспринимает нединамичные явления [3; 21].
В британских пособиях существуют различные упражнения для запоминания правописания слов: там есть задания вставить в слово пропущенные буквы; расположить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово; найти и исправить ошибки в словах, разгадать кроссворд, найти рифмующиеся слова и т.д. Существенный недостаток таких упражнений в том, что во время их выполнения дети оперируют только лексической единицей: словом, а не целыми фразами, поэтому полученные знания являются недостаточно непрочными. Существующие приемы обучения правописанию отличаются однообразием, не имеют системного характера. Необходимо внедрение в систему образования инновационной технологии обучения письменной речи, как одного из способов реализации на занятиях такого подхода, где учащиеся будут активными творческими субъектами учебной деятельности, способными развивать свои коммуникативные навыки [4; 12].
Метод ассоциации – один из способов реализации такого инновационного подхода, поскольку непроизвольная память развита у младших школьников намного лучше произвольной, а ассоциация как раз и является непроизвольной психической активностью. Ассоциирование – такое связывание одного элемента с другим, при котором появление в сознании одного из них, влечет за собой появление другого [2;15]. Именно ассоциативные связи являются основами мышления, памяти, творчества, воображения. Дети легко запомнят правильное написание слова, если будут опираться на личные ощущения, впечатления. Буквы нужно делать образными, динамичными. На практике, при обучении письму, я прошу детей придумать, образ какой вещи, человека или животного напоминает им каждая буква изучаемого слова и помогаю рассказать об этом по-английски: (Letter «h» looks like a giraffe, letter «s» looks like a snake, letter «m» looks like a camel). Обычно школьники очень любят выполнять это задание и хорошо с ним справляются. Далее даю задание детям составить короткий рассказ, который объединит образы всех букв в единое целое. Ключевым должно стать то слово, правописанию которого учитель ставит своей целью научить младших школьников. Для примера возьмем сложное для написания слово «school» и придумываем какую-нибудь историю: There was a school for animals in one of the fairy countries. The snake («s») went to school very early in the morning. It was dark and there was the half-moon («с») in sky. The snake met the giraffe («h»). The animals found two balls («o» «o») and began to play with them. Suddenly the giraffe stopped playing and began to cry, because his ruler («l») wasn’t in his schoolbag. It was at home.
Ассоциации у каждого ребенка различны. Особенно важно не навязывать детям своих ассоциаций. Чем смешнее получится история, тем лучше запомнится написание слова. Использование этого метода позволяет добиваться не только обучающей цели (обучение письменной и устной речи), но и развивающей.
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
- Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: Прайм – Еврознак, 2003 – 672 с.
- Гальскова Н.Д, Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.–336 с.
- Г. Б. Хлыбова – Принцип активности в обучении иностранным языкам//Иностранные языки в школе.–1994. – № 5. – С.37-42.