Цели урока: повторить особенности жанра эссе, формировать умение написания эссе.
Методы повторения: репродуктивный.
Методы закрепления знаний: анализ языкового материала.
Метод закрепления умений: работа с текстом.
Метод контроля: написание эссе.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, выполненная в программе PowerPoint. Приложение1
План урока
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
3. Закрепление знаний, формирование умений, навыков.
4. Подведение итогов.
5. Домашнее задание.
Ход урока
Презентация. Слайд 1
1. Организационный момент.
Перед вами пирог.
Как вы думаете, есть ли какая-то связь между пирогом и темой сегодняшнего урока?
В своё время написание эссе было уделом профессиональных литераторов, журналистов, людей искусства. Кому-то из вас также предстоит на экзамене по обществознанию и иностранному языку в 11 классе написать эссе. Но всем ли это удастся? Уже сегодня многие интересуются, как написать хорошее эссе. Я рекомендую его испечь, как пирог.
2. Объяснение нового материала.
Печём мы обычно по какому-то поводу: день рождения, 8 марта, 23 февраля или другой праздник. Так и для эссе необходим повод, т.е. тема.
Назовите темы эссе.
Литература, искусство, наука, жизнь и др. Слайд 2
И вот настал случай, мы решили приготовить пирог “Эссе”. Сначала необходимо замесить тесто. Для этого нужно перемешать раздумья, впечатления, размышления и приправить все ассоциациями. Слайд 3
Прочитайте текст и озаглавьте его (упражнение 250, с. 179-180).
Я люблю книгу, как люблю человека. Если бы книгам угрожал Всемирный потоп, я бы поспешил построить ковчег, в который попытался бы захватить всех своих любимцев. Само собой разумеется, что, чем меньше был бы ковчег, тем мне было бы трудней и печальней. Если бы можно было взять с собой тысячу книг, затруднения мои были бы не так велики, как если бы выбор был ограничен сотней. И уже невыносимо трудно было бы мне, если б сотню сократили до трёх-четырёх книг.
А всё-таки?! Какие же из миллионов книг вошли бы в число заветных? Какие я стремился бы спасти от потопа?
Первая книга — это, конечно же, стихи Пушкина. Ничто не имело и не имеет для душевной жизни моей, для жизни в прекрасном того значения, какое имел и имеет Пушкин. Он пришёл ко мне с колыбели, он останется со мной до конца. Он был всегда со мной — и в дни радости, и в дни печали, и в часы труда, и в годы войны. Это была единственная книга в моём военном багаже.
Но разговор о Пушкине без самого Пушкина невозможен. А посему вот хотя бы одно его стихотворение, то, что мне всех милей и дороже:
Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
Я не знаю ничего лучшего в мировой лирической поэзии. Я не знаю ничего более чистого, ясного, человечного, благородного. Это сама поэзия, само сердце. И то и другое необходимо мне всегда. Без них я жить не могу.
Вторая книга — это “Война и мир” Льва Толстого. Это книга глубочайшего проникновения в человеческий материал. Никто не умел и не умеет так глядеть в человека, так понимать, так раскрывать, так любить и жалеть его. Этой гигантской книге обязаны, в той или иной мере, почти все писатели, писавшие после Толстого.
Третья книга — это “Мёртвые души” Николая Гоголя. Гоголь — явление чрезвычайное. Мне кажется, никто не писал смелее и доказательнее. Образы “Мёртвых душ” невозможно оспорить. Страшная сказка, рассказанная им, прекрасна и беспощадна одновременно. Другой такой никто придумать и рассказать пока не смог. При этом никто не смог быть столь прекрасным и столь живописным в описании уродливого.
Четвёртая книга — это стихи Владимира Маяковского. Я не люблю Маяковского, и поэтому мне нелегко решиться взять его с собой. Он слишком много якает. Он бесцеремонен <...>, излишне часто пускает в ход локти, форсируя к тому же свою лужёную глотку. Он постоянно наступает всем на ноги и не считает нужным извиняться. Но я почёл за благо примириться. <...>
Он самый современный из современных писателей. Он современен весь, целиком, с головы до пят, стихом, душой, материалом, манерой, хваткой, темпераментом, неуравновешенностью, словарём, отношением к прошлому, настоящему и будущему. Он боец — всегда и во всём. Он первооткрыватель и первопроходчик. Он профессиональный Колумб. Это его призвание и его специальность. Прекрасная и ни с чем несравнимая специальность. (По И. Бражнину)
О чём размышляет автор текста Илья Яковлевич Бражнин?
О книгах.
Как подходит к освещению выбранной темы? Ставит ли он задачу осветить её исчерпывающе полно?
Нет.
Когда вы получаете задание написать сочинение, вы интересуетесь, сколько листов нужно написать? А что можно сказать об объёме эссе? Как думаете, это жанр большого объёма?
Нет, это малый объём (этюд), т.к. автор не стремится осветить тему полно.
Тесто уже готово. Рекомендую выложить его на противень и придать какую-нибудь форму: овальную, квадратную, треугольную...
Лучшей формой для “Эссе”, по-моему, будет форма рассуждения со своими неотъемлемыми компонентами.
Какими?
Тезис – обоснование – выводы. Слайд 4
Назовите эти элементы композиции в тексте? (работа с текстом)
Эссе характеризуется свободной композицией. Слайд 5 Автор волен выбирать любое композиционное решение работы.
Теперь о самом вкусном – о начинке! Что же взять для её приготовления? Слайд 6 Вопросно-ответную форму? Безусловно! Цепь вопросов? Да! Параллельный способ связи предложений? Конечно! Вводные слова? Обязательно!
Найдите перечисленные языковые средства в тексте? (работа с текстом)
Скажите, почему в эссе часто встречается обилие вопросов, вопросно-ответная форма? Эссе – это монолог или диалог?
Диалог.
С кем диалог?
Это диалог с собой.
Получившуюся начинку выкладываем на тесто.
Нам остается только украсить наш пирог, что мы сделаем оригинально, афористично и образно. Слайд 7
Образность, конечно же, проявляется в тех языковых средствах, которые использует автор в тексте. Мы их уже назвали.
А как вы понимаете термин “оригинально”?
Непохожесть на остальных, как-то по-своему.
Вот вы бы какие книги взяли с собой, отправляясь на необитаемый остров? Полезные или бесполезные, любимые или нелюбимые? А какие взял автор?
В том числе и нелюбимые.
В этом авторская оригинальность. Оригинальность мысли.
Пирог “Эссе” готов. Приятного аппетита!
3. Закрепление знаний, формирование навыков.
Итак, мы получили рецепт пирога “Эссе”. (Выдаётся каждому распечатка). Слайд 8
Пирог “Эссе”
Печём мы обычно по какому-то поводу: день рождения, восьмое марта, двадцать третье февраля или другой праздник. Так и для эссе необходим повод, т.е. тема. Будет ли это литература, искусство, наука или сама жизнь.
И вот настал случай, мы решили приготовить наш пирог “Эссе”. Сначала необходимо замесить тесто. Для этого нужно перемешать раздумья, впечатления, размышления и приправить всё ассоциациями. Готовое тесто рекомендую выложить на противень и придать какую-нибудь форму: овальную, квадратную, треугольную...
Лучшей формой для “Эссе”, по-моему, будет форма рассуждения со своими неотъемлемыми компонентами: тезисом, обоснованием, выводом.
Теперь о самом вкусном – о начинке! Что же взять для её приготовления? Вопросно-ответную форму? Безусловно! Цепь вопросов? Да! Параллельный способ связи предложений? Конечно! Вводные слова? Обязательно! Получившуюся начинку выкладываем на тесто.
Нам остается только украсить наш пирог, что мы сделаем оригинально, афористично и образно.
Пирог “Эссе” готов. Приятного аппетита!
(Дубова Татьяна, студентка филфака БГПУ)
Какие особенности жанра обозначены в данном рецепте? Подчеркните опорные слова.
Можно ли данный рецепт отнести к жанру эссе? Перед нами эссе об эссе?
Да. Какой индивидуальный авторский подход к освещению темы!
4. Итог урока.
5. Домашнее задание. Слайд 9 Упражнение 251 (с.181).
А какие книги взяли бы с собой вы, отправляясь, говоря условно, на необитаемый остров? Постарайтесь рассказать об этом нестандартно, эмоционально, убедительно.
Вероятно, вы уже догадались, что вам предстоит написать сочинение в жанре эссе на тему “Книги, без которых я не могу обойтись”.
Слайд 10
Литература
1. Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 286, [2] с.: ил., 8 л. цв. вкл.
2. Рисунки http://www.liveinternet.ru/users/albertnastyaeva/post199212514/