Класс: 5
Тема урока: Полная и краткая форма прилагательного. Урок №140-№141
Базовый учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык, 5 класс. – М: «Просвещение», 2012.
Тип урока:урок усвоения новых знаний с первичным закреплением знаний.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы.
Цель урока: Дать представление о полной и краткой форме прилагательного, о грамматических особенностях кратких прилагательных, синтаксической роли полных и кратких прилагательных.
Задачи урока:
обучающие:
- научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких формах;
развивающие:
- развивать речевые, творческие способности учащихся на материале урока;
- создать условия, направленные на развитие логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы), навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);
- формировать умение анализировать и характеризовать предложения с полными и краткими прилагательными, моделировать и использовать в речи предложения с полными и краткими прилагательными;
воспитывающие:
- воспитывать интерес к изучению русского языка, формировать интерес к формированию правильной грамотной устной и письменной речи.
Используемые современные образовательные технологии: эвристический метод, ИКТ, здоровьесберегающие элементы, технология проектов.
Образовательные ресурсы Интернет: www.uroki.net; www.zavuch.info; akadernius.narod.ru/vibor-rus.htrnl; urok.1sept.ru/subjects; www.intergu.ru; som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192; school-collection.edu.ru.
Техническое оборудование: проектор, компьютер (с выходом в Интернет), интерактивная доска.
Планируемые результаты:
Предметные умения (объем освоения и уровень владения компетенциями):
- знать о полной и краткой форме прилагательных; грамматических особенностях кратких форм прилагательных; их синтаксической роли; правиле правописания кратких прилагательных с основой на шипящий;
- уметь различать полную и краткую формы имен прилагательных; находить в тексте краткие формы прилагательных и определять их синтаксическую роль; правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий; графически обозначать условия выбора правильного написания.
Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.
Личностные УУД:
- формулировать и аргументировать собственное мнение;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. -осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; -потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; -стремление к речевому самосовершенствованию.
Регулятивные УУД:
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД:
- проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделировать процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;
- выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;
- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
Ход урока
Деятельность учителя Словесное сопровождение заданий учителем. |
Деятельностьобучающихся | Формируемые уменияПримерные УУД | Слайдовое сопровождение |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. |
|||
Проверили готовность к уроку. Улыбнулись друг другу. И начинаем урок. Позади темы, на которых мы узнали о чем…? |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. |
Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера). |
Слайд №1. Тема урока |
2. Актуализация и пробное учебное действие. Цель: Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа. |
|||
I. Проводит орфографический диктант.
II. Дает индивидуальные задания 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограмму:
2. Задает вопросы по интерактивной иллюстрации "Весна". |
|
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно– следственные связи. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Иллюстрация "Весна" school-collection.edu.ru/catalog/res/7a395c2c-0a01-0355-004d– |
3. Выявление места и причины затруднения. Цель: Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. |
|||
1. Объявляет о взаимопроверке. 2. Проводит выборочную проверку работ обучающихся учителем. 3. Организует и сопровождает совместную учебную деятельность по чтению и анализу стихотворения А. Ахматовой (на слайде):
4. Дает задания:
|
|
Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
Слайд №2. Стихотворение и портрет А. Ахматовой. |
Физкультминутка №1. Цель: Предупреждение и снятия утомления, повышение активного внимания и работоспособности. |
|||
Произносит текст и показывает движения:
|
Выполняют движения в соответствии с текстом. |
Личностные: понимают важность регулярных динамических занятий. Регулятивные: укрепляют физическое здоровье, снимают утомление. |
www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Цель: Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по материалам учебника, обсуждение результатов наблюдения. |
|||
1. Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. – Ребята, слова, которые мы нашли, – это краткие прилагательные. Как и полные прилагательные, они обозначают признак предмета, только в другой форме, поэтому и имеют другие окончания: м. р. ед. число – ж. р. ед.ч. – [а]; ср. р. ед. число – [о]; мн. число – ы . 2. Организует работу по таблице. – Рассмотрим интерактивную таблицу "Разряды прилагательных по значению. Полные и краткие формы прилагательных" (N 7248) 3. Работа с учебником. Учитель организует чтение и анализ материала для наблюдений на с. 91-92 учебника. Сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы учащихся. |
|
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, работают по плану. |
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a395fb4-0a01-0355-00e0-eb3f47beaf8a/%5BRUS6_100%5D_%5BIA_309%5D.swf |
5. Творческая практическая деятельность по реализации проекта. Цель: Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение творческих заданий на повышение орфографической зоркости, развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля. |
|||
1. – Выполним упражнения 589, 591, 592. 2. Индивидуальное задание 2. – Объясните употребление или отсутствие Ь после шипящих в конце слова: мышь, дочь, луч, много туч, идешь, трескуч.
3. Разъясняет важность орфографически грамотного письма (упр. 596, 597). 4. Обращает внимание на слайд. – Вставьте пропущенные буквы, краткие прилагательные подчеркните как члены предложения. Выделенные слова разберите по составу. ХОРОШ ЗИМНИЙ ДЕНЬ
|
|
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. |
Слайд №3. Текст с пропущенными буквами на тему «Хорош зимний день». |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, составление связных рассказов об изученных нормах. |
|||
Учитель раздает карточки с заданиями Задание 1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и записывая проверочные слова, обозначьте в предложениях грамматическую основу, графически объясните постановку запятой:
Задание 2. Образуйте от полных прилагательных краткую форму и запишите слова в два столбика: с суффиксом -енен– и суффиксом -енн-.
|
Выполняют упражнения и отвечают на вопросы. |
Личностные: имеют желание участвовать в творческом процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно– следственные связи, делают обобщения, выводы. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения. |
|||
1. Обращает внимание на слайд с правилом: «Форму с -енен образуют прилагательные с ударным суффиксом -енный, кроме: своевременный – своевременен, блаженный – блаженен.» 2. Объявляет о самостоятельной работе – выполнении тестов.
|
Выполняют упражнения |
Личностные: имеют желание участвовать в созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. |
|
Электронная физкультминутка для глаз №2. Цель: Сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке. |
|||
Выполняет глазную гимнастику вместе с учащимися. |
Слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками. |
Учатся приёмам здоровьесбережения |
zhakulina20090612.blogspot.ru/2011/06/blog-post_25.html |
8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание. |
|||
Организует проверочную работу на распечатанном материале: – Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Над прилагательными обозначьте, краткие они или полные. – Выпишите из текста глагол, имеющий в своем составе приставку, корень, суффикс и окончание, а также прилагательное с такими же морфемами.
|
|
Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Слайд №5. Картина с изображением Арктики |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Цель: Заключительная беседа по вопросам. |
|||
Учитель беседует с учащимися: – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? – Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? – Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. Определяет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества: Д/З: § 104. Даёт разноуровневые задания:
|
|
Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. |
Слайд №6. Краткое изложение теоретических основ изученной темы.
|
Использованная литература:
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык, 5 класс. – М: «Просвещение», 2012.
- Практикум по русскому языку: 5 кл. /С. И. Львова. – М.: Просвещение, 2006.
- Русский язык. (За страницами школьного учебника). 5 кл.: пособие для учащихся С. И. Львова, – М.: Дрофа, 2007.
- Федорова С.Ш. Технология присвоения метазнаний /urok.1sept.ru/articles/100689/.
- Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/ fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/
- Хуторский А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. – №7.
- ФГОС. (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897). С. 8–9.