«Полная и краткая форма прилагательного». 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Класс: 5

Тема урока: Полная и краткая форма прилагательного. Урок №140-№141

Базовый учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык, 5 класс. – М: «Просвещение», 2012.

Тип урока:урок усвоения новых знаний с первичным закреплением знаний.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы.

Цель урока: Дать представление о полной и краткой форме прилагательного, о грамматических особенностях кратких прилагательных, синтаксической роли полных и кратких прилагательных.

Задачи урока:

обучающие:

  • научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких формах;

развивающие:

  • развивать речевые, творческие способности учащихся на материале урока;
  • создать условия, направленные на развитие логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы), навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);
  • формировать умение анализировать и характеризовать предложения с полными и краткими прилагательными, моделировать и использовать в речи предложения с полными и краткими прилагательными;

воспитывающие:

  • воспитывать интерес к изучению русского языка, формировать интерес к формированию правильной грамотной устной и письменной речи.

Используемые современные образовательные технологии: эвристический метод, ИКТ, здоровьесберегающие элементы, технология проектов.

Образовательные ресурсы Интернет: www.uroki.net; www.zavuch.info; akadernius.narod.ru/vibor-rus.htrnl; urok.1sept.ru/subjects; www.intergu.ru; som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192; school-collection.edu.ru.

Техническое оборудование: проектор, компьютер (с выходом в Интернет), интерактивная доска.

Планируемые результаты:

Предметные умения (объем освоения и уровень владения компетенциями):

  • знать о полной и краткой форме прилагательных; грамматических особенностях кратких форм прилагательных; их синтаксической роли; правиле правописания кратких прилагательных с основой на шипящий;
  • уметь различать полную и краткую формы имен прилагательных; находить в тексте краткие формы прилагательных и определять их синтаксическую роль; правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий; графически обозначать условия выбора правильного написания.

Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные УУД:

  • формулировать и аргументировать собственное мнение;
  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
  • адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. -осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; -потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; -стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные УУД:

  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;
  • проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
  • осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

  • проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделировать процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;
  • выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;
  • уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Ход урока

Деятельность учителя
Словесное сопровождение заданий учителем.
Деятельностьобучающихся Формируемые уменияПримерные УУД Слайдовое сопровождение

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

  • Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность («Хочу!»).
  • Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности («Надо!»).
  • Устанавливает тематические рамки учебной деятельности («Могу!»).

– Ну, проверьте-ка, друзья,
Все ль на месте, все ль в порядке –
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получить лишь оценку «5».

Проверили готовность к уроку. Улыбнулись друг другу. И начинаем урок. Позади темы, на которых мы узнали о чем…?

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера).

Слайд №1.

Тема урока

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Цель: Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа.

I. Проводит орфографический диктант.

Товарищ, вещь, печь, коклюш, стеречь, беречься, звереныш, роскошь, предостеречь, лещ, течь, глушь, фальшь, неуч, гуляш, камыш, помощь.

II. Дает индивидуальные задания

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограмму:

Прик..саться, к..саешься, к..снись, прик..сновение, пол..жить, пол..гаться, выл..жишь, предл..жение, изл..гать, изл..жение.

2. Задает вопросы по интерактивной иллюстрации "Весна".

  • Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.
  • Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины.
  • Обдумывают ответы на вопросы рассматривают иллюстрацию.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно– следственные связи.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Иллюстрация "Весна"

school-collection.edu.ru/catalog/res/7a395c2c-0a01-0355-004d–

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

1. Объявляет о взаимопроверке.

2. Проводит выборочную проверку работ обучающихся учителем.

3. Организует и сопровождает совместную учебную деятельность по чтению и анализу стихотворения А. Ахматовой (на слайде):

Бессмертник сух и розов. Облака
На свежем небе вылеплены грубо.
Единственного в этом парке дуба
Листва еще бессмертна и тонка. 

4. Дает задания:

  • Найдите в стихотворении слова с нулевым окончанием.
  • Определите, какой частью речи они являются.
  • Обдумывают ответы.
  • Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
  • В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.
  • Знакомят с результатами работы группы.
  • Слушают и обсуждают ответы.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Слайд №2.

Стихотворение и портрет А. Ахматовой.

Физкультминутка №1.

Цель: Предупреждение и снятия утомления, повышение активного внимания и работоспособности.

Произносит текст и показывает движения:

Утром бабочка проснулась,
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
Потянулась, улыбнулась.
На «четыре» – улетела!

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Личностные: понимают важность регулярных динамических занятий.

Регулятивные: укрепляют физическое здоровье, снимают утомление.

www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Цель: Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по материалам учебника, обсуждение результатов наблюдения.

1. Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

Ребята, слова, которые мы нашли, – это краткие прилагательные. Как и полные прилагательные, они обозначают признак предмета, только в другой форме, поэтому и имеют другие окончания: м. р. ед. число – ж. р. ед.ч. – [а]; ср. р. ед. число – [о]; мн. число – ы .  

2. Организует работу по таблице.

– Рассмотрим интерактивную таблицу "Разряды прилагательных по значению. Полные и краткие формы прилагательных" (N 7248)

3. Работа с учебником. Учитель организует чтение и анализ материала для наблюдений на с. 91-92 учебника. Сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы учащихся.

  • Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.
  • Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом.
  • Выделяют главное, устанавливают причинно– следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, работают по плану.

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a395fb4-0a01-0355-00e0-eb3f47beaf8a/%5BRUS6_100%5D_%5BIA_309%5D.swf

5. Творческая практическая деятельность по реализации проекта.

Цель: Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение творческих заданий на повышение орфографической зоркости, развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля.

1. – Выполним упражнения 589, 591, 592.

2. Индивидуальное задание 2.

Объясните употребление или отсутствие Ь после шипящих в конце слова: мышь, дочь, луч, много туч, идешь, трескуч.

  • К каким выводам о грамматических особенностях кратких форм имен прилагательных привели вас выполненные упражнения?
  • О какой стороне кратких форм имен прилагательных мы еще не говорили? (Об употреблении в речи.)

3. Разъясняет важность орфографически грамотного письма (упр. 596, 597).

4. Обращает внимание на слайд.

– Вставьте пропущенные буквы, краткие прилагательные подчеркните как члены предложения. Выделенные слова разберите по составу.

ХОРОШ ЗИМНИЙ ДЕНЬ

Воздух свеж.. , прозрачен, чист. Сквозь облака проб..рается луч.. со..нца и опять и..чезнет. Он не горяч…, но ослепителен и ярок. Ветер жгу.. и порывист. Но детям моро.. не страшен. Они всегда веселы и бодры.

  • Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
  • В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы о грамматических особенностях кратких форм имен прилагательных.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №3.

Текст с пропущенными буквами на тему «Хорош зимний день».

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель: Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, составление связных рассказов об изученных нормах.

Учитель раздает карточки с заданиями

Задание 1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и записывая проверочные слова, обозначьте в предложениях грамматическую основу, графически объясните постановку запятой:

Умный и без денег б..гат.
Корень учения гор..к, да пло.. слад..к.
Скуч.н день до вечера, коли делать нечего.
Сам стар, да душа м. .лода.
Для умелой руки все работы ле..ки.
Бед..н не тот, у кого мало, а тот, кому мало.

Задание 2. Образуйте от полных прилагательных краткую форму и запишите слова в два столбика: с суффиксом -енен– и суффиксом -енн-.

Откровенный, обыкновенный, мужественный, торжественный, неизменный, несомненный, многочисленный, величественный, мгновенный, таинственный, обыкновенный, современный, своевременный.

Выполняют упражнения и отвечают на вопросы.

Личностные: имеют желание участвовать в творческом процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно– следственные связи, делают обобщения, выводы.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения.

1. Обращает внимание на слайд с правилом: «Форму с -енен образуют прилагательные с ударным суффиксом -енный, кроме: своевременный – своевременен, блаженный – блаженен.»

2. Объявляет о самостоятельной работе – выполнении тестов.

  • Интерактивный текст 1 «Найди краткие и полные прилагательные» (N 7255).
  • Интерактивный текст 2 «Найди краткие и полные прилагательные» (N 7253).

Выполняют упражнения

Личностные: имеют желание участвовать в созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

  1. Слайд №4 с текстом правила.
  2. schoocollection.edu.ru/catalog/res
  3. schoocollection.edu.ru/catalog/res

Электронная физкультминутка для глаз №2.

Цель: Сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке.

Выполняет глазную гимнастику вместе с учащимися.

Слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками.

Учатся приёмам здоровьесбережения

zhakulina20090612.blogspot.ru/2011/06/blog-post_25.html

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание.

Организует проверочную работу на распечатанном материале:

– Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Над прилагательными обозначьте, краткие они или полные.

– Выпишите из текста глагол, имеющий в своем составе приставку, корень, суффикс и окончание, а также прилагательное с такими же морфемами.

Чуде..на бел.. земля Арктик.. ! Вокруг лишь бе..крайн.. поля, снежн.. шапки, бел.. вершины круч.. . Непроглядна черная ноч.. в этом крае. Только сияют в небе раз-ноцветн.. с..яния: зелен.., син.., красн… Вверху слышны чудес..н.. ш..рохи, ш.. пот, словно в небе шепчутся звезды. А это скрипит, тр.. щит мороз. Но бе.. конечн.. ноч.. проходит. Скоро появится краешек ж..лт.. солнца, свет его еще б..гров.. и тускл...

  • Выполняют проверочную работу.
  • Слушают одноклассников, оценивают их.
  • Отвечают на вопросы.

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

 

 

Слайд №5. Картина с изображением Арктики

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Цель: Заключительная беседа по вопросам.

Учитель беседует с учащимися:

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

– Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке?

– Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

Определяет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества: Д/З: § 104.

Даёт разноуровневые задания:

  • Продвинутый уровень – сочинение-миниатюра “То было раннею весною” (с использованием полных и кратких прилагательных)
  • Базовый уровень: упр.594 и задание на сайте коллекции files.school-collection.edu.ru/dlrstore/09e963ae-cf5b-4fd0-9748-e50ac7b941fb/index_listing.html
  • Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
  • Заполняют дневники достижений.
  • Записывают домашнее задание и адрес сайта

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

 

Слайд №6.

Краткое изложение теоретических основ изученной темы.

 

Использованная литература:

  1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык, 5 класс. – М: «Просвещение», 2012.
  2. Практикум по русскому языку: 5 кл. /С. И. Львова. – М.: Просвещение, 2006.
  3. Русский язык. (За страницами школьного учебника). 5 кл.: пособие для учащихся С. И. Львова, – М.: Дрофа, 2007.
  4. Федорова С.Ш. Технология присвоения метазнаний /urok.1sept.ru/articles/100689/.
  5. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/ fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/
  6. Хуторский А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. – №7.
  7. ФГОС. (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897). С. 8–9.