"Мыслящий ум не чувствует себя счастливым,- пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые ".
(Д. Хевеши)
Используемые технологии РМК (развитие критического мышления)
Приемы: "карманное письмо", "Бортовой журнал", "Зигзаг ", дискуссия, кластер, групповой прогноз, рефлексия
Ведущая дидактическая цель: изучение нового материала.
Задачи:
- Образовательные: формирование понятий об алгоритме работы процессора, о значении его в обработке информации, формирование умений по проведению и объяснению результатов исследовательской и поисковой деятельности.
- Развивающие: Развивать умение ясно выражать свои мысли, формулировать гипотезу, обосновывать результат.
- Воспитательные: Умение анализировать свою деятельность и деятельность своих товарищей, формирование способностей в принятии совместного решения.
Оборудование: компьютер, проектор, бортовой журнал, доска.
План занятия:
- Организационный момент (2 мин.)
- Разминка (3 мин).
- Стадия вызова (70 мин.)
- Стадия осмысления (5 мин.)
- Практическая работа на компьютере (5 мин.)
- Подведение итогов работы. Оформление кластеров (15 мин.)
- Рефлексия (5 мин.)
- Домашнее задание
Ход занятия
I. Организационный момент (2 мин.).
Учащиеся заходят в кабинет и рассаживаются за столом, происходит деление на три группы по 4 человека. Проходя мимо стола учителя, воспитанник берёт какую-то вещь и кладёт в карман. ( процессор, контролёр, микросхема, мышь, шлейф, провод, вентилятор). Учитель говорит, что вы сами выбрали место себе и таким образом у нас сформировались три группы, в которых сегодня предстоит вам поработать.
Учитель: Во многих странах приветствие для нас выглядело смешным, какие только слова не произносятся при приветствии (Африканцы здороваются так: «Тата зеуаЬа!». В этих двух коротких словах заключен смысл: «Приветствую тебя, дикий зверь!». Для индейцев навахо важно сообщить друг другу при встрече: «Все хорошо». Гренландцы заявляют: «Хорошая погода!» - будь на дворе даже метель) При этом многие пожимают руку, некоторые кулаки, другие целуются, даже в нос.
Давайте поприветствуем друг друга как в ЮАР: Южной Африке ритуал сцепления мизинцами, пожимания кулаками и опять сцепление мизинцами, стал распространен и на многих улицах в США. При этом коротко восклицают: «Сакубона!», то есть «Я тебя увидел».
II. Разминка (3 мин.).
У каждого место с номером 1, 2,3 или 4. Для концентрации внимания проводится разминка "Карманное письмо". Учащимся предлагается описать ту вещь, которая оказалась у него в кармане пиджака, портфеля. Пояснить, почему она там оказалась. Эта разминка способствует концентрации внимания учащихся.
III. Стадия вызова (10 мин.). Изучение нового материала с использованием приёма Зигзаг и Бортовой журнал.
Работа в группах по 4 человека. Каждый член группы получает карточку со своим номером. Учитель: Обсудите в группе ответы на указанные вопросы. Подготовьте общий ответ.
Основные понятия, которые нужно повторить: контроллер
Карточка №1
Современные процессоры выполняются в виде микропроцессоров. Физически микропроцессор представляет собой интегральную схему — тонкую пластинку прямоугольной формы площадью всего несколько квадратных миллиметров, на которой размещены схемы, реализующие все функции процессора. Кристалл-пластинка обычно помещается в пластмассовый или керамический плоский корпус и соединяется золотыми проводками с металлическими штырьками, чтобы его можно было присоединить к системной плате компьютера. Процессор имеет Кэш память - массив сверхбыстрой оперативной памяти, являющейся буфером между контроллером системной памяти и процессором. В этом буфере сохраняются блоки данные после того, как их считал процессор, а потом он выполняет команду над данными.
Карточка №2
Процессор состоит из ячеек, в которых обрабатываются данные. Ячейки процессора называют регистрами. Регистры могут быть восьмиразрядные (в такой регистр помещаются 8 бит, т.е. 1 байт), шестнадцатиразрядные (в такой регистр помещается два байта или говорят машинное слово), 32-разрядные (помещается двойное слово). Разные регистры процессора имеют разное назначение. Для сохранения данных и результатов используются регистры данных . Для хранения адреса команды - счётчик команд. Для хранения команды – регистр команд. Для хранения адреса данных адресный регистр. Существуют специальные регистры для самопроверок процессора.
Карточка №3
Машинные команды, которые обрабатывает процессор состоят из двух основных частей:
Код операции | адресная часть |
Код операции показывает, какую именно операцию из системы команд процессора надо выполнить, а в адресной части содержится адрес данных, над которыми будет выполняться эта операция.
К процессору подходят магистрали передачи сигналов:
- адресная шина - соединяет процессор с оперативной памятью;
- шина данных - по ней в регистры процессора передаётся содержимое ячеек памяти и отправляются результаты обработки назад в оперативную память;
- шина управления.
Для хранения адреса команды - счётчик команд. Первым делом процессор считывает из счётчика команд адрес команды.
Карточка №4
Размеры регистров (в битах) определяют разрядность процессора.
Количество тактов, выполняемых в единицу времени, называют тактовой частотой процессора, которая измеряется в Герцах (Современные процессоры имеют тактовую частоту свыше 3 ГигаГерц).
Разрядность процессора и его тактовая частота - это основные характеристики процессора, от которых зависит производительность компьютера. Для хранения команды у процессора существует -регистр команд. Когда процессор знает адрес команды он считывает слово -команду. Учащиеся работают с текстом и заполняют бортовой журнал. По истечении времени, учащиеся поменяются местами, все 1 номера собираются вместе, все 2 - вместе и т.д.), таким образом, проходит физминутка.
Учащиеся возвращаются на места и по порядку начинают дискуссию о процессоре, рассказывая друг другу о том, что написано у них в тексте.
IV. Стадия осмысления (15 мин.). Первичная проверка усвоения знаний.
Учащиеся в группе вместе составляют рассказ о процессоре и прогнозируют алгоритм его работы.
(Физминутка - презентация у автора)
Заслушивание выдвинутых гипотез, (выступают командиры групп)
- читает адрес из Счетчика Команд;
- читает слово из памяти по этому адресу;
- увеличивает Счетчик Команд на 2;
- выполняет команду, записанную в прочитанном слове.
V. Практическая работа на компьютере.
(поиск информации о том, когда появился первый процессор) ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ (возможность оформления в виде презентации)
VI. Подведение итогов работы.
Оформление кластеров (работа в группе) и защита.
№ | Форма | Содержание | |
1. | Одно слово — существительное | Имя объекта | |
2. | Два слова — прилагательные | Свойства объекта | |
3. | Три слова — глаголы | Возможности объекта (активные и пассивные действия) | |
4. | Четыре слова (четыре отдельных слова, два словосочетания или предложение) | Ваше личное отношение к объекту | |
5. | Одно слово-синоним | Вывод, заключение |
VII. Рефлексия.
Учащимся предлагается написать синквейн об усвоенном материале
VIII. Домашнее задание.
Найти в Интернете или в библиотеке информацию о типах процессора.