Базовый учебник | В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык, 2 класс, в 2-х частях («Школа России») | |||
Цель урока: | формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные и правильно их писать. |
|||
Задачи: | обучающие – формировать
умение отличать имена собственные от
нарицательных, умение правильно писать имена
собственные и нарицательные; |
|||
Планируемые результаты: | предметные – научатся
различать имена существительные
собственные и нарицательные; подбирать примеры
собственных имен существительных, использовать
специальную терминологию при определении части
речи, находить и исправлять орфографические
ошибки; |
|||
Тип урока: | открытие новых знаний | |||
Формы работы учащихся: | работа в парах, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге. | |||
Необходимое оборудование: | для учителя – ноутбук,
мультимедийный проектор, экран, презентация в
программе Power Point; 5 картинок – лиса, кролик,
медведь, собака, петух; детская книга, журнал,
газета; карта Самарской области; для учащихся – сигнальные огни, детская книга; |
|||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые УУД |
|
1. Организационный момент Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
– Ребята, я рада видеть ваши улыбки и
думаю, что сегодняшний урок принесет всем нам
радость общения и обогатит вас новыми знаниями.
Садитесь. Урок русского языка. – Как надо работать на уроке, чтобы добиться успеха? |
Садятся. | Коммуникативные:
участвовать в диалоге, слушать и понимать других,
высказывать свою точку зрения. Личностные: желание оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Познавательные: выдвигают предположения о теме урока, слушают вопросы учителя. Регулятивные: контролируют правильность ответов обучающихся, принимают и сохраняют учебную цель. |
|
2. Постановка учебной
задачи. Цель: подведение учащихся к формулированию цели и задач урока. |
(слайд 2,3) – Ребята, к вам за помощью обращается первоклассник нашей школы (вкл. видеобращение). – В каких словах он допустил ошибки? |
Советская, Николай Николаевич Носов, «Огурцы», «Северные Нивы». | ||
– Как можно назвать данные слова одним словом? | Собственные имена | |||
– О чем не знал первоклассник? | Как пишутся собственные имена существительных | |||
– На какой вопрос мы должны ответить в течение урока? | Как пишутся собственные имена существительных | |||
– Кто назовет тему урока | Собственные имена существительных | |||
Тема урока. Собственные имена
существительных (открыть тему урока) – Что такое имя существительное? |
||||
3. Усвоение новых знаний Цель: познакомить учащихся с правописанием собственных имен существительных. |
– Чтобы помочь первокласснику, мы с
вами совершим классом виртуальное путешествие
по главному городу нашей области. – Как он называется? – Чтобы не потеряться в большом городе во время путешествия, каждый из вас находится рядом со своим соседом по парте. – Напишите фамилию и имя вашего соседа в тетрадь. – Как вы напишете? – Какое правило используете? |
Самара С большой буквы. Имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы. |
Коммуникативные:
умение участвовать в диалоге, слушать
собеседника, составлять план действий,
отстаивать свою точку зрения и договариваться с
людьми иных позиций. Познавательные – использовать модели и схемы; осуществлять анализ объектов; проводить сравнения, классификацию по заданным критериям; обобщать. |
|
Значит, к собственным именам относятся … | Имена, отчества и фамилия людей. | |||
Молодцы (прикрепить табличку на ватман, к концу урока должна получиться схема-опора по теме «Собственные имена существительные»). | ||||
(слайд 4) А путешествовать мы будем вот по такому маршруту: На доске записаны слова: (Г,г)ород, (С,с)амара, (У,у)лица (М,м)олодогвардейская, (У,у)лица (Ч,ч)ернореченская, (У,у)лица (Л,л) ьва (Т,т)олстого. |
||||
По какому принципу эти слова можно распределить на две группы? Буквы в скобках вам подскажут. | Предположения учащихся | |||
– Назовите нарицательные имена
существительные. С какой буквы будем писать? Напишите их в 1 столбик(1 уч.у доски пишет и объясняет правописание орфограмм). |
||||
Назовите собственные имена существительные. Запишите их во 2 столбик (1 уч.у доски объясняет правописание орфограмм) | ||||
– Сделайте вывод, какие еще слова
относятся к собственным именам существительным? (прикрепить табличку) |
Названия улиц, городов | |||
– А кто такой Лев Толстой? | ||||
(слайд 5) – С маршрутом определились. Глазки закрываем и считаем до 3. Открыли глазки. Посмотрите на экран. Вы узнали это здание? Да, это Самарский цирк имени Олега Попова и находится он на улице Молодогвардейской. |
Это цирк. | |||
Мы оказались в цирке. | ||||
– Поднимите руки, кто был в цирке? – Поднимите руки, кто любит цирк? – За что вы любите цирк? |
Ответы учащихся | |||
– Цирк всегда дарит нам
хорошее настроение. – Сегодня в цирке выступают… Догадайтесь сами ( показывает картинку с изображением 5 животных – кролик, медведь, петух, лиса, собака. У доски стоят 2 чел. и угадывают то, что пантомимой изображает им весь класс) |
Предметный: научатся
подбирать примеры собственных имен
существительных; Личностные: осознавать необходимость грамотного написания имен собственных; Регулятивные: осуществляют контроль и самоконтроль, оценивают правильность ответа собеседника, адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: слушают, принимают на слух ответы обучающихся, по мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют озвученный анализ, участвуют в работе; |
|||
– Молодцы, из перечисленных слов животных назовите словарные слова. | Собака, петух, медведь | |||
– Запишите данные слова в
тетрадь (1 уч. у доски) – Заметите ошибку, сигналите «фонариком». – Почему написали с маленькой буквы? |
Нарицательные имена существительные | |||
– Дайте им клички. – Как можно назвать собаку, петуха, медведя? – Запишите в тетрадь клички животных рядом с названием животных. (1 ученик у доски, остальные самостоятелно). – Проверьте правильность написанного на доске (если есть ошибки, ребята сигналят «фонариком») – С какой буквы пишутся клички животных? |
Предположения учащихся | |||
– Какие слова ещё относятся к собственным именам существительным? (прикрепить табличку на ватман). | Клички животных | |||
– Где мы сейчас побывали? | В цирке | |||
– На какой улице находится здание цирка? | На Молодогвардейской. | |||
Физминутка Цель: профилактика утомления, нарушения осанки и психоэмоциональная разрядка. |
(слайд 6) – (вкл. веселая
танцевальная музыка) Ребята, вспомним правила дорожного поведения. Под музыку я вам показываю цвета светофора: Красный – стоять; Зеленый – шагать на месте; Желтый – танцевать. |
Выполняют движения | ||
Продолжение изучения темы | (Слайд 7) Отправляемся на следующую улицу по нашему маршруту. Снова закрываем глаза. Раз, два три – смотри! – А это что за здание? Метида – это книжный магазин. Находится на улице Чернореченская. |
Предположения обучающихся | ||
– Что же мы здесь можем купить? | Мы можем купить книги, газеты, журналы, ….. | |||
Учитель показывает книгу
Льва Николаевича Толстого «Прыжок», журнал
«Мурзилка», газету «Северные Нивы» – Купим мы здесь журнал, газету и книгу. – Как пишутся названия книг, журналов, газет? |
|
|||
(1 уч. у доски). Запишем предложение: Мы купили журнал «Мурзилка», газету «Северные Нивы», книгу … – А вот название книги напишет каждый свою. – Дайте характеристику предложению и подчеркните грамматическую основу. |
||||
– Что еще относится к собственным
именам существительным? (прикрепить табличку) – С какой буквы пишутся собственные имена существительных. |
Названия газет, журналов, книг. | |||
– А еще я купила карту
Самары. Посмотрите. – Назовите, какая главная река относится к Самаре? – С какой буквы пишется название реки? Придумайте и запишите предложение со словом Волга. – С какой буквы пишется Волга. Почему? |
Волга |
|||
– Что еще относится к собственным
именам существительным? – Правильно. Но ещё добавим, что к собственным именам существительных относятся названия рек, морей, океанов, озёр, стран. (прикрепить табличку) – На какой улице мы побывали? |
Название рек | |||
(Слайд 8) Продолжаем путешествие. Закрыли глазки. 1-2-3 – смотри. – Знаете что это за здание? На улице Льва Толстого находится театр кукол. Мы попали на викторину по сказочным героям. Отгадайте. 1. Уплетая калачи, 2. А эта дружила с самим Буратино, 3. С кем Мороз играет в прятки, 4. Как зовут доброго доктора, который лечил зверей и птиц в сказке К.И.Чуковского? 5. Как зовут малышей – коротышек из романа–сказки «Приключения Незнайки и его друзей»? (Незнайка, Знайка, Тюбик, Пулька и т.д.) – Как мы запишем эти слова? Почему? |
Театр кукол
Называют слова-отгадки
(У доски записать 3-4 слова)
Это имена сказочных героев. |
|||
К, сожалению, ребята, нам пора возвращаться домой. Закройте глаза. Один, два, три, четыре, пять. Можно глазки открывать. Вот мы и в классе. | Личностные: адекватное
понимание причин успеха(неуспеха) в учебной
деятельности; самооценка на основе критерия
успешности Коммуникативные: достижение общего решения в совместной деятельности Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
|||
4. Закрепление знаний Самостоятельная работа. Цель: закрепить полученные знания. |
(слайд 9, 10). А теперь мы сможем помочь первокласснику грамотно написать письмо другу? Перед вами – часть текста из его письма. Возьмите ручки и аккуратно исправьте неправильно написанные буквы. Я учусь в 1 классе. Моя школа находится на улице советская 5. Недавно я читал книгу николая николаевича носова «огурцы» и газету «северные нивы». – У кого все правильно, покажите зеленый огонек. Молодцы. |
Сначала работают самостоятельно, затем проверка в парах | ||
5. Итог урока.
Рефлексия Цель: формирование личной ответственности за результаты деятельности. |
– На какой вопрос хотели ответить в начале путешествия? | Как пишутся собственные имена существительных. | ||
– Назовите тему урока | Собственные имена существительных | |||
– Какие слова относятся к
собственным именам существительным? Давайте их ещё раз перечислим. – Как вы думаете, где нам пригодятся полученные знания? |
Имена собственные (схема): | |||
– Какие задания было интересно
выполнять? – Поднимите зеленый «фонарик» те, кто считает, что разобрался в теме? А красный «фонарик» – не совсем понял тему. (Слайд 11). Спасибо за урок. |
«Правописание собственных имен существительных». 2-й класс
- Фадеева Галина Ивановна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа
Класс: 2