Цель: ознакомить родителей обучающихся с правилами организации и проведения артикуляционной гимнастики при выполнении логопедических домашних заданий.
Задачи.
- Ознакомить родителей обучающихся с игровыми упражнениями, способствующими формированию артикуляционных движений и поз, необходимых для правильного произношения звуков.
- Обучить родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики.
- Способствовать формированию у родителей чувства сопричастности, ответственности за результативность коррекционной работы по развитию у детей артикуляционной моторики.
Что такое артикуляционная гимнастика и как правильно организовать её проведение таким образом, чтобы она оказала ребёнку максимальную помощь в постановке звуков?
Следует начать с того, что звуки речи
образуются в результате сложного комплекса
движений артикуляционных органов. Мы правильно
произносим различные звуки благодаря силе,
хорошей подвижности и слаженной работе органов
артикуляционного аппарата (губ, щёк, языка). Язык
– главная мышца органов речи; для него, как и для
всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь
язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы
выполнять тонкие целенаправленные движения,
необходимые для чёткого звукопроизношения.
Следовательно, цель артикуляционной
гимнастики – формирование полноценных
движений и определённых положений губ, щёк и
языка, необходимых для правильного произношения
звуков.
Регулярное выполнение упражнений
артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
Требования к проведению артикуляционной гимнастики
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так
как в таком положении у ребёнка прямая спина,
тело не напряжено, руки и ноги находятся в
спокойном положении.
Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а
также своё лицо, чтобы самостоятельно
контролировать правильность выполнения
упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время
проведения артикуляционной гимнастики должны
находиться перед настенным зеркалом. Также можно
воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но
тогда взрослый должен находиться напротив
ребёнка лицом к нему.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно,
чтобы вырабатываемые навыки закреплялись.
Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
Статические упражнения (например, «Грибок»)
выполняются по 10-15 секунд (удержание
артикуляционной позы в одном положении).
Если у ребёнка не получается какое-то движение,
можно помогать ему (чистой ватной палочкой,
ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
Для того, чтобы ребёнок нашёл правильное
положение языка, например, облизал верхнюю губу,
можно намазать её вареньем, шоколадом или чем-то
ещё, что любит Ваш ребёнок (т.е. необходимо
подходить к выполнению упражнений творчески).
Далее приводятся примеры артикуляционных упражнений и требования к их правильному выполнению.
Упражнение «Пя-пя-пя»
Цель. Вырабатывать умение расслаблять
мышцы языка.
Краткое описание. Немного приоткрыть рот,
спокойно положить язык на нижнюю губу и,
пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя...
Обратите внимание.
1. Нижнюю губу не следует подворачивать и
натягивать на нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, его края
касаются уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на
одном выдохе.
Упражнение «Вкусное варенье»
Цель. Вырабатывать движение широкого
переднего края языка вверх.
Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и
широким передним краем языка облизать верхнюю
губу, делая движение языком сверху вниз, но не из
стороны в сторону.
Обратите внимание.
1. Следите, чтобы работал только язык, а нижняя
челюсть не помогала, не "подсаживала" язык
наверх – она должна быть неподвижной (можно
придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его
касаются углов рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться
к упражнению «Пя-пя-пя». Как только язык станет
распластанным, ватной палочкой поднимите
его наверх и заверните на верхнюю губу.
Упражнение «Индюк»
Цель. Вырабатывать подъём языка вверх,
подвижность его передней части.
Краткое описание. Приоткрыть рот, положить
язык на верхнюю губу и производить движения
широким передним краем языка по верхней губе
вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы
– как бы поглаживать её. Сначала производить
медленные движения, потом увеличить темп и
добавить голос, пока не послышатся звуки «бл-бл»
(как индюк "болбочет").
Обратите внимание.
1. Следите, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Движения языком должны быть вперёд-назад, а не
из стороны в сторону.
Упражнение «Лошадка»
Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать
подъём языка вверх.
Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы,
приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как
лошадка цокает копытами).
Обратите внимание.
1. Упражнение сначала выполняется в медленном
темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает
только язык.
Упражнение «Грибок»
Цель. Вырабатывать подъём языка вверх,
растягивать подъязычную связку ("уздечку").
Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы,
приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей
плоскостью к нёбу, широко открыть рот (язык будет
напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая
подъязычная связка – его ножку.)
Обратите внимание.
1. Следите, чтобы губы были в положении улыбки.
2. Боковые края языка должны быть прижаты
одинаково плотно – ни одна половина не должна
спускаться.
Упражнение «Гармошка»
Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать
подъязычную связку (уздечку).
Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть
рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка,
закрывать и открывать рот (как растягиваются
меха гармошки, так растягивается подъязычная
уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При
повторении упражнения надо стараться открывать
рот всё шире и всё дольше удерживать язык в
верхнем положении.
Упражнение «Кто дальше загонит мяч?»
Цель. Вырабатывать плавную, длительную,
непрерывную воздушную струю, идущую посередине
языка.
Краткое описание. Улыбнуться, положить
широкий передний край языка на нижнюю губу и, как
будто произнося длительно звук ф,
сдуть ватку на противоположный край стола.
Обратите внимание.
1. Следите, чтобы не надувались щёки, для этого их
можно слегка придерживать пальцами.
2. Загонять шарик нужно на одном выдохе, не
допуская, чтобы воздушная струя была
прерывистой.
Упражнение «Фокус»
Цель. Вырабатывать подъём языка вверх,
умение придавать языку форму ковшика и
направлять воздушную струю посередине языка.
Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть
рот, положить широкий передний край языка на
нижнюю губу так, чтобы боковые края его были
прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть
ватку, положенную на кончик носа. Воздух должен
идти по середине языка, тогда ватка полетит
вверх.
Обратите внимание.
1. Боковые края языка должны быть прижаты к
верхней губе; посередине образуется щель, в
которую идёт воздушная струя.
2. Нижняя губа не должна подворачиваться и
натягиваться на нижние зубы.
Упражнение «Почистим зубы»
Цель. Научить удерживать кончик языка
за нижними зубами.
Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы,
приоткрыть рот и кончиком языка «почистить»
нижние зубы, делая сначала движения языком из
стороны в сторону, потом снизу вверх.
Обратите внимание.
1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
2. Следите, чтобы язык находился у дёсен, а не
скользил по верхнему краю зубов.
Упражнение «Качели»
Цель. Вырабатывать умение быстро менять
положение языка, необходимое при соединении
звука [л] с гласными а, ы, о, у.
Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы,
приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние
зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком
положении под счёт от одного до пяти. Потом
поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с
внутренней стороны) и удерживать под счёт от
одного до пяти. Так, поочередно менять
положение 5 раз.
Обратите внимание. Следите, чтобы работал
только язык, а нижняя челюсть и губы оставались
неподвижными.
На первых этапах при выполнении упражнений
наблюдается напряжённость движений губ, щёк и
языка. Постепенно напряжённость исчезает,
движения становятся непринуждёнными,
координированными, возрастает их
дифференцированность.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не
будут получаться с первого раза даже у Вас.
Попробуйте повторить их вместе с ребёнком,
признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не
получается, давай вместе попробуем".
Будьте терпеливы, ласковы и спокойны.
Помните, что негативные замечания могут привести
к отказу от выполнения движений. Важно
поощрять успехи ребёнка, систематически
показывать ему его достижения, подбадривать.
Список литературы
1. Артикуляционная гимнастика [Электронный
ресурс]. – Режим доступа:
2. Макерова, О. Н. Рекомендации по проведению
упражнений артикуляционной гимнастики
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.solnet.ee/parents.
3. Рекомендации по проведению артикуляционной
гимнастики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.azbukalogopeda.ru
http://www.logoped.ru.