Цели:
- актуализировать необходимые знания учащихся об основных направлениях развития древнерусской культуры, познать специфические особенности и основные этапы культурно-исторического развития Руси, дать характеристику различным видам культуры;
- вырабатывать навыки системно-научного подхода к истории культуры Руси;
- развивать умение дать оценку уровня развития культуры Руси, работать с источниками и дополнительной литературой, формировать выводы;
- воспитывать духовное начало, патриотическое сознание, прививать любовь и гордость за культурное наследие нашего народа, развивать интерес к истории нашей страны.
Основные понятия: культура, летописи, крестово-купольное строение, икона, фрески, фольклор, былины, народное самосознание.
Оборудование: учебник И.С.Борисов История России, хрестоматия по истории России, интерактивная доска, компьютерная версия “Энциклопедия Кирилла и Мефодия”. Выставка книг по теме. Первая симфония П.И.Чайковского (I ч.). Опера А.П. Бородина “Князь Игорь”.
Важнейшие даты.
1037 – Софийский Киевский собор
1052 – Софийский Новгородский собор
1185 – “Слово о полку Игореве”
1185-1160 – Успенский собор во Владимире
1165 – церковь Покрова на Нерли
1194-1197 Дмитриевский собор во Владимире
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, наглядный, исследовательский, практический.
Ход урока
I. Оргмомент. Приветствие, готовность к уроку. Текущий инструктаж.
II. Актуализация знаний (межпредметная связь).
- Что в переводе означает понятие “культура”?
- Рассмотрите понятие в узком и широком смысле (у.- идейное, нравственное состояние общества; ш.- вся преобразовательная деятельность человека).
- Какова роль традиций, обычаев на Руси?
- Была ли религия у древних славян? Как назвалась, ее характеристика.
Мотивация.
“О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля, Русская! Многими красотами прославленна ты.… Всем ты прекрасна, земля Русская…”.
Культура народа является частью его истории. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, руками народа, что выражает его духовный облик, взгляд на мир.
Итак, тема нашего урока: “Культура Руси X - начала XIII в.”
III. Изучение нового материала
План
- Культура древних славян.
- Культура Киевской Руси.
- Культура Руси XII – начала XIII в.
4. Итоги развития культуры Руси Х - начала ХIII вв.
ПЗ: Что общего и особенного в культуре Древнерусского государства и Руси XII – начала XIII в? Есть ли связь культуры домонгольской Руси и современной культуры?
1. Культура древних славян.
- Назовите форму проявления культуры Древней Руси? (Язычество)
Ко времени принятия христианства славянская религия не успела выработать строгих форм культа, священнослужители не выделялись в особое сословие. Русская культура развивалась под влиянием язычества, языческого мировоззрения. До принятия христианства Владимиром Красное Солнышко была проведена своего рода языческая реформа. Стремясь поднять народные верования до уровня государственной религии, князь приказал рядом с теремами поставить деревянные кумиры богов, во главе с Перуном.
- Несмотря на то, что мы почти не знаем подробностей языческого мировоззрения, докажите живучесть языческой культуры в народном сознании, быту, приметах.
- Что оказывало влияние на становление культуры Руси? (Традиции, обычаи других народов, особенно Византия)
Культура Руси с самого начала складывалась как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Обратите внимание, что Русь не только копировала, заимствовала чужое влияние, но и применяла свое представление, т.е. духовно перерабатывала.
- Какое значение для Руси имело принятие христианства?
Многие годы сохранялось двоеверие: официальная религия преобладала в городах, а в сельской местности язычество. Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту.
- Что обозначает понятие “феномен русской культуры”?
Опора на народные истоки, народное восприятие, выработанное всей историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний.
2. Культура Киевской Руси.
Письменность, грамотность.
Ни одна культура духовно развитого народа не может существовать без письменности. Найденные берестяные грамоты опровергли мнение о том, что дохристианская культура Руси была устная, а письменность была неизвестна.
- Что означают словосочетания “узелки на память”, “хитросплетение сюжета”?
Узелковая письменность. Знаки не записывались, а передавались с помощью узелков. Она была распространена довольно широко: инки, Китай, финны, угры, карелы.
- Что послужило толчком для развития письменности на Руси? (Христианство)
Фактором, подготовившим принятие христианства, стало создание братьями Кириллом и Мефодием во второй половине IX века славянской азбуки на основе греческого алфавита. Договор 911 года между Олегом и Византией уже был написан на двух языках. Первые грамотеи были в школах при церквях при Владимире и Ярославе Мудром, позднее в монастырях.
- В какой среде грамотность распространится быстрее?
- Какой материал для письма использовался на Руси? (Пергамент, береста)
3. Культура Руси XII – начала XIII в.
Работа в творческих группах.
Учащиеся получают опережающие задания: с помощью дополнительной литературы выполнить творческие работы.
При отчёте каждой группе ставятся вопросы:
Какой литературой пользовались во время подготовки творческих заданий?
Какими источниками?
1) Летописи. Литература
ОПЗ: Летописи. Их роль на Руси.
Летописи – изложение событий по годам. Составлялись по поручению князей, монахов, поэтому носили официозный характер.
Житие – жизнеописание знаменитых людей.
Слово – торжественное обращение.
Задание: используя информацию учебника стр.47-48, 69-72, заполните таблицу.
Автор | Название произведения | Основные идеи произведения |
Иларион | “Слово о законе и благодати” | Автор изложил свой взгляд на историю Руси, на роль христианства в ее становлении и роль Владимира и Ярослава Мудрого в судьбах русского государства. |
Монах Иаков | “Память и похвала Владимира” | Автор описал роль князя Владимира как государственного деятеля и крестителя Руси |
“Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси” | Посвящены истории христианства. | |
“Сказание о Борисе и Глеб | ||
Владимир Мономах | “Поучение” | Авторский наказ своим сыновьям. |
Неизвестен | “Слово о полку Игореве” | Рассказ о неудачном походе князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г., вся поэма стала призывом к единству Русской земли. |
Ипатьевская летопись | Прославляющая подвиги Даниила Галицкого и Василько | |
Всеволод Большое Гнездо | Радзивиловская летопись | Картинки-миниатюры |
Кирилл Туровский | “Притча о человеческой душе и о теле” | Философское размышление |
Даниил Заточник | “Слово Даниила Заточника” “Моление…” |
Послание - обращение к князю Ярославу |
Неизвестен | “ Слово о погибели Русской земли” | Величественная картина цветущей Русской земли, о славе русских князей. |
2) Архитектура.
ОПЗ: Особенности архитектуры древнерусской культуры.
Представление презентации, защита мини проекта.
Первый монастырь - Киево-Печерский
989 - Десятинная церковь в Киеве
1037 - Софийский собор в Киеве
1052 - софийский собор в Новгороде
1158-1160 - собор Успения Божьей Матери во Владимире (Успенский)
1165 - Покрова на Нерли
1194-1197 - Дмитриевский собор во Владимире
1207 - Пятницкая церковь на Торгу.
3) Искусство
ОПЗ: Что представляло собой искусство Древней Руси?
Живопись, скульптура, музыка, иконопись
Представление презентации, защита мини проекта.
Храмы богато украшались фресками, мозаиками, иконами.
Мозаика - изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. д. Один из древнейших видов изобразительного искусства.
Фреска - форма живописной росписи стен, когда краски наносятся на сырую штукатурку.
Икона - изображение лиц или событий священной истории, являющееся предметом почитания.
IV. Закрепление
В конце урока подводятся итоги развития культуры Руси Х - начала ХIII вв. по вопросам:
Какие из литературных памятников древнерусской культуры вам понравились?
Какие идеи современны и сегодня?
Какие из них более близки вам?
Оценка деятельности учащихся.
V. Рефлексия.
Учитель предлагает учащимся высказать своё мнение по поводу урока, насколько комфортно они себя чувствовали, что понравилось или не понравилось на уроке.
VI. Домашнее задание: п.4, 7 изучить
Эссе “Великое наследие Древней Руси”.