Цели:
- Предметная – создать условия для формирования понятий «долг», «моральный долг», «милосердие», «моральные нормы», «благодарность»; способствовать активизации осознания данных ценностей и духовности в человеческой жизни.
- Метапредметная – создать условия для формирования умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия; для формирования навыков смыслового чтения готовности слушать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.
- Личностная – организовать коллективную работу и работу в группах для развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Тип урока: объяснение нового материала.
Планируемые результаты:
- Предметные – познакомить учащихся с понятиями «моральный долг», «долг» как основой нравственного выбора человека. Продолжать знакомить с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; представлений о светской этике; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности; осознание ценности человеческой жизни.
- Метапредметные – учить осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, способствовать проявлению самостоятельности суждений ,осуществлять поиск и обработку информации.
- Личностные – воспитывать уважительное отношение к свободному выбору личности, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Основные понятия: долг; моральный долг; моральные нормы; благодарность; моральные обязанности.
Метапредметные связи с литературой, окружающим миром.
Организация пространства – групповая; фронтальная;
Ресурсы (оборудование):
- основные – учебные пособия для комплексного учебного курса «Основы светской этики» ;
- дополнительные – классная доска с набором картинок; видеофильм, энциклопедическая и справочная литература .
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный пересказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа, решение проблемной ситуации, дифференцированная работа.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
(Дети приветствуют друг друга улыбкой)
– Я рада вас видеть, прошу садиться.
2. Проверка домашнего задания.
А) Фронтальная работа с классом
– О чем мы говорили с вами на прошлом
уроке?
– С каким понятием познакомились?
– Какие условия нужны для этого?
– Приведите примеры.
Б) Индивидуальная работа учащихся
(дифференцированная работа на карточках; работа у доски по изученной ранее теме)
3. Актуализация знаний учащихся
– Ответьте на вопросы.
- Подберите синоним к слову ЗЛО? (ДОБРО)
- Определение, какого понятия я прочитаю сейчас.
– Черта характера личности и её действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор. (ОТВЕТСТВЕННОСТЬ)
- Какое чувство, мы испытываем к родным и близким? (ЛЮБОВЬ)
- Человек, совершающий подвиг проявляет ……… (ГЕРОИЗМ)
– Составьте слово, из первых букв данных
слов. (ДОЛГ)
– Объясните значение этого слова.
– Прочитаем, как дается определение слову
«ДОЛГ» в словаре.
– А сейчас мы посмотрим фильм-притчу «Воробей».
(Проблемная ситуация)
– Данная ситуация относится к общественному
долгу?
– Почему, вы так решили?
– Докажите …
– Что мы подразумеваем под словосочетанием
«МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ»?
– Какова тема урока сегодня?
4. Новая тема
– Сегодня тема урока «Моральный
долг».
– Как вы понимаете ее?
– Что бы вы хотели узнать по этой теме?
– Сегодня нам предстоит разобраться с понятием
«МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ».
– Почему он так важен?
– С кем может связывать долг?
5. Физкультминутка
6. Открытие детьми новых знаний
А) Работа по 1 абзацу учебника на странице 26.
– Что такое «Долг»?
– Что такое «Моральный долг»?
Б) Беседа учителя о моральных обязанностях:
- Моральные нормы.
- Уважительное отношение.
- Бескорыстная помощь.
- Благодарность.
В) Работа в группах
По плану:
- Характеристика обязанности.
- Примеры.
- Оценивание правильности подобранных примеров.
1 гр. – Моральные нормы.
2 гр. – Уважительное отношение.
3 гр. – Бескорыстная помощь.
4 гр. – Благодарность.
Г) Проверка и оценка работы учащихся в группах
Организация работы учащихся в группе:
- задания выполняются по плану;
- используется учебник, жизненный опыт и информация, полученная на уроке;
- умение вносить коррективы (исправление допущенных ошибок);
- оценка своих ответов и ответов одноклассников.
7. Закрепление и обобщение изученного материала
Игра «ДА» или «НЕТ» (проверка знаний полученных на уроке)
– На следующие вопросы вы отвечаете только словами “Да” или “Нет”.
- Осознанные действия человека называются долгом? (ДА)
- Связан ли со свободой моральный долг? (ДА)
- Связан ли с ответственностью моральный долг? (ДА)
- Обижать младших, обманывать, брать чужое – это моральная норма? (НЕТ)
- Моральные нормы или обязанности – это общепринятые в обществе правила? (ДА)
- Нужно ли уважать других людей и их права? (ДА)
- Существует ли документ, в котором прописаны какие права имеет человек? (ДА)
- Завидовать, обзываться, пинаться – это норма? (НЕТ)
- Надо ли заботится о пожилых и больных людях? (ДА)
- Является ли нормой умение благодарить ? (ДА)
- Забота о детях – это обязанность родителей? (ДА)
- Дети должны помогать родителям? (ДА)
Взаимопроверка выполненной работы. Правильные ответы записаны на доске.
8. Домашнее задание
1. Стр. 26-27;
2. Выполнить задание 2 стр.27;
3. Составить рассказ по теме «Моральный долг».
9. Рефлексия
Ответы на вопросы:
– Назовите тему урока?
– Что такое моральный долг?
– В чем особенность морального долга?
– Какие моральные обязанности есть у человека?
– Почему мы должны это знать?
– Что вам больше всего запомнилось?
– Оцените свою работу на уроке?