Задачи мероприятия:
- Образовательные: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: «Атомы химических элементов», «Простые вещества», «Соединения химических элементов», «Изменения, происходящие с веществами», « Простейшие операции с веществом»; совершенствовать умения учащихся в составлении формул неорганических соединений, химических реакций, в умении решать простейшие задачи.
- Развивающие: развивать у учащихся умения сравнивать и анализировать теоретические сведения, применять их на практике, делать выводы; развивать логическое мышление; развивать навыки совместной деятельности, формировать любознательность и интерес учащихся к химии.
- Воспитательные: формировать естественно-научное мировоззрение; информационную культуру; умение распределять обязанности и планировать действия.
Методы : поисковые; индивидуальная и групповая работа учащихся.
Оборудование: периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева; индивидуальные карточки – заготовки; в соответствии с выбранными занимательными опытами; микролаборатории.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Вводная часть.
Честь науке – ей дано уменье
Выводить нас из недоуменья.
М. Светлов.
Цель нашего мероприятия – повторить, обобщить и систематизировать знания по пройденным темам: «Атомы химических элементов», «Простые вещества», «Соединения химических элементов», «Изменения, происходящие с веществами», « Простейшие операции с веществом»; совершенствовать умения в составлении формул неорганических соединений, химических реакций; выполнять простейшие операции с химическим оборудованием. Показать необходимость изучения химии для объяснения явлений, наблюдаемых в жизни.
I этап.
Учитель: Дорогие восьмиклассники! С начала учебного года вы изучаете трудную, но очень интересную науку – химию. Я думаю, вы уже многое знаете и многое умеете. Сегодня у вас испытание – посвящение в химики. Давайте вспомним, что же изучает химия?
Учащиеся: Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях, происходящих с этими веществами.
Учитель: Правильно. Посмотрите – к нам на праздник пришла сама царица ХИМИЯ.
Химия (выполняет роль ученица 10 класса (в костюме)):
Великие законы мирозданья, в сущности, изящны и просты.
Нам порой лишь не хватает знанья для разгадки этой простоты.
Только гениев великое презренье предопределяет путь движенья
Для науки к новым рубежам.
Много было в химии талантов и подчас им было не легко.
Только стоя на плечах гигантов, мы сегодня видим далеко.
Химия – наука о порядке, в мире атомов, молекул – Где их нет?
Учитель: Давайте докажем царице Химии, что мы многому научились.
Задание № 1. Приведите
формулы солей: фосфат натрия, нитрат бария,
фосфат железа (II), хлорид алюминия, карбонат
цинка, силикат магния, нитрат серебра, сульфат
кальция, сульфид калия.
Подчеркните формулы растворимых солей.
Задание № 2. Определите количество вещества сульфата алюминия, которое соответствует его 85,5 г. Сколько ионов каждого вида содержится в этом количестве соли?
Задание № 3. Напишите уравнения реакций соединения между простыми веществами, приводящие к образованию бинарных соединений:
а) кислородом и алюминием,
б) натрием и фосфором,
в) кальцием и азотом.
Задание № 4. Закончите уравнения реакций:
а) соляная кислота + гидроксид бария;
б) серная кислота + нитрат бария;
в) гидроксид калия + нитрат железа (III).
Задание № 5. В 200 г воды растворили 50 г соли. Определите массовую долю соли в полученном растворе. (карточки-заготовки с разными данными).
II этап.
Химия: Молодцы! Вы хорошо справились со всеми заданиями. К Вам в гости я привела « знатоков химии» – это учащиеся 10 класса.
Выходят учащиеся 10 класса (одежда – белые халаты; в руках химические стаканы на 250 мл с определенным веществом)
1-й ученик: Жарко здесь! Хочу я пить. У кого б воды спросить?
2-й ученик: Я бы выпил очень много газировки без сиропа.
3-й ученик: Ой, а я люблю с сиропом. Только чтоб совсем немного!
4-й ученик: Братцы, мне нужна корова – молочка хочу парного!
Химия (в руках держит графин с раствором разбавленной серной кислоты):
Вы, ребята, пить хотите? В колбе сказочная жидкость.
Чудеса мне по плечу, я ведь химию учу.
Подставляйте-ка стаканы!
Опыт точно проведен, всё у нас идет по плану!
Вот вода, вот газировка, вот парное молоко.
Получилось очень ловко, а секрет узнать легко!
Учащиеся 10 класса делают вид, что хотят выпить вещество из своих стаканов.
Химия:
Стоп, ребята, погодите, чтобы не было беды,
Вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды.
В этом строгом кабинете есть серьезные запреты.
Все запомните, друзья, здесь ни пить, ни есть нельзя!
Химия: Давайте напомним ребятам основные правила по технике безопасности.
1-й ученик:
Если ты не хочешь получить ожог.
Или надышаться ртутными парами.
Эти правила безопасности, слушай ты внимательно,
И в химическом кабинете никогда не забывай
2-й ученик:
При работе с веществами, не берите их руками,
И не пробуйте на вкус, реактивы не арбуз:
Слезет кожа с языка и отвалится рука.
3-й ученик:
Задавай себе вопрос, но не суй в пробирку нос:
Будешь кашлять и чихать, слезы градом проливать.
Помаши рукой ты к носу – вот ответ на все вопросы!
4-й ученик:
С веществами неизвестными, не проводи смешивания неуместные.
Неизвестные растворы ты друг с другом не сливай.
Не ссыпай в одну посуду, не мешай, не поджигай.
1-й ученик:
Если ты работаешь с твердым веществом:
Не бери его лопатой, и не вздумай брать ковшом.
Ты возьми его немножко, 1/8 чайной ложки.
При работе с жидкостью, каждый должен знать:
Мерить надо в каплях, ведром не наливать!
2-й ученик:
Если на руку тебе кислота или щелочь попала
Руку быстро промой водой из-под крана и,
Чтобы осложнений себе не доставить не забудь
Учителя в известность поставить.
3-й ученик:
В кислоту не лей ты воду, а совсем наоборот:
Тонкой струйкой подливая, осторожненько мешая,
Лей в водичку кислоту, так отвадишь ты беду!
4-й ученик:
Не вливайте и не высыпайте в сосуды с чистыми веществами
Остатки от опытов, проводимых вами.
Чистота – друг человека, не забывай об этом никогда.
Используй чистую посуду в лаборатории всегда!
1-й ученик: Мы знакомы с чудесами, их умеем делать сами!
Химия: Чудо первое свершилось? Что в стакане находилось?
1-й ученик: А ответ совсем простой –
был у меня стакан пустой!
2-й ученик: У меня в стакане сода!
3-й ученик: Вместе с ней метилоранж.
4-й ученик: В моем – бария хлорид.
Химия: О чем это говорит? Не составит вам
труда понять, что в колбе … кислота.
1-й ученик: Знаете, наверное, вы её
название?
2-й ученик: Серная!
III этап.
Химия: Первой реакцией, с которой познакомился человек еще на заре цивилизации, было горение. Огонь явился источником тепла и света, защитником от диких зверей. Еще с давних времен люди научились добывать огонь от искры. Впоследствии над проблемой добывания огня бились многие поколения людей. Спички, которыми мы сейчас пользуемся, были изобретены в 1827 году. Мы же с вами сейчас увидим, что с помощью знаний химии можно зажечь огонь и без спичек.
Опыт 1. Зажигание без спичек. (Готовиться кашица из перманганата калия и концентрированной серной кислоты в фарфоровой чашечке).
1-й ученик:
В чудесах химических я уже остер без огня, без спичек разведу костер.
Наложу лучинок-дров и костер готов.
Возьму в руки ватку, спиртом намочу на костер им капну: гори раз хочу!
Я открою вам секрет, никакой тут тайны нет.
Под костром припрятал здесь замечательную смесь.
Химия: Больше других о веществах и их превращениях знали жрецы египетского народа. Они научились бальзамировать трупы фараонов, изготавливать краски, средства парфюмерии и косметики, стеклянные изделия, освоили производство папирусов и склеивали их клеем, готовили вина и уксус. Мы тоже можем получить из воды «вино».
Опыт2. «Волшебный стакан» ( в стакан наливаем раствор щелочи, перемешиваем стеклянной палочкой, смоченной спиртовым раствором фенолфталеина).
2-й ученик:
У меня спокойный опыт, без огня и пламени.
Не страшны кислоты мне даже очень сильные.
Но в растворах щелочей становлюсь малиновым.
Ярче сока всех малин, кто я? (фенолфталеин).
Опыт 3. «Кровь из раны.» ( 3% раствор FeCl3, 3% раствор тиоционата калия, раствор фторида натрия или калия).
3-й ученик:
Вот еще одно развлечение.
Кто дает руку на отсечение?
Жалко руку на отсечение!
Тогда нужен больной для лечения.
3-й ученик:
Оперируем без боли, правда будет много крови.
При каждой операции нужна стерилизация.
Помогите, ассистент, дайте йод.
2-й ученик Один момент!
3-й ученик
Йодом смочим мы обильно, чтобы все было стерильно.
Не вертитесь, пациент, нож подайте, ассистент!
Посмотрите, прямо струйкой «кровь» течет, а не вода.
Но сейчас я вытру руку – от разреза ни следа!
2-й ученик
Этот опыт мы пока объяснить не можем.
В класс 9-й перейдем, объяснения найдем!
Опыт 4. «Вулкан на столе» ( в тигелек насыпать дихромат аммония, в центре смочить спиртом).
4-й ученик:
А сейчас, друзья, для вас по истории рассказ:
Ночью спали горожане, вдруг из кратера вулкана
показалось пламя.
Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы.
Покажу вам как умею, гибель города Помпеи.
1-й ученик: Наше время истекло…
2-й ученик: Если вы будете с увлечением относиться к химии, то вы тоже очень многому можете научиться!
Химия: Молодцы! А теперь для восьмиклассников последнее задание – практическое! Необходимо быстро и главное, правильно, собрать лабораторный штатив.
IV этап. Практическое задание (собрать лабораторный штатив ).
Учитель: Дорогие друзья! Сегодня
мы ещё раз приоткрыли завесу над удивительными
тайнами замечательной науки – ХИМИИ! Я вижу, вам
было интересно. Вы хотите стать членами нашей
дружной семьи химиков? Я думаю, вы уже к этому
готовы.
Сегодня мы вручаем Вам « ДИПЛОМ ЮНОГО ХИМИКА»,
который предоставляет возможность дальше
изучать химию, стать исследователем,
экспериментатором.
Желаю Вам успеха при дальнейшем изучении химии.
(Вручение дипломов, образец диплома в Приложении)
Список использованной литературы:
- О.С. Габриелян «Химия 8 класс» ( М.: Дрофа, 2010), учебник для 8 класса.
- В. Малышкина «Занимательная химия. Нескучный учебник» (Санкт-Петербург: Тригон, 2001)
- Г.И. Штремплер «Химия на досуге» (М.: Просвещение, 1993)
- «Нетрадиционные формы и методы проведения уроков химии», составитель Л.Ф. Федосова, Краснодар, ККИДППО, 2001
- «Я иду на урок химии. Книга для учителя», (М.: Первое сентября, 2000).
- В.В. Девяткин, Ю.М. Ляхова «Химия для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке» (Ярославль: Академия холдинг, 2000).
- В.А. Крицман «Книга для чтения по неорганической химии» (М.: Просвещение, 1993)
- В.В. Рюмин «Занимательная химия».