Внеклассное мероприятие "Посвящение в химики". 8-й класс

Разделы: Химия, Внеклассная работа

Класс: 8


Задачи мероприятия:

  • Образовательные: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: «Атомы химических элементов», «Простые вещества», «Соединения химических элементов», «Изменения, происходящие с веществами», « Простейшие операции с веществом»; совершенствовать умения учащихся в составлении формул неорганических соединений, химических реакций, в умении решать простейшие задачи.
  • Развивающие: развивать у учащихся умения сравнивать и анализировать теоретические сведения, применять их на практике, делать выводы; развивать логическое мышление; развивать навыки совместной деятельности, формировать любознательность и интерес учащихся к химии.
  • Воспитательные: формировать естественно-научное мировоззрение; информационную культуру; умение распределять обязанности и планировать действия.

Методы : поисковые; индивидуальная и групповая работа учащихся.

Оборудование: периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева; индивидуальные карточки – заготовки; в соответствии с выбранными занимательными опытами; микролаборатории.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

Вводная часть.

Честь науке – ей дано уменье
Выводить нас из недоуменья.

М. Светлов.

Цель нашего мероприятия – повторить, обобщить и систематизировать знания по пройденным темам: «Атомы химических элементов», «Простые вещества», «Соединения химических элементов», «Изменения, происходящие с веществами», « Простейшие операции с веществом»; совершенствовать умения в составлении формул неорганических соединений, химических реакций; выполнять простейшие операции с химическим оборудованием. Показать необходимость изучения химии для объяснения явлений, наблюдаемых в жизни.

I этап.

Учитель: Дорогие восьмиклассники! С начала учебного года вы изучаете трудную, но очень интересную науку – химию. Я думаю, вы уже многое знаете и многое умеете. Сегодня у вас испытание – посвящение в химики. Давайте вспомним, что же изучает химия?

Учащиеся: Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях, происходящих с этими веществами.

Учитель: Правильно. Посмотрите – к нам на праздник пришла сама царица ХИМИЯ.

Химия (выполняет роль ученица 10 класса (в костюме)):

Великие законы мирозданья, в сущности, изящны и просты.
Нам порой лишь не хватает знанья для разгадки этой простоты.
Только гениев великое презренье предопределяет путь движенья
Для науки к новым рубежам.
Много было в химии талантов и подчас им было не легко.
Только стоя на плечах гигантов, мы сегодня видим далеко.
Химия – наука о порядке, в мире атомов, молекул – Где их нет?

Учитель: Давайте докажем царице Химии, что мы многому научились.

Задание № 1. Приведите формулы солей: фосфат натрия, нитрат бария, фосфат железа (II), хлорид алюминия, карбонат цинка, силикат магния, нитрат серебра, сульфат кальция, сульфид калия.
Подчеркните формулы растворимых солей.

Задание № 2. Определите количество вещества сульфата алюминия, которое соответствует его 85,5 г. Сколько ионов каждого вида содержится в этом количестве соли?

Задание № 3. Напишите уравнения реакций соединения между простыми веществами, приводящие к образованию бинарных соединений:

а) кислородом и алюминием,
б) натрием и фосфором,
в) кальцием и азотом.

Задание № 4. Закончите уравнения реакций:

а) соляная кислота + гидроксид бария;
б) серная кислота + нитрат бария;
в) гидроксид калия + нитрат железа (III).

Задание № 5. В 200 г воды растворили 50 г соли. Определите массовую долю соли в полученном растворе. (карточки-заготовки с разными данными).

II этап.

Химия: Молодцы! Вы хорошо справились со всеми заданиями. К Вам в гости я привела « знатоков химии» – это учащиеся 10 класса.

Выходят учащиеся 10 класса (одежда – белые халаты; в руках химические стаканы на 250 мл с определенным веществом)

1-й ученик: Жарко здесь! Хочу я пить. У кого б воды спросить?

2-й ученик: Я бы выпил очень много газировки без сиропа.

3-й ученик: Ой, а я люблю с сиропом. Только чтоб совсем немного!

4-й ученик: Братцы, мне нужна корова – молочка хочу парного!

Химия (в руках держит графин с раствором разбавленной серной кислоты):

Вы, ребята, пить хотите? В колбе сказочная жидкость.
Чудеса мне по плечу, я ведь химию учу.
Подставляйте-ка стаканы!
Опыт точно проведен, всё у нас идет по плану!
Вот вода, вот газировка, вот парное молоко.
Получилось очень ловко, а секрет узнать легко!

Учащиеся 10 класса делают вид, что хотят выпить вещество из своих стаканов.

Химия:

Стоп, ребята, погодите, чтобы не было беды,
Вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды.
В этом строгом кабинете есть серьезные запреты.
Все запомните, друзья, здесь ни пить, ни есть нельзя!

Химия: Давайте напомним ребятам основные правила по технике безопасности.

1-й ученик:

Если ты не хочешь получить ожог.
Или надышаться ртутными парами.
Эти правила безопасности, слушай ты внимательно,
И в химическом кабинете никогда не забывай

2-й ученик:

При работе с веществами, не берите их руками,
И не пробуйте на вкус, реактивы не арбуз:
Слезет кожа с языка и отвалится рука.

3-й ученик:

Задавай себе вопрос, но не суй в пробирку нос:
Будешь кашлять и чихать, слезы градом проливать.
Помаши рукой ты к носу – вот ответ на все вопросы!

4-й ученик:

С веществами неизвестными, не проводи смешивания неуместные.
Неизвестные растворы ты друг с другом не сливай.
Не ссыпай в одну посуду, не мешай, не поджигай.

1-й ученик:

Если ты работаешь с твердым веществом:
Не бери его лопатой, и не вздумай брать ковшом.
Ты возьми его немножко, 1/8 чайной ложки.
При работе с жидкостью, каждый должен знать:
Мерить надо в каплях, ведром не наливать!

2-й ученик:

Если на руку тебе кислота или щелочь попала
Руку быстро промой водой из-под крана и,
Чтобы осложнений себе не доставить не забудь
Учителя в известность поставить.

3-й ученик:

В кислоту не лей ты воду, а совсем наоборот:
Тонкой струйкой подливая, осторожненько мешая,
Лей в водичку кислоту, так отвадишь ты беду!

4-й ученик:

Не вливайте и не высыпайте в сосуды с чистыми веществами
Остатки от опытов, проводимых вами.
Чистота – друг человека, не забывай об этом никогда.
Используй чистую посуду в лаборатории всегда!

1-й ученик: Мы знакомы с чудесами, их умеем делать сами!

Химия: Чудо первое свершилось? Что в стакане находилось?

1-й ученик: А ответ совсем простой – был у меня стакан пустой!
2-й ученик: У меня в стакане сода!
3-й ученик: Вместе с ней метилоранж.
4-й ученик: В моем – бария хлорид.
Химия: О чем это говорит? Не составит вам труда понять, что в колбе … кислота.
1-й ученик: Знаете, наверное, вы её название?
2-й ученик: Серная!

III этап.

Химия: Первой реакцией, с которой познакомился человек еще на заре цивилизации, было горение. Огонь явился источником тепла и света, защитником от диких зверей. Еще с давних времен люди научились добывать огонь от искры. Впоследствии над проблемой добывания огня бились многие поколения людей. Спички, которыми мы сейчас пользуемся, были изобретены в 1827 году. Мы же с вами сейчас увидим, что с помощью знаний химии можно зажечь огонь и без спичек.

Опыт 1. Зажигание без спичек. (Готовиться кашица из перманганата калия и концентрированной серной кислоты в фарфоровой чашечке).

1-й ученик:

В чудесах химических я уже остер без огня, без спичек разведу костер.
Наложу лучинок-дров и костер готов.
Возьму в руки ватку, спиртом намочу на костер им капну: гори раз хочу!
Я открою вам секрет, никакой тут тайны нет.
Под костром припрятал здесь замечательную смесь.

Химия: Больше других о веществах и их превращениях знали жрецы египетского народа. Они научились бальзамировать трупы фараонов, изготавливать краски, средства парфюмерии и косметики, стеклянные изделия, освоили производство папирусов и склеивали их клеем, готовили вина и уксус. Мы тоже можем получить из воды «вино».

Опыт2. «Волшебный стакан» ( в стакан наливаем раствор щелочи, перемешиваем стеклянной палочкой, смоченной спиртовым раствором фенолфталеина).

2-й ученик:

У меня спокойный опыт, без огня и пламени.
Не страшны кислоты мне даже очень сильные.
Но в растворах щелочей становлюсь малиновым.
Ярче сока всех малин, кто я? (фенолфталеин).

Опыт 3. «Кровь из раны.» ( 3% раствор FeCl3, 3% раствор тиоционата калия, раствор фторида натрия или калия).

3-й ученик:

Вот еще одно развлечение.
Кто дает руку на отсечение?
Жалко руку на отсечение!
Тогда нужен больной для лечения.

3-й ученик:

Оперируем без боли, правда будет много крови.
При каждой операции нужна стерилизация.
Помогите, ассистент, дайте йод.

2-й ученик Один момент!

3-й ученик

Йодом смочим мы обильно, чтобы все было стерильно.
Не вертитесь, пациент, нож подайте, ассистент!
Посмотрите, прямо струйкой «кровь» течет, а не вода.
Но сейчас я вытру руку – от разреза ни следа!

2-й ученик

Этот опыт мы пока объяснить не можем.
В класс 9-й перейдем, объяснения найдем!

Опыт 4. «Вулкан на столе» ( в тигелек насыпать дихромат аммония, в центре смочить спиртом).

4-й ученик:

А сейчас, друзья, для вас по истории рассказ:
Ночью спали горожане, вдруг из кратера вулкана показалось пламя.
Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы.
Покажу вам как умею, гибель города Помпеи.

1-й ученик: Наше время истекло…

2-й ученик: Если вы будете с увлечением относиться к химии, то вы тоже очень многому можете научиться!

Химия: Молодцы! А теперь для восьмиклассников последнее задание – практическое! Необходимо быстро и главное, правильно, собрать лабораторный штатив.

IV этап. Практическое задание (собрать лабораторный штатив ).

Учитель: Дорогие друзья! Сегодня мы ещё раз приоткрыли завесу над удивительными тайнами замечательной науки – ХИМИИ! Я вижу, вам было интересно. Вы хотите стать членами нашей дружной семьи химиков? Я думаю, вы уже к этому готовы.
Сегодня мы вручаем Вам « ДИПЛОМ ЮНОГО ХИМИКА», который предоставляет возможность дальше изучать химию, стать исследователем, экспериментатором.
Желаю Вам успеха при дальнейшем изучении химии.

(Вручение дипломов, образец диплома в Приложении)

Список использованной литературы:

  1. О.С. Габриелян «Химия 8 класс» ( М.: Дрофа, 2010), учебник для 8 класса.
  2. В. Малышкина «Занимательная химия. Нескучный учебник» (Санкт-Петербург: Тригон, 2001)
  3. Г.И. Штремплер «Химия на досуге» (М.: Просвещение, 1993)
  4. «Нетрадиционные формы и методы проведения уроков химии», составитель Л.Ф. Федосова, Краснодар, ККИДППО, 2001
  5. «Я иду на урок химии. Книга для учителя», (М.: Первое сентября, 2000).
  6. В.В. Девяткин, Ю.М. Ляхова «Химия для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке» (Ярославль: Академия холдинг, 2000).
  7. В.А. Крицман «Книга для чтения по неорганической химии» (М.: Просвещение, 1993)
  8. В.В. Рюмин «Занимательная химия».