Коррекционно-развивающие:
- Корригировать и развивать связную устную речь;
- Корригировать произношение;
- Корригировать и развивать зрительное восприятие;
- Корригировать слуховое восприятие;
- Корригировать и развивать общую и мелкую моторику;
- Развивать умение соотносить знаковые символы с образами;
- Развивать логическое мышление, память, внимание.
Образовательные:
- Систематизировать и обобщить знания детей о весне, о перелётных птицах;
- Уточнить и расширить словарь по теме “Перелётные птицы”.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества (доброе отношение к птицам, проявлять заботу о них);
- воспитывать культуру поведения на занятиях..
Оборудование: презентация, шапочки с черными клювиками для девочек, с жёлтыми – для мальчиков, простые карандаши, листы с пустыми кружочками, шапочка кота.
Предварительная работа: рассматривание картин, просмотр компьютерных презентаций, рисование и коллективная аппликация “Скворец”.
Ход занятия
I. Организационная часть.
Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего занятия, я предлагаю вам взять конверты и собрать разрезные картинки.
О чём будем говорить? Спросить 3 – 4 детей (о скворцах, презентация)
Да, мы будем говорить о скворцах.
II. Основная часть.
Предлагаю детям посмотреть на картинки - презентация (Приложение 2)
Скажите, можно ли увидеть скворцов на наших участках в зимнее время? Спросить 2 – 3 детей.
Почему, нет? Спросить 2 –3-x детей. Правильно, скворцы перелётные птицы и зимой мы не можем увидеть на участках.
- Ребята, закройте глаза и представьте, что мы с вами в весеннем лесу (дети слушают фонограмму “Голоса птиц”). О чём поют птицы? Чему они радуются? (ответы детей).
- Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел? (показ на медиапроекторе скворца)
- Скажите, откуда прилетел скворец? (правильно с юга)
- Но он чем- то встревожен. Как вы думаете? (ответы детей)
- Да, он не может найти свой домик.
В какой же домик ему лучше поселиться? Давайте, ему всё объясним, посоветуем? (на медиапроекторе показ различных домиков: скворечник, бумажный домик, из бутылки).
Дети объясняют, что лучше поселиться в скворечник.
Молодцы, правильно всё объяснили.
А сейчас отправляемся в лесную школу.
Ребята, представьте, что у вас в руках бинокли (дети берут в руки бумажные бинокли)
Посмотрите на скворцов. Чем они отличаются друг от друга? Спросить 2 – 3 детей.
Правильно, у мальчиков – скворцов клювы жёлтые, а у девочек – чёрные.
Ребята, вы хотите узнать о жизни скворцов?
Давайте превратимся в маленьких скворчат. Нужно сказать слова:
Я на ножке покручусь – и в скворчонка превращусь.
(Мальчики – с жёлтыми клювиками, девочки – с чёрными).
Дважды покружилась – и в маму – скворчиху превратилась
(Педагог надевает маску скворчихи).
Я мама – скворчиха, а вы мои дети – скворчата. Сегодня я вас буду учить летать, добывать червячков, прятаться от дождя и кошек.
Игра “Птички и кот” (дети бегают в разных направлениях, имитируя движения птиц, которые называет педагог).
Молодцы, послушные скворчата. А сейчас возвращаемся в школу.
Ребята, я предлагаю о нас – скворчатах составить рассказ.
В этом нам помогут наши помощники – схемы – модели, которые вы сами составите, если правильно ответите на вопросы.
Скажите, пожалуйста, кто у нас папа? Да, папа – скворец. Напишите букву С. в кружочке посередине (дети пишут)
Когда прилетают к нам скворцы?
(Прилетают ранней весной из тёплых стран, когда на полях лежит снег. Солнышко пригревает землю, появляются первые проталины, текут ручьи).
Дети смотрят на медиапроекторе, отвечают и рисуют в верхнем правом кружочке солнце, ручьи, проталины.
Возьмите свои “бинокли” посмотрите и скажите, как выглядит скворец, какой он? Дети смотрят на медиапроекторе, отвечают и в кружке №2 дети ставят знак ?
Скворец - красивая крупная птица. Всё тело покрыто перьями чёрного цвета с зелёным отливом. У скворцов прямой длинный клюв: у мамы скворчихи чёрный клюв, у папы – скворца – жёлтый
Где устраивают свои гнёзда скворцы?
И как они их утепляют? (Они устраивают свои гнёзда в скворечниках, где выводят своих птенцов. Утепляют свои гнёзда сухими травинками, пухом, пёрышками, тканью)
Дети смотрят на медиапроекторе, отвечают и рисуют в кружочке №3 скворечник.
Как поёт скворушка? (Скворушка любит петь, её песенка звонкая, красивая, похожа на пение других птиц)
Дети смотрят на медиапроекторе, отвечают и рисуют в кружочке №4 нотки.
Какие скворчихи мамы? Чему учит своих скворчат?
(Скворчихи - заботливые мамы. Они высиживают яйца, кормят своих птенцов червячками, мошками, учат их летать, узнавать сигнал опасности)
Дети смотрят на медиапроекторе, отвечают и в кружке № 5 слово МАМА.
Какую пользу приносят скворцы людям?
(Скворцы помогают человеку: уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов)
Дети смотрят на медиапроекторе, отвечают и в кружке № 6 рисуют контур дерева, червяков.
А что полезного сделали вы для птиц? (Зимой делаем кормушки для птиц, подкармливаем их зёрнами, крошками, семечками)
Дети смотрят на медиапроекторе, отвечают и в кружке №7 ставят букву Я.
Игра “Птички и кот” (дети бегают в разных направлениях, имитируя движения птиц, которые называет педагог).
III. Составление рассказа детьми с опорой на схемы-модели.
IV. Превращение обратно в детей. Сказать: На одной ножке покрутились и в ребяток превратились!
1, 2, 3, 4, 5 – воспитатель я опять.
Что нового узнали о скворцах?