Составление описательного рассказа «Увидел скворца, знай: весна у крыльца» в подготовительной логопедической группе

Разделы: Логопедия


Коррекционно-развивающие:

  • Корригировать и развивать связную устную речь;
  • Корригировать произношение;
  • Корригировать и развивать зрительное восприятие;
  • Корригировать слуховое восприятие;
  • Корригировать и развивать общую и мелкую моторику;
  • Развивать умение соотносить знаковые символы с образами;
  • Развивать логическое мышление, память, внимание.

Образовательные:

  • Систематизировать и обобщить знания детей о весне, о перелётных птицах;
  • Уточнить и расширить словарь по теме “Перелётные птицы”.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества (доброе отношение к птицам, проявлять заботу о них);
  • воспитывать культуру поведения на занятиях..

Оборудование: презентация, шапочки с черными клювиками для девочек, с жёлтыми – для мальчиков, простые карандаши, листы с пустыми кружочками, шапочка кота.

Предварительная работа: рассматривание картин, просмотр компьютерных презентаций, рисование и коллективная аппликация “Скворец”.

Ход занятия

I. Организационная часть.

Презентация.

Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего занятия, я предлагаю вам взять конверты и собрать разрезные картинки.

О чём будем говорить? Спросить 3 – 4 детей (о скворцах, презентация)

Да, мы будем говорить о скворцах.

II. Основная часть.

Предлагаю детям посмотреть на картинки - презентация (Приложение 2)

Скажите, можно ли увидеть скворцов на наших участках в зимнее время? Спросить 2 – 3 детей.

Почему, нет? Спросить 2 –3-x детей. Правильно, скворцы перелётные птицы и зимой мы не можем увидеть на участках.

  1. Ребята, закройте глаза и представьте, что мы с вами в весеннем лесу (дети слушают фонограмму “Голоса птиц”). О чём поют птицы? Чему они радуются? (ответы детей).
  2. Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел? (показ на медиапроекторе скворца)
  3. Скажите, откуда прилетел скворец? (правильно с юга)
  4. Но он чем- то встревожен. Как вы думаете? (ответы детей)
  5. Да, он не может найти свой домик.
    В какой же домик ему лучше поселиться? Давайте, ему всё объясним, посоветуем? (на медиапроекторе показ различных домиков: скворечник, бумажный домик, из бутылки).

Дети объясняют, что лучше поселиться в скворечник.

Молодцы, правильно всё объяснили.

А сейчас отправляемся в лесную школу.

Ребята, представьте, что у вас в руках бинокли (дети берут в руки бумажные бинокли)

Посмотрите на скворцов. Чем они отличаются друг от друга? Спросить 2 – 3 детей.

Правильно, у мальчиков – скворцов клювы жёлтые, а у девочек – чёрные.

Ребята, вы хотите узнать о жизни скворцов?

Давайте превратимся в маленьких скворчат. Нужно сказать слова:

Я на ножке покручусь – и в скворчонка превращусь.

(Мальчики – с жёлтыми клювиками, девочки – с чёрными).

Дважды покружилась – и в маму – скворчиху превратилась

(Педагог надевает маску скворчихи).

Я мама – скворчиха, а вы мои дети – скворчата. Сегодня я вас буду учить летать, добывать червячков, прятаться от дождя и кошек.

Игра “Птички и кот” (дети бегают в разных направлениях, имитируя движения птиц, которые называет педагог).

Молодцы, послушные скворчата. А сейчас возвращаемся в школу.

Ребята, я предлагаю о нас – скворчатах составить рассказ.

В этом нам помогут наши помощники – схемы – модели, которые вы сами составите, если правильно ответите на вопросы.

Скажите, пожалуйста, кто у нас папа? Да, папа – скворец. Напишите букву С. в кружочке посередине (дети пишут)

Когда прилетают к нам скворцы?

(Прилетают ранней весной из тёплых стран, когда на полях лежит снег. Солнышко пригревает землю, появляются первые проталины, текут ручьи).

Дети смотрят на медиапроекторе, отвечают и рисуют в верхнем правом кружочке солнце, ручьи, проталины.

Возьмите свои “бинокли” посмотрите и скажите, как выглядит скворец, какой он? Дети смотрят на медиапроекторе, отвечают и в кружке №2 дети ставят знак ?

Скворец - красивая крупная птица. Всё тело покрыто перьями чёрного цвета с зелёным отливом. У скворцов прямой длинный клюв: у мамы скворчихи чёрный клюв, у папы – скворца – жёлтый

Где устраивают свои гнёзда скворцы?

И как они их утепляют? (Они устраивают свои гнёзда в скворечниках, где выводят своих птенцов. Утепляют свои гнёзда сухими травинками, пухом, пёрышками, тканью)

Дети смотрят на медиапроекторе, отвечают и рисуют в кружочке №3 скворечник.

Как поёт скворушка? (Скворушка любит петь, её песенка звонкая, красивая, похожа на пение других птиц)

Дети смотрят на медиапроекторе, отвечают и рисуют в кружочке №4 нотки.

Какие скворчихи мамы? Чему учит своих скворчат?

(Скворчихи - заботливые мамы. Они высиживают яйца, кормят своих птенцов червячками, мошками, учат их летать, узнавать сигнал опасности)

Дети смотрят на медиапроекторе, отвечают и в кружке № 5 слово МАМА.

Какую пользу приносят скворцы людям?

(Скворцы помогают человеку: уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов)

Дети смотрят на медиапроекторе, отвечают и в кружке № 6 рисуют контур дерева, червяков.

А что полезного сделали вы для птиц? (Зимой делаем кормушки для птиц, подкармливаем их зёрнами, крошками, семечками)

Дети смотрят на медиапроекторе, отвечают и в кружке №7 ставят букву Я.

Игра “Птички и кот” (дети бегают в разных направлениях, имитируя движения птиц, которые называет педагог).

III. Составление рассказа детьми с опорой на схемы-модели.

IV. Превращение обратно в детей. Сказать: На одной ножке покрутились и в ребяток превратились!

1, 2, 3, 4, 5 – воспитатель я опять.

Что нового узнали о скворцах?