Урок математики на тему «Число 10». 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ожидаемый результат:

- умение называть натуральные числа 1 до 10;

- знание состава числа 10.

Цель урока: знакомство с составом числа 10, формирование умений выполнять сложение и вычитание с опорой на наглядность.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с числом 10; формировать знание состава числа 10; показать отличие записи нового числа от записи уже изученных чисел;
  • развивать пространственное, логическое мышление, внимание;
  • воспитывать любознательность ученика, положительное отношение к учебе.

Используемые педагогические технологии:

  • личностно-ориентированного обучения;
  • объяснительно-иллюстративного обучения;
  • педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия).

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Оборудование: учебник “Математика. 1 класс” М.И Башмаков, М.Г. Нефёдова (УМК “Планета знаний”), рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса, “Математика”, 1 часть, конструктор “Тико”, математический веер, карточки с изображением солнышка и тучки, колпаки для гномов, кружки зелёного и красного цвета.

Формируемые УУД

Предметные: умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно справиться, называние натуральных чисел от 1 до10, различение числа и цифры. Осуществление самопроверки выполненного задания.

Умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; (личностные УУД).

Метапредметные: умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя; высказывание своего предположения (версии) на основе работы с учебником; умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; (регулятивные УУД).

Умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно искать и собирать информацию по теме урока (коммуникативные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД).

Ход урока Результаты по ФГОС
1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,
Вас ждёт интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и свободно даётся учение.

2. Психологический настрой.

- Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справиться со всеми трудностями на уроке.

- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

- Давайте послушаем себя: какое настроение у нас сейчас?

- У вас на столе лежат картинки с изображением солнышка и тучки. Какая из карточек отражает ваше настроение? Выберите её, покажите.

3. Устный счёт. (Слайд 2). Презентация

- Сконструируйте числовой луч от 1 до 10.

- Сосчитайте с опорой на числовой луч:

от 3 до 8,

от 9 до 2,

от 1 до 10, считая через 1

от 10 до 6, считая через 1.

- Какое число получится при прибавлении 1? (Cледующее)

- Покажите ответ на веере:

6 + 1  8 + 1  5 + 1  4 + 1

4. Самоопределение к деятельности.

1) Образование числа 10.

- На уроках мы с вами путешествуем по стране Математики на поезде. (Слайд 3)

- Сколько вагонов в поезде? (9)

- Как получили число 9? (8+1)

- Какое число получим, если к 9 прибавим 1? (Следующее – 10) (Слайд 4)

- Как получили число 10? (9+1)

2) Работа в тетради.

- Запишем в тетради (и на доске) (Слайд 5)

1 + 9 = 10

- Что происходит при перестановки слагаемых? (Сумма не изменяется.)

- Запишем: 9 + 1 = 10.

- Определите по рисунку как составлено число 10.

6 + 4   7 + 3   8 + 2   5 + 5

5. Постановка целей и задач. (Слайд 6)

- Проанализируйте выполненные задания и попробуйте определить тему урока.

- О чём будем говорить сегодня?

- Какие цели поставим на сегодняшний урок?

6. Актуализация знаний.

а) Число и цифра 10.

- Чем запись числа 10 отличается от остальных известных нам чисел? (2 цифры)

- Можно ли назвать число 10 однозначным?

- Мы умеем писать цифру 1 и 0, а, значит, умеем писать число 10:

Ноль встаёт за единицей –

Цифра 10 на странице.

- Напишите число 10 в тетради.

- Где мы встречаем число 10? (Покупаем яйца десятками)

- Число 10 в древности - символ гармонии и полноты. Десяток стал основой десятичной

системы счисления, которой пользуются во всём мире.

- Да и считать десятками намного проще. Кто сможет посчитать десятками?

6. Первичное усвоение с проговариванием во внешней речи. (Слайд 7)

а) Работа по учебнику.

- Положите перед собой столько фишек, сколько предметов изображено на первой картинке.

- Сколько фишек надо добавить, чтобы их стало 10?

- Положите перед собой столько фишек, сколько предметов изображено на второй картинке.

- Сколько фишек надо добавить, чтобы их стало 10?

- Положите перед собой столько фишек, сколько предметов изображено на третьей картинке.

- Сколько фишек надо добавить, чтобы их стало 10?

- Положите перед собой столько фишек, сколько предметов изображено на четвёртой картинке.

- Сколько фишек надо добавить, чтобы их стало 10?

б) Игра “Десяток”.

(Учитель раздаёт 10 ребятам колпачки разные по цвету, размеру, форме)

- Используя разные признаки и уделяя особое внимание колпакам, переставьте ребят различными способами.

(Например: 6 больших и 4 маленьких, 8 красных и 2 зелёных, 7 с украшением и 3 без украшения,

1 с помпоном и 9 без помпона, 5 девочек и 5 мальчиков)

7. Первичная проверка понимания. (Слайд 8)

а) Самостоятельная работа в тетради

– Вы запомнили состав числа 10? Давайте проверим. Заполните самостоятельно окошечки. Проверяем по цепочке.

1 выстрел 1   3   5
2 выстрел   8   6  
Сумма очков 10 10 10 10 10

б) Работа в парах.

- Назови, какое число больше? А сосед по парте пусть назовёт, какое число меньше.

0 или 9, 10 или 1, 10 или 0

- Назови числа в порядке увеличения, а сосед по парте в порядке уменьшения

8, 9, 7, 10, 6, 5, 2, 4

в) – Проверьте примеры, которые решал Буратино. Если пример решён правильно –

просигнализируйте зелёным светом, если решён с ошибкой – красным цветом. (Слайд 9)

6 + 3 = 9  5 + 5 = 10

4 + 6 = 10  1 + 9 = 9

7 + 2 = 10  8 + 2 = 9

8. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 10)

- Подведём итог.

- Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли мы её?

- Выберите начало высказывания и продолжите его: (Слайд 11)

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Сегодня я узнал…

Я научился…

У меня настроение…

1. Метапредметные – форми-руется способность к само-организации, самоконтролю, произвольное внимание.

2. Личностные: формирование аккуратности, ответственности, доброжелательного отношения к людям.

Метапредметные - раскрепощение мышления ребёнка.

3. Предметные - развитие устных вычислительных навыков с опорой на числовой луч, называние натуральных чисел от 1 до 10.

Метапредметные - преобразование внешне-речевых и внутриречевых умений, приобретение умения работать в парах, умение слушать и слышать учителя, выполнять инструкции.

4. Личностные - аккуратность, быстродействие.

Метапредметные – умение структурировать знания; сопоставление информации, представленной в разных видах(рисунок, числовое выражение); понимание выделенных учителем ориентиров в учебном материале, развитие наблюдательности, сравнение, обобщение.

5. Личностные - воля, упорство, быстродействие.

Метапредметные - умение формулировать цель урока с помощью учителя.

6. Предметные – различение числа и цифры 10.

Метапредметные - учиться высказывать своё предположение, определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

Личностные – формирование положительной учебной мотивации; понимание смысла учебной деятельности.

7. Предметные - формирование представлений о составе числа 10, развитие математической речи, умение составлять математические выражения по рисункам.

Метапредметные – быстродействие, сравнение, обобщение, анализ; классификация предметов по тому или иному признаку; развитие мыслительных операций кинестетиков, визуалов и аудиалов.

Личностные – развитие внимания; воля, упорство, быстродействие; умение слушать и слышать собеседника.

8. Метапредметные - формирование способности к самоконтролю и самооценке; оценивают правильность работы по эталону; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Личностные -  развитие произвольного внимания, процессов памяти, аккуратности при выполнении письма.

Метапредметные - соотносят цель и результаты действия; проговаривают способы “открытия” нового знания; анализируют и оценивают деятельность всего класса и свою.

Личностные – внимание, самоуважение, умение действовать в команде.