Учебно-методическое обеспечение: учебник технологии для 5 класса под редакцией В.Д.Симоненко
Время реализации занятия: 2 урока по 45 минут
Компьютерные медиапродукты: авторская презентация, созданная в среде POWERPOINT.
Цели урока.
- дать представление о видах яиц, применяемых в питании человека;
- пищевой ценности яиц, их значении в питании человека;
- научить готовить блюда из яиц.
Задачи урока:
Образовательные:
- Обеспечить восприятие и осмысление представлений о яйце и яичных продуктах.
- Сформировать навыки по определению доброкачественности яиц и научить технологии приготовления, оформлению и подачи блюд из яиц.
Развивающие:
- Развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале.
- Расширять кругозор, развивать эстетический вкус, внимание, память, творческие способности.
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность, опрятность в работе, навыки культурного поведения, взаимодействие в коллективе.
Профориентационные:
- продолжить знакомить детей с профессией “повар”.
Необходимое оборудование и материалы.
- Оборудование, инструменты, приспособления, посуда для практической работы.
- Куриные яйца для определения свежести.
- Набор продуктов для практической работы.
- Компьютер (ноутбук), проектор, экран, слайдовая презентация.
- Таблица: “Блюда из яиц”
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Форма урока: комбинированный урок
Формы обучения: групповая работа, фронтальная работа
Методы обучения: наглядный, словесный, лабораторный, объяснительно-иллюстративные, практический.
Термины: яйцо.
Ход урока
I этап. Организационный момент (2 минуты)
- приветствие учащихся;
- наличие учащихся на уроке;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- сообщение темы, цели и задач уроков;
Распределить обязанности на практическую работу.
II этап. Повторение пройденного материала. (3 минуты)
Учитель: Чтобы перейти к освоению новой темы, нам нужно вспомнить, что мы изучили на прошлом уроке.
- Какие виды тепловой обработки применяют при приготовлении овощей?
- Какие овощи перед тепловой обработкой не чистят?
- Каким требованиям качества должны соответствовать овощные блюда?
III этап. Изложение нового материала. (10 минут) 1 часть
Из истории
Древние народы считали яйцо прообразов Вселенной – из него родился мир, окружающий человека. Древние греки, римляне, египтяне и многие другие народы относились к яйцу как к символу рождения (Слайд № 2).
Учитель предлагает детям познакомиться с пищевой ценностью яиц и блюдами из них. Презентация
Учитель:
— Согласно статистике, человек ежегодно употребляет в пищу около 200 куриных яиц. А какие яйца употребляют люди в питание?
— Давайте с вами перечислим виды каких яиц вы знаете (Слайд № 3)
Учитель:
— Чем же полезны яйца? Какое строение они имеют? (Слайд №4,5)
Самые распространенные – куриные – содержат незаменимые аминокислоты, витамины (В, А, Е, Д), микроэлементы (железо, фтор, йод, цинк, калий). Белок составляет около 60% содержимого яйца, а желток – около 40%. Основная часть полезных веществ сосредоточена в желтке.
Правда, нельзя забывать и о том, что в яйце содержится много холестерина (именно поэтому яйца ограничены в употреблении при заболеваниях почек и печени). Но белок этих яиц является очень сильным аллергеном, а употребление в сыром виде может вызвать развитие сальмонеллеза. Строение яйца сложное. Давайте посмотрим на
(Слайд №6). Яйцо состоит из следующих элементов:
— На яйцах, купленных в магазине, стоит штамп. Какую информацию он содержит? (Учащиеся высказывают своё мнение). (Слайд №7)
В России по стандартам маркировка должна быть на каждом яйце, произведённом на птицефабрике.
Первый знак в маркировке означает допустимый срок хранения:
буква “Д” обозначает диетическое яйцо, такие яйца реализуются в течение 7 дней.
буква “С” обозначает столовое яйцо, которое реализуется в течение 25 дней. (Слайд 8)
Второй знак в маркировке означает категорию яйца в зависимости от его массы:
- третья категория (3) — от 35 до 44,9 г.
- вторая категория (2) — от 45 до 54,9 г.
- первая категория (1) — от 55 до 64,9 г.
- отборное яйцо (О) — от 65 до 74,9 г.
- высшая категория (В) — 75 г и более.
- Крупные яйца массой 45г. и более маркируют красной краской – это продукт 1-й категории.
- Яйца массой 40г. и меньше – синей краской – это продукт 2-й категории.
К яичным продуктам относятся меланж (замороженная смесь белка с желтком) и яичный порошок (высушенный меланж). (Слайд 9). Эти продукты особенно удобны для использования в пищевой промышленности и на предприятиях общественного питания.
Физ. Минутка (2 минуты)
Изложение нового материала. (15 минут) 2 часть
Свежеснесенное яйцо имеет матовую скорлупу, лежалое – блестящую.
Очень важно, чтобы яйца были свежими. (Слайд 10).
Качество яиц можно определить просвечиванием: (Слайд №11)
У свежего яйца белок легко просвечивается, а желток - слабозаметен. Несвежие яйца вовсе не просвечиваются. Чаще всего для этого метода применяют овоскоп.
- Второй способ – встряхиванием.
- Третий способ – разбиванием.
- Четвертый – этот способ очень простой и мы с вами посмотрим на опыте (Слайд №13, 14)
(Демонстрация)
- В стакан наливают воду, растворяют в ней ложку соли и опускают туда яйцо. Качество определяют по положению яйца: Свежее опустится на дно стакана.
- Недостаточно свежее яйцо будет плавать чуть выше дна.
- Несвежее яйцо поднимается на поверхность стакана с водой.
Срок хранения яиц в холодильнике — 30 суток, при комнатной температуре — 12 суток.
(Слайд № 15)
Учитель:
По вкусовым качествам яйца хорошо сочетаются со многими продуктами – рыбными, мясными, овощными, молочными. Поэтому их используют при приготовлении салатов, бутербродов, различных холодных закусок, запеканок, пудингов, фаршей для пирогов и фаршированных овощей, а так же, их употребляют как в сыром, так и в жареном или вареном виде. Кроме того, их используют для приготовления изделий из теста.
Так как любые яйца, употребляемые в пищу, могут быть источниками болезни, в процессе работы с ними необходимо соблюдать ряд правил: (Слайд №16)
Учитель:
Чаще яйца используют - в каком виде? (вареном виде), (Слайд №17).
Яйца можно сварить “всмятку”, “в мешочек”, вкрутую. Степень готовности яйца зависит от времени варки и определяется по готовности желтка и белка.
Степень готовности яиц.
- У яиц сваренных вкрутую - желток и белок свертываются полностью.
- У яиц сваренных “в мешочек” - полностью сворачивается только белок.
- Яйца, сваренные всмятку отличаются тем, что желток у них остается жидким, а белок свертывается только наполовину.
Время варки:
- всмятку - не более 2-3 минуты,
- “в мешочек” - 4 -5 минут
- вкрутую - 7 – 10 минут.
Отчет времени ведется с момента закипания воды. Чтобы яйцо хорошо чистилось, его сразу после варки опускают в холодную воду.
Физ. Минутка (3 минуты)
IV этап (10 минут)
Практическая работа
Подготовка к практической работе.
Девочки, а какие вкусные блюда можно приготовить из яиц? Кто больше назовет блюд из яиц? (дети называют)
Вывод:
Из яиц готовят яичницы, омлеты. Яйца можно фаршировать. Кроме того, яйца широко используются при приготовлении котлет, запеканок, блинчиков, а также кондитерских изделий.
(Слайд № 18, 19, 20, 21, 22, 23)
В кухне народов мира можно найти около 3 тысяч рецептов блюд из яиц.
В русской национальной кухне, например, яйца готовили, как отдельное блюдо.
Как пищевое сырье, для смеси с другими продуктами яйца не воспринимались. Даже в тесто их стали употреблять лишь в XIX веке по примеру французов.
Вводный инструктаж
Как же правильно варить яйца? (ребята высказывают своё мнение)
Учитель: Мы переходим к практической работе, но сначала послушаем несколько правил по варке яиц (Слайд №24)
V этап (5 минут)
Памятка юному кулинару:
- Не варите яйца сразу из холодильника - лопнут.
- Не кладите яйца в кипящую воду – лопнут.
- Подсаливайте воду – лопнувшее яйцо не вытечет.
- Варите яйца на медленном огне – не лопнут, не будут ударяться друг о друга.
- Прокалывайте воздушный мешок – яйца не лопнут и будут иметь правильную форму в очищенном виде.
- После варки сразу охлаждайте яйца – легче будут чиститься, а сероводород, образовавшийся на желтке, будет стремиться к остывающей в первую очередь скорлупе, значится желток не будет иметь сероватого оттенка и неприятного запаха.
- Следите за временем варки.
- Храните сырые яйца острым концом вниз – желток не будет смещаться и в вареном яйце будет расположен посередине белковой массы, а не сбоку.
- Последовательность выполнения работ, показ приемов.
- Организация рабочих мест.
- Соблюдение правил техники безопасности и санитарно – гигиенических правил.
VI этап (20 минут)
Практическая работа "Приготовление блюда из яиц".
Работа выполняется по технологическим картам (таблицы 33,34 учебника) группами по 5 человек.
VII этап (3 минут)
Текущий инструктаж
- Требования к качеству готовых блюд.
- Оформление блюд и подача на стол.
- Сервировка стола.
- Дегустация блюд.
VIII этап (15 минут)
Подведение итогов занятия.
Вопросы для повторения:
- Каково значение блюд из яиц в питание?
- Какие блюда готовят из яиц?
- В чем заключается первичная и тепловая обработка яиц?
- Как проверить доброкачественность яиц?
- Каким требованиям должны отвечать приготовленные из яиц блюда?
Анализ и оценка урока.
- Что узнали нового на уроке?
- Что научились делать на уроке?
- Ошибки в работе и способы их устранения
IX этап (2 минуты)
Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания (повторить изученный материал, стр. 146 – 149 учебника).
- Выставление оценок.
- Уборка кабинета.
Список информационных источников.
- Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: (учебник для учащихся общеобразовательных учреждений). Под редакцией В.Д.Симоненко. – М.: “Вентана – Граф”, 2010.
- Технология. Обслуживающий труд. 5 класс. Тетрадь творческих работ (для учащихся общеобразовательных учреждений). Под редакцией В.Д.Симоненко. – М.: “Вентана – Граф”, 2010.
- Технология. 5 класс: поурочные планы по учебнику “Технология. 5 класс” под редакцией В.Д. Симоненко. / авт.-сост. Н.Б. Голондарева– Волгоград: Учитель, 2010.
- Технология. 5-11 классы. Обслуживающий труд: развернутое тематическое планирование по программе В.Д. Симоненко, авт.-сост. О.В.Павлова, Е.А. Киселева– Волгоград: Учитель, 2010. – 111с.
- Журналы “Школа и производство”.