Тип урока: обобщающе-повторительный, интегрированный с историей урок.
Оборудование: маршрутный лист (МЛ) (Приложение 1); приложение к домашнему заданию (Приложение 2) карточки с числами, являющимися степенями (Приложение 3); техническое оснащение урока – компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран. Компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint. В маршрутных листах указаны баллы, которые можно получить за решение заданий. При выставлении баллов учащийся учитывает правильность своего решения, скорость решения (самопроверка и взаимопроверка с помощью презентации). В строке «Дополнительные баллы» выставляются баллы за ответы на дополнительные вопросы, за помощь учителю в организации проверки других учащихся.
ХОД УРОКА
I. Организация начала урока
Здравствуйте! Проверьте, пожалуйста, наличие раздаточного материала у вас на парте, а также свою готовность к уроку.
II. Сообщение темы , цели и задач урока.
Сегодня у нас необычный урок. Он связан с
историей нашей Родины. Каким образом – вы
узнаете в течение урока. А тема урока: «Преобразование
выражений, содержащих степени». СЛАЙД2
Какие цели поставим на сегодняшний урок? (Обсудите
с соседом, какие понятия необходимо повторить,
чтобы плодотворно работать на уроке)
– определение степени с натуральным
показателем;
– повторить все свойства степеней:
– умножение степеней с одинаковыми показателями;
– деление степеней с одинаковыми показателями;
– возведение в степень произведения;
– возведение в степень степени;
– возведение в первую степень;
– возведение в нулевую степень;
– возведение в четную степень отрицательного основания;
– возведение в нечетную степень отрицательного основания;
– представление числа в виде степени;
– представление выражения в виде степени
I вариант – сформулируйте свойства
умножения степеней, возведение степени в
степень, возведение в первую степень, возведение
в четную степень отрицательного основания;
II вариант – свойства деления степеней,
возведение в степень произведения, возведение в
нулевую степень, возведение в нечетную степень
отрицательного основания.
(Учащиеся проговаривают правила между собой)
III. Актуализация знаний учащихся. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.
Вы повторили все свойства степени и без труда выполните следующее задание: МЛ2 СЛАЙД3
Выполните действия по вариантам и запишите получившиеся числа на первой странице маршрутного листа в соответствии с вашим вариантом.МЛ3
СЛАЙД 4
I | 1 | 9 | 4 | 1 |
II | 1 | 9 | 4 | 5 |
III | 2 | 0 | 1 | 5 |
Получили 3 даты. Кто знает, что объединяет эти даты?
– Великая Отечественная война. В 2015 году весь мир отмечает 70-е Победы в Великой Отечественной войне.
Сегодня мы вспомним героический подвиг советских людей. 22 июня 1941 фашистская Германия под руководством Гитлера вероломно напала на Советский Союз. К этому времени в распоряжении фашистской армии находились ресурсы почти всей Западной Европы. Основные удары врага были нацелены на захват важнейших стратегических и экономических центров страны. Но на пути врага могучими бастионами встали города, в которых шла борьба за каждую пядь земли, которая измотала и обескровила силы врага. Почти четыре года непрерывной кровопролитной войны завершились полным разгромом фашистской Германии. 9 мая 1945 года стал Днем Победы – великим праздником в нашей стране и во всем мире.
Наша страна чтит память героев. В бронзе, граните и мраморе обелисков, мемориальных досок, стел, в названиях улиц увековечил народ память славных воинов. Но, подвиги совершались не только на фронте. Оставшиеся в тылу – в основном, это были женщины, старики, дети – ежедневно совершали подвиги. Они обороняли свои родные города – строили баррикады, рыли окопы. Невзирая на холод, голод, усталость, они работали в несколько смен на заводах и предприятиях, обеспечивая необходимым фронт. И, некоторые города, где люди особенно помогли фронту, внесли существенный вклад в борьбе с врагом, были удостоены особого звания – «Город-Герой». И это тема сегодняшнего урока. СЛАЙД5
IV. Основной этап работы
Многие из вас знают эти города. Кто может
назвать некоторые из них?
Названия всех городов и их количество, вы
узнаете, выполнив действия со степенями из п.4 МЛ,
и заполнив п.5 МЛ.
Итак, ЛЕНИНГРАД, ОДЕССА, СЕВАСТОПОЛЬ, ВОЛГОГРАД,
КИЕВ, МОСКВА, БРЕСТ, КЕРЧЬ, НОВОРОССИЙСК, МИНСК,
ТУЛА, МУРМАНСК, СМОЛЕНСК. СЛАЙД6
Названия этих городов золотыми буквами вписаны в
летопись истории Великой Отечественной войны. Их
жители внесли неоценимый вклад в приближении
Победы над врагом. О некоторых подробностях этой
борьбы вы узнаете, выполняя домашнее задание.
Чтобы узнать дату присвоения звания городам, выполните п. 6 МЛ и заполните поля п.5 МЛ СЛАЙД7
Высшая степень отличия — звание
«Город-Герой» присваивается городам
Советского Союза, трудящиеся которых проявили
массовый героизм и мужество в защите Родины в
Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.
Городу, удостоенному высшей степени отличия —
звания «Город-Герой»:
а) вручаются высшая награда СССР — орден
Ленина и медаль «Золотая Звезда»;
б) выдается Грамота Президиума Верховного Совета
СССР. СЛАЙД8
Одним из отличий «Города-Героя» был еще один символ. Что это за символ – вы узнаете, выполнив следующее задание: МЛ7 СЛАЙД9
Получили слово ОБЕЛИСК. Указом, в городе, удостоенном высшей степени отличия — звания «Город-Герой», устанавливается обелиск с изображением ордена Ленина, медали «Золотая Звезда» и текстом Указа Президиума Верховного Совета СССР. СЛАЙД10
(задание 9* МЛ выполняется, если осталось время на уроке)
V. Подведение итогов урока
– Сколько городов-героев Советского Союза вы
знаете?
– За что присуждалось это звание?
– Какие отличительные признаки «Города-Героя»?
– Какие свойства действий со степенями помогли
вам на уроке?
– Оцените вашу работу на уроке. СЛАЙД11
– Подсчитайте количество баллов, которые вы
заработали на уроке и выставите оценку.
Спасибо за урок! До свидания!
Устная работа: у учащихся на партах лежат карточки с числами, являющихся значениями степеней различных чисел. Учитель называет число – учащийся, чье число является степенью названного числа, встает.
Ресурсы:
- http://velikayavoina1941.narod.ru/pages/goroda.html
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Города–Герои
- http://www.9maya.ru/2012/05/07/prezentaciya-9-maya-goroda-geroi.html
- http://foto.cheb.ru/
- http://metod-sunduchok.ucoz.ru/load/71-1-0-2219
- http://900igr.net/fotografii/istorija/Medali-i-ordena-Velikoj-Otechest…
- http://www.vgorode.ru/blog/album/albumId/63640164/photoId/63640787/pSortType/1/pSortOrder/desc/tId//tPId/
- http://ordenrf.ru/geroi-rossii/goroda-geroi.php
- Л.И. Звавич, Л.В. Суворова, Л.В. Кузнецова. Дидактические материалы. Алгебра 7 класс. «Просвещение» М., 2003.