Урок русского языка по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных в разных падежах». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


УМК: Школа России

Учебник: Канакина В.П. Горецкий В.Г.

Номинация – урок с использованием ИКТ

Тип урока – открытие новых знаний.

Цель: формирование образовательных компетенций ( информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 4 класса в предметной области русский язык по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах».

Учебные задачи, направленные на достижение  личностных результатов обучения:

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Способность к самооценке на основе критериев учебной деятельности.
  • Ориентация на понимание причин успешной деятельности.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Формирование установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Выполнять учебные действия в устной и письменной речи.
  • Определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности
  • Самостоятельно находить несколько  вариантов решения учебной задачи.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

  • Учить правописанию падежных окончаний имен существительных.
  • Учить проверять правописание падежных окончаний.
  • Устанавливать причинно-следственные связи правописания безударного падежного окончания имени существительного со склонением.
  • Строить рассуждения, развивать устную, письменную речь учащихся.

Учебные материалы: учебник Русский язык 4 класс автор Канакина В.П., Горецкий В.Г., мультимедиапроектор, экран, компьютер, Презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

                            УУД
1. Мотивация к учебной деятельности. (Минутка вхождения в урок). Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Приходи старание к нам без опоздания.

– Ребята посмотрите на эту чудесную зимнюю картину. (Слайд 1)
Прочитайте про себя  стихи Зинаиды Александровой:

Снежок порхает, кружится
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветке снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

– Прочитайте стихотворение вслух.
– Как вы понимаете смысл стихотворной строки:
(И ловит кошка рыжая веселых белых мух).
– Как называется прием, который использует автор?
– Какое настроение передает автор в этом стихотворении?
– Я бы хотела, чтобы это радостное настроение сохранилось у вас до конца урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Кошка ловит белые снежинки.

 

Радость, счастье, красоту, ожидание праздника.

Личностный результат

Создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности – Придумайте имена существительные на тему зима.
– Расскажите об имени существительном, как части речи.
– Я написала на экране некоторые зимние слова. Слайд 2.

Зима  вьюга  мороз
Снег  метель  солнце
Буран  печь  горка

– Найдите общие признаки по которым можно объединить эти слова в одну группу.
– Найдите признаки по которым можно разделить слова на группы.
– Произведите группировку по склонению и обозначьте орфограммы.
– Взаимопроверка по эталону Слайд 3.  Самооценка по линеечкам.
– Составьте предложение о зиме по картине.
– А у меня на экране Слайд 4 вот такое предложение.

Поэт посвятил стихи вьюге, бурану, метели.

– Найдите имена существительные.
– Определите падеж и окончания имен существительных : вьюге, бурану, метели.
– Что заметили?
– Проверьте, в какой позиции стоят окончания имен существительных?
– Можем ли мы точно определить, какую гласную писать в безударном окончании, в слабой позиции имен существительных?

– Придумывают имена существительные.

 

 

– Имена существительные, И.п, ед.ч.

 

 

– По родам, по окончаниям, по орфограммам, склонению.

Учащиеся выполняют.

  

 

 

 

 

 

– Имена существительные стоят в Д.п., ед.ч. в разных склонениях и имеют разные окончания.
– Все окончания безударные, стоят в слабой позиции.
– Нет.

Метапредметный результат
Определение общей цели и путей их достижения. Овладение логическими действиями  сравнения, анализа, синтеза, обобщение, классификации.

Предметный результат
Использование опыта и знаний, необходимых для получения новых знаний.

Метапредметный результат.
Развитие устной и письменной речи.

Предметный результат.
Выделение проблемы. Принятие и сохранение учебной задачи.

3. Постановка учебной задачи – Какова же тема нашего урока?
– Какова же цель нашего урока?
 – Правописание безударных окончаний имен существительных.
– Научиться правильно писать безударные окончания имен существительных.
Умение ставить  тему урока, цель и планировать свои действия.
4. Открытие нового знания Гипотеза.
– Как вы думаете, от чего может зависеть написание окончания имени существительного.

 

 

– Давайте проведем исследование. Для этого поработаем в группах.
– Вспомните правила работы в группах.
Каждой группе нужно просклонять имена существительные 1, 2, 3 склонения и установить зависимость безударных окончаний от ударных.

1 группа: земля, зима, тетя, горка
2 группа: конь, окно, дом, солнце
3 группа: печь, степь, метель, совесть

Проверим, каковы результаты исследования.

Вывод записывают в таблицу на доске.

1 скл.             2 скл.                   3 скл.

     Уд.  Без.       Уд. Без.              Уд.без.
И. -а,     -я          -о, -е                  -
Р. -и,     -ы         -а,-я                   -и
Д. -е                   -у, -ю                 -и
В. -у,     -ю         -я,-о,-е               -
Т. -ей,   -ой        -ом,-ем              -ю
П. -е                    -е                       -и

– Проверим, правильно ли мы рассуждали по учебнику.
Чтение окончаний имен существительных по таблице.
– Почему я подчеркнула окончания в Р.Д.П. падежах.
– Оцените свою работу по линеечкам.


– В нашем предложении падеж один, число такое же, а вот склонение разное.
Может быть написание безударных окончаний имен существительных зависит от склонения? Безударные окончания можно проверить ударными.

 

 

 

 

 

 

Читают склонение, обозначают окончание существительных в различных падежах.

 

– Безударные окончания  имен существительных пишутся так же, как и ударные. Для проверки безударного окончания имени существительного можно подобрать слово с ударным окончанием или посмотреть в таблицу.

 

 



– Они самые трудные.

Предметный результат
Использование опыта и знаний.

Метапредметный результат
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно – следственных связей, построение рассуждений, формулирование вывода, готовность вести диалог с товарищем.

 

Личностный результат.
Ориентация на понимание причин успешной деятельности.

Метапредметный результат.
Овладение логическими действиями анализ, синтез, формулирование вывода.

5. Первичное закрепление. Составление алгоритма проверки безударного окончания имени существительного. – Давайте поупражняемся в определении безударных окончаний имен существительных в различных падежах.
Слайд 5.

Письмо к бабушк…, на вершин…,
В овраг…, у сирен…, на тетрад…,
По дорог…, к деревн…, на топол…,
С горк…

Письмо с комментированием

Давайте составим алгоритм проверки окончания имен существительных.
(зима, конь, печь) – слова помощники.
– Проверим по учебнику, правильно ли мы рассуждали?
Слайд 6
Оцените свою работу по линеечкам.

  Метапредметный результат.
Установление аналогий, причинно-следственных связей, построение рассуждений, формулирование вывода, составление алгоритма действий.

Предметный результат.
Определение безударного окончания имени существительного а разных падежах,  развитие устной и письменной речи.

6. Физкультминутка. Музыкальная разминка. Слайд презентации . Ребята выполняют упражнение под музыку для глаз. Личностный результат
Формирование установки на здоровый образ жизни.
7. Самостоятельная работа по группам. Включение в систему знаний.  – Сейчас будем работать в группах.
В инструкционной карте 3 задания (Приложение 1). Вы выбираете себе любое задание.

1. Просклонять имена существительные: березка, край, ель
– Произвести зв.буквенный разбор слова – ель.

2. Вставить безударные окончания имен существительных:

Бродить по дорожк…, герой из сказк…, носки из шерст…, письмо матер…, говорить о класс…, собирать на полянк…, деревья в ине…, увидел в проруб…, иглы ел…

– Произвести разбор слов по составу: бродить, дорожка, полянка.

3. Составить предложения. Объяснить правописание безударных окончаний имен существительных.
1) Дедушка идет по лесной тропин…
2) Старый пень стоит в снежной шапк…
3) На вершин… ел… сидит красногрудый снегирь.
– Произвести синтаксический разбор 1 предложения.
Оцените работу в группе.

Работа в группе: получение заданий, выбор уровня сложности, распределение ролей, выполнение задания.
Презентация работ группы.  

 

 

 

 

 

Самооценка. Ситуация успеха и ее самоощущение.

Личностный результат: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметный результат.
Анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода.
Предметный результат. Включение нового знания в систему знаний, выделение проблемы, принятие и сохранение учебной задачи.
Способность к самооценке на основе критериев учебной деятельности.
8. Рефлексия. Итог деятельности. Слайд 4. – Вернемся к решению проблемы, которая была поставлена в начале урока. Так почему в именах существительных в одном и том же падеже мы наблюдали разные окончания?
– Как не ошибиться в правописании безударного окончания имени существительного?

 

Дерево самооценки. На доске новогодняя елка.
Если у вас на уроке все получилось отлично – выберите красный шарик, если все хорошо – желтый, если не получилось так, как хотелось – зеленый.

Домашнее задание: разноуровневое.

1 уровень.

Придумать и просклонять 3 имени существительных с безударным окончанием.

2 уровень.

Придумать 9 словосочетаний с безударными падежными окончаниями имен существительных. Доказать правильность написания окончания.

3 уровень.

Придумать 3 предложения. Доказать правильность написания безударных окончаний имен существительных.

 

– У них разные склонения.

– Чтобы правильно писать окончания имен существительных в разных падежах можно подобрать проверочное слово с ударным окончанием или вспомнить из таблицы окончанием имени существительного в том же падеже и склонении.

Метапредметный и личностный результаты.
Умение принимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
Анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода.

Личностный результат.
Способность к самооценке на основе критериев учебной деятельности.

Предметный и личностный результаты. Опора на опыт и знания, полученные на уроке.