УМК: Школа России
Учебник: Канакина В.П. Горецкий В.Г.
Номинация – урок с использованием ИКТ
Тип урока – открытие новых знаний.
Цель: формирование образовательных компетенций ( информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 4 класса в предметной области русский язык по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Способность к самооценке на основе критериев учебной деятельности.
- Ориентация на понимание причин успешной деятельности.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Выполнять учебные действия в устной и письменной речи.
- Определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности
- Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- Учить правописанию падежных окончаний имен существительных.
- Учить проверять правописание падежных окончаний.
- Устанавливать причинно-следственные связи правописания безударного падежного окончания имени существительного со склонением.
- Строить рассуждения, развивать устную, письменную речь учащихся.
Учебные материалы: учебник Русский язык 4 класс автор Канакина В.П., Горецкий В.Г., мультимедиапроектор, экран, компьютер, Презентация.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД | ||
1. Мотивация к учебной деятельности. (Минутка вхождения в урок). | Долгожданный дан звонок Начинается урок. Приходи старание к нам без опоздания. – Ребята
посмотрите на эту чудесную зимнюю картину. (Слайд
1) Снежок порхает, кружится – Прочитайте стихотворение вслух. |
– Кошка ловит белые снежинки.
Радость, счастье, красоту, ожидание праздника. |
Личностный результат Создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. |
||
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | – Придумайте имена
существительные на тему зима. – Расскажите об имени существительном, как части речи. – Я написала на экране некоторые зимние слова. Слайд 2.
– Найдите общие признаки по которым можно
объединить эти слова в одну группу. Поэт посвятил стихи вьюге, бурану, метели. – Найдите имена существительные. |
– Придумывают имена существительные.
– Имена существительные, И.п, ед.ч.
– По родам, по окончаниям, по орфограммам, склонению. Учащиеся выполняют.
– Имена существительные стоят в Д.п., ед.ч. в
разных склонениях и имеют разные окончания. |
Метапредметный результат Определение общей цели и путей их достижения. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, классификации. Предметный
результат Метапредметный результат. Предметный результат. |
||
3. Постановка учебной задачи | – Какова же тема нашего урока? – Какова же цель нашего урока? |
– Правописание безударных
окончаний имен существительных. – Научиться правильно писать безударные окончания имен существительных. |
Умение ставить тему урока, цель и планировать свои действия. | ||
4. Открытие нового знания | Гипотеза. – Как вы думаете, от чего может зависеть написание окончания имени существительного.
– Давайте проведем исследование. Для этого
поработаем в группах. 1 группа: земля, зима, тетя, горка Проверим, каковы результаты исследования. Вывод записывают в таблицу на доске. 1 скл. 2 скл. 3 скл. Уд. Без.
Уд.
Без.
Уд.без. – Проверим, правильно ли мы рассуждали по
учебнику. |
– В нашем предложении падеж один, число такое же, а вот склонение разное. Может быть написание безударных окончаний имен существительных зависит от склонения? Безударные окончания можно проверить ударными.
Читают склонение, обозначают окончание существительных в различных падежах.
– Безударные окончания имен существительных пишутся так же, как и ударные. Для проверки безударного окончания имени существительного можно подобрать слово с ударным окончанием или посмотреть в таблицу.
|
Предметный результат Использование опыта и знаний. Метапредметный
результат
Личностный результат. Метапредметный результат. |
||
5. Первичное закрепление. Составление алгоритма проверки безударного окончания имени существительного. | – Давайте поупражняемся в
определении безударных окончаний имен
существительных в различных падежах. Слайд 5. Письмо к бабушк…, на вершин…, Письмо с комментированием Давайте составим алгоритм проверки окончания
имен существительных. |
Метапредметный результат. Установление аналогий, причинно-следственных связей, построение рассуждений, формулирование вывода, составление алгоритма действий. Предметный
результат. |
|||
6. Физкультминутка. | Музыкальная разминка. Слайд презентации . | Ребята выполняют упражнение под музыку для глаз. | Личностный результат Формирование установки на здоровый образ жизни. |
||
7. Самостоятельная работа по группам. Включение в систему знаний. | – Сейчас будем работать в
группах. В инструкционной карте 3 задания (Приложение 1). Вы выбираете себе любое задание. 1.
Просклонять имена существительные: березка,
край, ель 2. Вставить безударные окончания имен существительных: Бродить по дорожк…, герой из сказк…, носки из шерст…, письмо матер…, говорить о класс…, собирать на полянк…, деревья в ине…, увидел в проруб…, иглы ел… – Произвести разбор слов по составу: бродить, дорожка, полянка. 3. Составить предложения. Объяснить
правописание безударных окончаний имен
существительных. |
Работа в группе: получение заданий,
выбор уровня сложности, распределение ролей,
выполнение задания. Презентация работ группы.
Самооценка. Ситуация успеха и ее самоощущение. |
Личностный результат: развитие
навыков сотрудничества со сверстниками, умение
не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций. Метапредметный результат. Анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода. Предметный результат. Включение нового знания в систему знаний, выделение проблемы, принятие и сохранение учебной задачи. Способность к самооценке на основе критериев учебной деятельности. |
||
8. Рефлексия. Итог деятельности. Слайд 4. | – Вернемся к решению проблемы, которая
была поставлена в начале урока. Так почему в
именах существительных в одном и том же падеже мы
наблюдали разные окончания? – Как не ошибиться в правописании безударного окончания имени существительного?
Дерево самооценки. На доске новогодняя елка. Домашнее задание: разноуровневое. 1 уровень. Придумать и просклонять 3 имени существительных с безударным окончанием. 2 уровень. Придумать 9 словосочетаний с безударными падежными окончаниями имен существительных. Доказать правильность написания окончания. 3 уровень. Придумать 3 предложения. Доказать правильность написания безударных окончаний имен существительных. |
– У них разные склонения. – Чтобы правильно писать окончания имен существительных в разных падежах можно подобрать проверочное слово с ударным окончанием или вспомнить из таблицы окончанием имени существительного в том же падеже и склонении. |
Метапредметный и личностный
результаты. Умение принимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха. Анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода. Личностный результат. Предметный и личностный результаты. Опора на опыт и знания, полученные на уроке. |