Тип урока: обобщение.
Форма проведения урока: устный журнал «И вот сама идет волшебница зима…»
Планируемые результаты:
Предметные:
- создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства;
- совершенствование навыков выразительного чтения;
- развитие наглядно-образного мышления, воображения, устной речи, творческих способностей.
Личностные УУД: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные УУД: потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника
Регулятивные УУД: уметь точно отвечать на вопросы; высказывать своё предположение, анализировать, делать выводы, сравнивать; оценивать свои результаты.
Оборудование: репродукция картины К. Юона «Зима»; аудиозапись пьесы П. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года»; художественные фотографии зимних пейзажей; гирлянды из снежинок; рисунки детей; проектор, презентация устного журнала «И вот сама идет волшебница зима…»
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Учитель. Мы любим сказки, верим в чудеса и волшебство. Сегодня на уроке мы создадим свою сказку и посвятим её волшебнице зиме. Помогут нам в этом поэты, художники, композиторы, наше воображение и фантазия.
3. Самоопределение к деятельности
Нередко сказки состоят из нескольких частей или глав, так же будет и у нас. Первую главу мы посвятим поэзии (Слайды 1, 2) И мне хочется, чтобы её начал ученик нашего класса, лауреат областного конкурса чтецов, (Ф. И. ученика) (Стихотворение А. Пушкина «Зимнее утро») Слайд 3
– Вам понравилось? Какую картину вы представили, пока слушали стихотворение?
4. Работа по теме урока
– Дома вы должны были выучить стихотворение о зиме или нарисовать зимнюю картину. Давайте продолжим нашу поэтическую главу.
Первый ученик. Я хочу прочитать стихотворение И. С. Никитина «Встреча зимы». Именно в этом стихотворении раскрывается волшебная сила зимы. Поэт радуется, что на смену дождливой, угрюмой осени пришла зима и преобразила природу. Ушли грусть, печаль, сердце наполняется счастьем, восторгом. (Слайд 4)
Встреча зимы
Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни с севера петь
По лесам и полям.
Есть раздолье у нас,
Где угодно гуляй,
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать,–
Пусть мороз твой трещит;
Наша юная кровь
На морозе горит!
Учитель: – Какую картину вы представили? (Грязь запорошило легким снежком, кругом стало бело, на лужах ледок, солнышко светит…)
2 ученик. Стихотворение, которое я хочу прочитать, тоже посвящено приходу зимы. В нём есть строчка, которая дала название нашему уроку «И вот сама идёт волшебница зима…» Это отрывок из романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». (Слайд 5)
…Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы…
Учитель: – А какая картина здесь? (Сильный ветер, мокрый снег…)
– Мы видим, как по-разному поэты описывают приход зимы. В первом стихотворении – снег, как белый пушок, стоит тишина; в другом стихотворении – зима пришла с ветром, холодом. Но мы рады приходу зимы, какая бы она не была.
3 ученик. А вот Фёдор Иванович Тютчев называет зиму чародейкой. Послушайте и представьте себе лес, который спит волшебным сном, околдованный чарами зимы. Это уже настоящая сказка, и мы легко можем в ней оказаться, если посетим зимний лес. (Слайд 6)
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
4 ученик. Зимой бывают вьюги, метели, бураны, и в воображении поэтов они становятся живыми существами. Это произошло и в стихотворении А. Кондратьева «Метель». (Слайд 7)
Метель
Кружится и хохочет
Метель на Новый год;
Снег опуститься хочет,
А ветер не даёт.
И весело деревьям,
И каждому кусту:
Снежинки, как смешинки,
Танцуют на лету.
Учитель: – Когда Оксана сказала название,
вы могли предположить какое будет
стихотворение?
– Оказывается и про метель может быть веселое
стихотворение.
5 ученик. У волшебницы зимы много слуг, которые исполняют все её желания. Они тоже сильные, могучие. Таким предстаёт перед нами Мороз-воевода у поэта Николая Алексеевича Некрасова. (Слайд 8)
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идёт – по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде…
Учитель: – Что представили, слушая стихотворение? (Вспомнили сказку «Морозко», как Мороз Иванович ходил по лесу и укрывал деревья снегом)
6 ученик. Мне хотелось найти стихотворение о зиме, которое нашим ребятам незнакомо. Послушайте стихотворение В. Субботина и представьте изображённую им картину зимы. (Слайд 9)
И валит, и валит, и валит…
Какая, гляди, кутерьма!
А что, если за день, за два ли
По крыши укроет дома?
Всё то же движенье снежинок!
Как враз потемнело у нас!
Должно быть, такая картина
По всей по России сейчас.
И так же легко и без шума
Зима свой справляет приход:
И шубу кидает на шубу,
И шапку на шапку кладёт.
– Что значит «И шубу кидает на шубу, и шапку на шапку кладет».
5. Физминутка
6. Рефлексия
Учитель. А теперь предлагаю вам стать участниками конкурса: надо вспомнить 2-4 строчки о зиме из любого стихотворения. Победителем станет тот, кто вспомнит наибольшее число стихотворений.
Ученики.
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает… (С. Есенин)Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром… (С. Есенин)
Я – Мороз,
Красный нос,
На снегу студёном рос… (А. Прокофьев)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя… (А. Пушкин)Зима недаром злиться,
Прошла её пора… (Ф. Тютчев)…Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь… (А. Пушкин)
– На этом первая глава заканчивается. Что вам здесь понравилось и запомнилось больше всего?
Учитель. Следующая глава музыкальная.
(Слайд 10) Она посвящена пьесе Петра Ильича
Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года». (Слайд
11)
В старину не было машин, поездов, и люди
путешествовали на лошадях. Все с нетерпением
ждали зимы, чтобы прокатиться на тройке резвых
лошадей. Вы видите это на картинах.
– А в наше время катаются на тройках лошадей?
Когда? (Катаются на празднике «Масленица» –
«Проводы русской зимы»)
Петр Ильич Чайковский в пьесе «На тройке»
музыкальными средствами передал стремительный
бег коней и восторженные чувства людей,
несущихся на тройке по заснеженным равнинам.
Прослушивание пьесы П. Чайковского «На тройке».
После прослушивания пьесы дети говорят о том, что музыка передает быстрый бег коней, топот копыт, из-под которых летит снег. Когда звучит плавная музыка, видим бескрайние поля, покрытые снежным ковром, огромное небо и ощущаем, какие чувства испытывает человек, несущийся на тройке по зимней дороге: это радость, восторг, восхищение, ощущение счастья. Учитель соглашается с высказываниями детей, обобщает и дополняет их.
Учитель. Красота зимней природы вдохновляла не только композиторов и поэтов, но художников. (Слайд 12) Третья глава нашей сказки посвящена картине К. Юона «Зима». (Слайд 13)
Вниманию детей предлагается репродукция картины. (Слайд 14)
Учитель. Посмотрите на репродукцию картины К. Юона и скажите, есть ли у вас ощущение, что вы попали в сказку?
Ученики. Да. Деревья стоят в снегу, они как бы приглашают нас войти в лес, который зимой напоминает сказочный ледяной дворец Снежной королевы. Чувствуется, что стоит тишина и ветви деревьев неподвижны, но стоит прикоснуться к ним, и алмазная пыль осыпает нас, и это будет так весело. Особенно красят зимний пейзаж лучи солнца. Его не видно, но верхушки деревьев розоватые, значит, освещены солнцем. Это делает картину ещё более радостной, праздничной. Мы чувствуем, что художник восхищается красотой зимнего леса и хочет, чтобы мы радовались волшебнице зиме вместе с ним.
Учитель. Последняя глава сказки
называется «Остановись, мгновение» (Слайд 15). Перед
вами художественные фотографии и ваши рисунки,
на которых действительно удалось остановить
мгновение, запечатлев на снимках чудесные
картины зимней природы (Слайд 16, на доске
выставка рисунков, фотографий)
Выберите из них тот снимок, который покажется вам
наиболее интересным, и опишите его. А наших
художников мы попросим рассказать о своих
рисунках, что они хотели запечатлеть и,
скажем, удалось им или нет.
7. Подведение итогов работы
Учитель. Вот и закончилась наша
зимняя сказка. Но вы ещё не раз встретитесь с ней,
если побываете в зимнем парке, лесу, посмотрите
на причудливые узоры на окнах, полюбуетесь
лёгким полётом снежинок, серебристым инеем.
И вот тогда вам захочется написать свою сказку о
красоте зимней природы, её чарах и волшебстве.
– Кто нам помог сегодня окунуться в
царствование зимы? (Поэты, художники,
композиторы)
– Давайте вспомним поэтов, чьи стихи сегодня
прозвучали.
– Кто написал пьесу «На тройке»?
– Прочитаем ещё раз и запомним автора этой
великолепной картины «Зима».
Вы все сегодня очень хорошо работали. (Объявление оценок)
8. Домашнее задание
Написать сказку о зиме по личным впечатлениям.