Методическое дополнение к теме «Музыка и литература»

Разделы: Музыка


Раскрывая тему четверти, дети знакомятся с разными литературными жанрами, на страницах которых «звучит» музыка. До знакомства с мифом мы уже обращались к сказке, басне, повести, былине, выбирая  книги на нашей воображаемой полке.

Цель урока – углубить представление учащихся о музыке, которая возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы.

Задачи:

  • познакомить с инструментальным фрагментом «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» немецкого композитора К.В. Глюка, а также с современной обработкой этой музыки.
  • выявить особенности музыкального развития музыки К.В.Глюка «Мелодия»;
  • расширить представление о творчестве К.В. Глюка;

1. «Орфей и Эвридика». Древнегреческий миф.
2. «Мелодия» из оперы К.В.Глюка «Орфей и Эвридика».
3. «Мелодия» из оперы К.В.Глюка «Орфей и Эвридика» в современной обработке.
4.«Музыка». Муз. Г.Струве, ст. Иры Исаковой.

Учитель: Сегодня, продолжая тему «Музыка и литература», мы начинаем урок сразу со звучания новой музыки.

Звучит «Мелодия» К.В.Глюка в исполнении оркестра Поля Мориа.
На лицах детей появляются улыбки, оживление. На вопрос: «Нравится ли музыка?»  – дети дают положительные ответы.

Учитель: На самом деле, рождение этой «современной» музыки уходит в далекую историю.
В очередной раз мы с вами обращаемся к нашей воображаемой книжной полке. И сегодня берем книгу под названием «МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ» (на доске пишу – МИФЫ).

Учитель: Вам, наверное, известно имя ОРФЕЙ...

(Дети, как правило, знакомы с мифами Древней Греции и могут без специальной подготовки рассказать об этом древнегреческом герое).

Это древнегреческий музыкант и певец. Волшебству пения Орфея были подвластны не только люди и животные, но даже деревья и скалы. Заслушавшись его, останавливали свое течение реки. Его неразлучной спутницей была золотая кифара – музыкальный инструмент, похожий на лиру.
Однажды он влюбился в красивую девушку по имени Эвридика. Они поженились и были безумно счастливы от переполнявшей их сердца ЛЮБВИ.
Но Эвридику погубил укус ядовитой змеи, когда она с подру­гами собирала цветы на поляне. Юная супруга Орфея навсегда отправилась в Тартар – подземное царство мертвых. Призывая на помощь чудесную силу своего искусства, Орфей умоляет подземных богов вернуть ему Эвридику. Проникновенная песня, в которой он изливает свое горе, тронула даже чудовищного многоглавого пса Цербера, сторожившего выход из царства смерти.
Боги разрешили Орфею спуститься в Тартар и вывести оттуда Эвридику, но с условием: до самого выхода из Тартара он не должен оглядываться на нее. Мучимый любовью и опасениями за Эвридику, Орфей у самого выхода не выдержал и оглянулся... И вновь, теперь уже навсегда потерял любимую...

Сейчас прозвучит музыка, которая могла бы озвучить этот миф. Дайте ей название и подумайте, в какой момент могла бы она прозвучать.

Звучит «Мелодия» Глюка из оперы «Орфей и Эвридика».

Дети: (ответы детей собирательные) Трагедия. Плач. Разбитое сердце. Разлука. Боль. Тоска. Потеря. Одиночество. Любовь …Орфей рассказывает богам о случившемся несчастье и просит разрешения вызволить из Тартара Эвридику... Он опла­кивает смерть Эвридики, вспоминая об их любви...

Учитель: Все ваши ответы верны, т.к. вы поняли самое главное – Орфей не мог жить без Эвридики, Орфей не мог жить без ЛЮБВИ.

На доске заранее выписаны слова, которые дети увидят после своих ответов:

Несчастье.
Просьба.
Мольба.
Оплакивание.
Смерть.
Любовь.

Учитель: Есть ли среди выписанных на доске слов те, которые совер­шенно не подходят к этой музыке?

Дети:

Учитель: А в ваших ответах эти слова звучали?

Дети: Почти все...

Учитель: Написал эту музыку немецкий композитор ГЛЮК.
Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787г.г.).

Проекция портрета.

Учитель: Вспомните других знакомых вам немецких композиторов?

Дети: Бетховен... Бах… Мендельсон…

Учитель: Глюка, как и многих людей, не оставила равнодушным эта история о любви Орфея и Эвридики и, выражая свои чувства, композитор  написал оперу «Орфей и Эвридика», в которой и звучит уже знакомая нам «Мелодия» в тот момент, когда Орфей ищет в царстве мертвых свою возлюбленную.

Учитель: Почему же мы, слушая музыку без слов, восприняли ее примерно одинаково?

Дети выстраивают различные предположения. Учитель подводит учащихся к правильному пониманию музыкального образа, музыкальной интонации, разбираясь в особенностях музыкального языка.

Учитель: Как написана мелодия? Какое преобладает движение в ней – восходящее, нисходящее?

Играю.

Дети: …нисходящее...

Учитель: Обратите внимание на то, какие интонации выбирает Глюк:

Играю концы фраз: первой, второй, третьей, четвертой.

Это интонации «призыва», «вздоха»?

Дети: …Скорее «выдоха».

Учитель: Какой темп?

Дети: ...Медленный.

Учитель: В исполнении каких инструментов звучала эта музыка?

Дети: ...Флейты...

Учитель: Звучала только флейта?

Дети: ...И скрипки...

Учитель: Скрипки исполняли мелодию или аккомпанемент?

Дети: Аккомпанемент...

Учитель: Давайте проверим все то, о чем сейчас мы говорили:

мелодическое движение,
преобладающие интонации,
темп,
тембры инструментов.

Звучит четыре фразы.

Учитель: Вы помните какую динамику выбирает Глюк? («p», «f», есть ли динамическое развитие – cresh.?).

Дети: ...

Учитель: Проверяем.

Музыка звучит дальше, до конца, не смотря на правильность их ответов.

Дети: ...Большое нарастание звука... Крещендо... А затем спад...

Учитель: Момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении называется КУЛЬМИНАЦИЯ. Какие инструменты исполняли мелодию в кульминации?

Дети: ...Флейта ...Скрипки...

Учитель: Так флейта или скрипка?

Дети: Силы звучания флейты не хватило и помогли скрипки...

Учитель: Как по-вашему, суть заключается в силе звучания или в выразительности?

Дети: Конечно, в выразительности...

Учитель: Значит, флейта звучит не выразительно?

Дети: Нет, флейта звучит очень выразительно, но в самый яркий, напряженный, в самый ответственный момент скрипка не просто поддерживает флейту, а берет на себя главную роль, как человек, чувствующий большую ответственность за происходящее, как более опытный друг...  Случается что-то самое главное…

Учитель: Скажите, ребята, можно ли эту музыку, которая написана так давно, нам взять в свою жизнь?

Дети: Конечно, ведь эта музыка о любви, а любовь люди не могут выбросить из своей жизни

Учитель: Вы, опередив мой вопрос, сами ответили на него: «Выберите из этих слов (написанных на доске) то, которое стало причиной всех переживаний Орфея, связанных с Эвридикой.

Дети: ЛЮБОВЬ.

Учитель: Сегодняшний урок можно назвать строкой из стихотворения Татьяны Зряниной: «Любовь наша  музыкой стала».
А дальше поэтесса продолжает:

«Когда мне бывает невмочь,
Лишь музыки острое жало –
Пусть больно, но может помочь».

Неправда  ли, как будто эти слова произносит сам Орфей?

Дети соглашаются.

Конечно, каждому человеку хочется, чтобы любовь прино­сила счастье.
Попробуйте изменить сценарий и написать свое окончание оперы. Это будет вашим домашним заданием. А я на следующем уроке познакомлю вас с окончанием оперы К.В. Глюка.

Урок заканчивается исполнением песни Г.Струве «Музыка». Песня может звучать в записи или в исполнении учащихся.

Приложение 1