Раскрывая тему четверти, дети знакомятся с разными литературными жанрами, на страницах которых «звучит» музыка. До знакомства с мифом мы уже обращались к сказке, басне, повести, былине, выбирая книги на нашей воображаемой полке.
Цель урока – углубить представление учащихся о музыке, которая возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы.
Задачи:
- познакомить с инструментальным фрагментом «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» немецкого композитора К.В. Глюка, а также с современной обработкой этой музыки.
- выявить особенности музыкального развития музыки К.В.Глюка «Мелодия»;
- расширить представление о творчестве К.В. Глюка;
1. «Орфей и Эвридика». Древнегреческий миф.
2. «Мелодия» из оперы К.В.Глюка «Орфей и Эвридика».
3. «Мелодия» из оперы К.В.Глюка «Орфей и Эвридика» в современной обработке.
4.«Музыка». Муз. Г.Струве, ст. Иры Исаковой.
Учитель: Сегодня, продолжая тему «Музыка и литература», мы начинаем урок сразу со звучания новой музыки.
Звучит «Мелодия» К.В.Глюка в
исполнении оркестра Поля Мориа.
На лицах детей появляются улыбки, оживление. На
вопрос: «Нравится ли музыка?» – дети дают
положительные ответы.
Учитель: На самом деле,
рождение этой «современной» музыки уходит в
далекую историю.
В очередной раз мы с вами обращаемся к нашей
воображаемой книжной полке. И сегодня берем
книгу под названием «МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ» (на
доске пишу – МИФЫ).
Учитель: Вам, наверное, известно имя ОРФЕЙ...
(Дети, как правило, знакомы с мифами Древней Греции и могут без специальной подготовки рассказать об этом древнегреческом герое).
Это древнегреческий музыкант и певец.
Волшебству пения Орфея были подвластны не только
люди и животные, но даже деревья и скалы.
Заслушавшись его, останавливали свое течение
реки. Его неразлучной спутницей была золотая
кифара – музыкальный инструмент, похожий на
лиру.
Однажды он влюбился в красивую девушку по имени
Эвридика. Они поженились и были безумно
счастливы от переполнявшей их сердца ЛЮБВИ.
Но Эвридику погубил укус ядовитой змеи, когда она
с подругами собирала цветы на поляне. Юная
супруга Орфея навсегда отправилась в Тартар –
подземное царство мертвых. Призывая на помощь
чудесную силу своего искусства, Орфей умоляет
подземных богов вернуть ему Эвридику.
Проникновенная песня, в которой он изливает свое
горе, тронула даже чудовищного многоглавого пса
Цербера, сторожившего выход из царства смерти.
Боги разрешили Орфею спуститься в Тартар и
вывести оттуда Эвридику, но с условием: до самого
выхода из Тартара он не должен оглядываться на
нее. Мучимый любовью и опасениями за Эвридику,
Орфей у самого выхода не выдержал и оглянулся... И
вновь, теперь уже навсегда потерял любимую...
Сейчас прозвучит музыка, которая могла бы озвучить этот миф. Дайте ей название и подумайте, в какой момент могла бы она прозвучать.
Звучит «Мелодия» Глюка из оперы «Орфей и Эвридика».
Дети: (ответы детей собирательные) Трагедия. Плач. Разбитое сердце. Разлука. Боль. Тоска. Потеря. Одиночество. Любовь …Орфей рассказывает богам о случившемся несчастье и просит разрешения вызволить из Тартара Эвридику... Он оплакивает смерть Эвридики, вспоминая об их любви...
Учитель: Все ваши ответы верны, т.к. вы поняли самое главное – Орфей не мог жить без Эвридики, Орфей не мог жить без ЛЮБВИ.
На доске заранее выписаны слова, которые дети увидят после своих ответов:
Несчастье.
Просьба.
Мольба.
Оплакивание.
Смерть.
Любовь.
Учитель: Есть ли среди выписанных на доске слов те, которые совершенно не подходят к этой музыке?
Дети: …
Учитель: А в ваших ответах эти слова звучали?
Дети: Почти все...
Учитель: Написал эту музыку немецкий
композитор ГЛЮК.
Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787г.г.).
Проекция портрета.
Учитель: Вспомните других знакомых вам немецких композиторов?
Дети: Бетховен... Бах… Мендельсон…
Учитель: Глюка, как и многих людей, не оставила равнодушным эта история о любви Орфея и Эвридики и, выражая свои чувства, композитор написал оперу «Орфей и Эвридика», в которой и звучит уже знакомая нам «Мелодия» в тот момент, когда Орфей ищет в царстве мертвых свою возлюбленную.
Учитель: Почему же мы, слушая музыку без слов, восприняли ее примерно одинаково?
Дети выстраивают различные предположения. Учитель подводит учащихся к правильному пониманию музыкального образа, музыкальной интонации, разбираясь в особенностях музыкального языка.
Учитель: Как написана мелодия? Какое преобладает движение в ней – восходящее, нисходящее?
Играю.
Дети: …нисходящее...
Учитель: Обратите внимание на то, какие интонации выбирает Глюк:
Играю концы фраз: первой, второй, третьей, четвертой.
Это интонации «призыва», «вздоха»?
Дети: …Скорее «выдоха».
Учитель: Какой темп?
Дети: ...Медленный.
Учитель: В исполнении каких инструментов звучала эта музыка?
Дети: ...Флейты...
Учитель: Звучала только флейта?
Дети: ...И скрипки...
Учитель: Скрипки исполняли мелодию или аккомпанемент?
Дети: Аккомпанемент...
Учитель: Давайте проверим все то, о чем сейчас мы говорили:
мелодическое движение,
преобладающие интонации,
темп,
тембры инструментов.
Звучит четыре фразы.
Учитель: Вы помните какую динамику выбирает Глюк? («p», «f», есть ли динамическое развитие – cresh.?).
Дети: ...
Учитель: Проверяем.
Музыка звучит дальше, до конца, не смотря на правильность их ответов.
Дети: ...Большое нарастание звука... Крещендо... А затем спад...
Учитель: Момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении называется КУЛЬМИНАЦИЯ. Какие инструменты исполняли мелодию в кульминации?
Дети: ...Флейта ...Скрипки...
Учитель: Так флейта или скрипка?
Дети: Силы звучания флейты не хватило и помогли скрипки...
Учитель: Как по-вашему, суть заключается в силе звучания или в выразительности?
Дети: Конечно, в выразительности...
Учитель: Значит, флейта звучит не выразительно?
Дети: Нет, флейта звучит очень выразительно, но в самый яркий, напряженный, в самый ответственный момент скрипка не просто поддерживает флейту, а берет на себя главную роль, как человек, чувствующий большую ответственность за происходящее, как более опытный друг... Случается что-то самое главное…
Учитель: Скажите, ребята, можно ли эту музыку, которая написана так давно, нам взять в свою жизнь?
Дети: Конечно, ведь эта музыка о любви, а любовь люди не могут выбросить из своей жизни
Учитель: Вы, опередив мой вопрос, сами ответили на него: «Выберите из этих слов (написанных на доске) то, которое стало причиной всех переживаний Орфея, связанных с Эвридикой.
Дети: ЛЮБОВЬ.
Учитель: Сегодняшний урок можно
назвать строкой из стихотворения Татьяны
Зряниной: «Любовь наша музыкой стала».
А дальше поэтесса продолжает:
«Когда мне бывает невмочь,
Лишь музыки острое жало –
Пусть больно, но может помочь».
Неправда ли, как будто эти слова произносит сам Орфей?
Дети соглашаются.
Конечно, каждому человеку хочется, чтобы любовь
приносила счастье.
Попробуйте изменить сценарий и написать свое
окончание оперы. Это будет вашим домашним
заданием. А я на следующем уроке познакомлю вас с
окончанием оперы К.В. Глюка.
Урок заканчивается исполнением песни Г.Струве «Музыка». Песня может звучать в записи или в исполнении учащихся.