В нашем Центре обучаются дети с церебральным параличом, тяжелыми заболеваниями центральной нервной системы, с множественными нарушениями развития.
При поступлении в школу у таких детей отмечаются грубые нарушения звукопроизношения, искажения слоговой структуры, словарь бедный, используемые слова искажаются в произносительном плане или употребляются неверно. У детей с церебральным параличом отмечается бедность жизненного и коммуникационного опыта, ограниченность познавательных интересов, снижение внимания. Связная речь страдает во всех случаях, заметна бедность речевых средств и конкретность понимания явлений, дети нет знают многих довольно распространенных слов, мало используют в речи прилагательных, не всегда могут правильно построить фразу.
К концу второго года обучения учитель начального класса столкнулся с тем, что школьники испытывают трудности при пересказе, составлении текста, не могут описать предмет или событие. Такие виды работ как изложение, сочинение, творческие задания требуют с их стороны огромных усилий. Неумение построить свою речь, последовательно изложить события, выделить главное, являются основными причинами затруднений. И на совместной консультации мы решили помочь нашим детям в развитии связной речи через проектную деятельность.
Проектная деятельность может обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении. Технология проектной деятельности подразумевает интеграцию различных видов деятельности в едином тематическом проекте, в основе которого лежит проблема. Кроме того, открываются большие возможности для развития коммуникативных способностей, в организации совместной познавательно-поисковой деятельности детей, педагогов и родителей.
Мы начали свой проект, работая с учениками 3 класса. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к анализу, синтезу, обобщению, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Проектная деятельность предоставляет широкий выбор тематики по развитию речи. Наиболее доступным и лаконичным направлением проектной работы является изучение устного народного творчества. Интересной для нас стала работа над проектом «Пословицы в нашей речи».
Проект был групповой, творческий, в течение всего учебного года.
Актуальность нашего проекта заключалась в следующем. Для детей с церебральным параличом характерны множественные нарушения речи. Специфические особенности усвоения лексической системы языка, нарушения грамматического строя речи, которые непрерывно связаны с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами, их формирование осуществляется как единый непрерывный процесс. Поэтому при коррекции речевых нарушений у детей с церебральным параличом необходимо широкое опосредование всех занятий с практическими задачами, активизирующими познавательную и речевую деятельность ребенка.
Пословицы, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, развивает память, обогащает детей народной мудростью.
Помимо очевидного воспитательного значения, употребление пословиц обогащает речь ребенка, учит четко и в то же время, образно выражать свою мысль, интонационно и эмоционально окрашивать речь, творчески использовать силу слова, образно описывать предметы, давать им яркую характеристику. По своей форме пословицы очень легки для запоминания, прочно откладываются в долговременной памяти.
Таким образом, исследовательская деятельность помогает решить одну из важнейших задач – развитие речи, так как в процессе изучения пословиц и внедрения их в речь, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона, лексико-грамматический строй, интонационно-ритмический строй речи.
Цель проекта состояла в исследовании языка повседневного общения, развитии связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
При работе над проектом перед нами стояли задачи: 1. Развивать коммуникативную функцию речи. 2. Воспитывать интерес к родному языку. 3. Обогащать и активизировать пассивный и активный словари. 4. Расширять знания ребенка об окружающем мире. 5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях школы.
В нашем проекте предусматривались 4 этапа работы:
1. Подготовительный этап. Определение проблемы: «Нужны ли пословицы в нашей речи?» и пути ее решения: целеполагание и планирование действий, прогнозирование результатов. Беседы с детьми на темы: «Красота и выразительность русского языка», «Пословица, как малая форма устного народного творчества».
2. Основной этап. Реализация проекта. На групповых логопедических занятиях мы изучали пословицы на различные темы: дружба, труд, День матери, времена года, Родина и т.д. Дети выполняли задания типа: «Восстанови пословицу», «Выбери правильное окончание пословицы», «Из данных слов составить пословицу» (деформированные предложения), «Подбери пословицу к ситуации», «Сочини рассказ, сказку с использованием пословицы», чтение литературных произведений, содержащих пословицы и выполнение иллюстраций к ним. В начале логопедических занятий я раздавала детям заранее подготовленные листочки с пословицами на одну определенную тему, но пословицы нужно было составить из двух разделенных частей (не более 5 пословиц). Мы с детьми сначала соединяли правильную по смыслу пословицу, прочитывали, разбирали каждое слово, затем заново уже осмыленно прочитывали пословицу и говорили о том, в какой ситуации можно использовать данную пословицу. Дома с родителями они записывали на листке бумаги пословицы, которые они пользуются в семье, и мы разбирали их в классе: что они выражают, в каких ситуациях их можно использовать и т.д. В конце года дети уже свободно использовали пословицы в своей речи.
3. Обобщение. Выводы. Оформление портфолио, составление плана презентации.
4. Презентация. Презентация проекта произошла на заключительном мероприятии, посвящённом закрытию недели литературного чтения. Ученики коротко рассказали о своём проекте (тема, цели, реализация), представили портфолио проекта.
В результате проведенной совместной работы логопеда и учителя начальных классов, учащиеся научились проявлять свои эмоции, вести диалог в различных игровых ситуациях; осмысливать нравственные ценности устного народного творчества; обогатили и активизировали пассивный и активный словарь, улучшили коммуникативную функцию речи.
Положительный эмоциональный настрой всех участников проекта, удовлетворение результатом (улучшились навыки говорения, расширился словарный запас), положительное решение всех поставленных задач, даёт нам право говорить о необходимости дальнейшей работы в том же направлении.
Успешное решение проектных задач в начальной школе всегда работает на перспективу, способствует достижению более высокого уровня усвоения программного материала, повышает уровень речевой деятельности, воспитанности, создаёт перспективы личностного роста учащихся. Совместная работа педагогов создаёт систему проектных задач, решая которые, младшие школьники осваивают основы проектирования, что поможет им успешно учиться в дальнейшем.
Список используемой литературы:
1. Воронцова А.Б. Стандарты второго поколения. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010 г.
2. Мали Л.Д. Уроки развития речи в третьем классе. М.: Астрель, 2006 г.
3. Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Под ред. А.А. Алмазовой, В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2010 г.