Класс: 4.
УМК: “Перспектива”
Учебник: “Русский язык”, Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина
Тип урока: урок рефлексии.
Форма урока: игра “Угадай мелодию”.
Технология деятельностного подхода.
Методы и приемы: проблемно-диалогический, работа в группах и парах, анализ поэтического текста.
Цель урока: обобщить знания учащихся об имени прилагательном как о части речи.
Задачи:
обучающие:
- систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;
- пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;
- закрепить знания о связи имён существительных и прилагательных;
- закрепить навыки правильного написания окончаний имен прилагательных, определении рода, числа падежа;
развивающие:
- развивать навыки грамотного каллиграфического письма;
- прививать основы орфографической грамотности;
- развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род и число;
- развитие умения формулировать вопросы к заданию;
- развитие умения анализировать, развивать устную речь учащихся при объяснении (толковании) значений слов, при составлении устного ответа по предложенному плану, развивать навыки самооценки;
воспитательные:
- воспитание сознательного отношения к учёбе и интереса к изучению русского языка, доброжелательности;
- воспитывать уважение к одноклассникам;
- воспитывать волевые качества (терпение, умение выполнить работу до конца).
Формирование УУД
Познавательные:- повторить морфологические признаки имени прилагательного;
- повторить роль имен прилагательных в тексте;
- повторить изученные орфограммы по теме “Имя прилагательное”.
- способствовать формированию умения работать в паре, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;
- побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения;
Регулятивные:
- акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле, самооценке;
- развитие умения ставить учебную цель, планировать ее реализацию.
Личностные:
- развитие положительного отношения к учению, желанию приобретать новые знания;
- развивать умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
- развивать способность к самооценке своих действий.
Оборудование к уроку: проектор; компьютер; маршрутный лист у каждого ученика.
План урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Выбор темы урока.
3. Определение цели урока учащимися.
4. Актуализация знаний.
5. Повторение изученного по теме “Имя прилагательного” (работа с маршрутным листом):
-повторение склонения имен прилагательных;
-повторение разрядов имен прилагательных (пропедевтика);
-повторение связи имени прилагательного с именем существительным;
-повторение морфологических признаков имени прилагательного;
- повторение синтаксической роли имен прилагательных.
6. Проверочная работа (тест).
7. Рефлексия.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности. (слайд 2).
- Ребята! Прочтите высказывание Томаса Фуллера и скажите, можно ли её взять девизом нашего урока? (высказывания детей).
- Спасибо за ваше мнение. Итак, девиз нашего урока “Кто ни о чём не спрашивает, тот ничему не научится”.
- Работать сегодня мы будем в маршрутных листах. Подпишите свой маршрутный лист.
На следующей строчке каллиграфически запишите девиз нашего урока.
2. Выбор темы урока.
- Прочтите отрывок произведения, вспомните автора и название произведения. (анимация, слайд 2)
- Молодцы! О чём это произведение? (О том, как великий композитор Эдвард Григ написал музыкальное произведение для дочери лесника, которую он встретил в лесу. Дагни получила этот подарок, когда ей исполнилось 18 лет).
- Какие слова в этом тексте помогают нам представить этого композитора и музыку, которую он писал? (седой человек, волшебник и великий музыкант)
- А теперь прочтите только существительные. Изменилось ли представление? Почему?
(имена прилагательные уточняют имена существительные, делают их более точными, яркими).
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
(Имена прилагательные).
- Верно. Тема нашего урока “Обобщение знаний об имени прилагательном”.
- А почему я предложила вашему вниманию отрывок из произведения о музыке?
- И снова вы совершенно правы! Наш урок пройдёт в форме игры “Угадай мелодию”, точнее, “Угадай песню”.
3. Определение цели урока учащимися.
- Какую цель поставим перед собой на этом уроке?
(высказывания детей – анимация на слайде)
4. Актуализация знаний по теме. (слайд 4-6)
- Начнём обобщение знаний с повторения правил.
5. Повторение изученного по теме “Имя прилагательного” (работа с маршрутным листом) (слайд 7-15).
- Прослушайте куплет песни, угадайте её название. (“Лесной олень”).
- Выпишите из отрывка песни словосочетания “существительное + прилагательное”, выделите окончания прилагательных. Работаем самостоятельно.
- Прослушайте куплет песни № 2, определите название. (“Школьная страна”).
- Выпишите из отрывка песни словосочетания “существительное + прилагательное”, выделите окончания прилагательных. Работаем самостоятельно.
Проверка (слайд 8). За каждое верное словосочетание поставьте себе 1 балл в нотку справа. Максимальное количество – 8 баллов.
- (Слайд 9). Прослушайте следующий фрагмент, угадайте название. (“Оранжевая песня”). Выпишите словосочетания “существительное + прилагательное”, определите род и число прилагательных.
- Проверка (слайд 10). За каждое верное словосочетание поставьте себе 1 балл в нотку справа. Максимальное количество баллов – 7.
- (Слайд 11) . Прослушайте следующий фрагмент, угадайте название песни. (“Улыбка”).
- Найдите имена прилагательные, выполните разбор прилагательного, как части речи.
- Для начала давайте вспомним алгоритм разбора. Возьмите конверт. Выньте из него части алгоритма и восстановите весь алгоритм по порядку. (Работа в парах).
- Проверка (Слайд 12). Итак, назовите по порядку алгоритм разбора имени прилагательного.
(триггер – щелчком на строчку 3)
Работаем группой (слайд 13).
- 1 ряд – первая строчка.
- 2 ряд – 2 строчка.
- 3 ряд – 3 строчка.
Все группы – 4 строчка.
Проверка (слайд 14). За каждый верно выполненный разбор – 1 балл. Максимальное количество – 2 балла.
- Задание 4. У вас в листах записаны строки из песен. Пропущены прилагательные. Вспомните песню, запишите прилагательное, выделите окончания, определите род, число, падеж.
- Проверка. (слайд 15). Максимальное количество – 4 балла. Одна ошибка – 3 балла.
Подсчитайте количество баллов, запишите их в овал “Твой результат”.
5. Проверочная работа (тест слайд 16).
- Пришло время проверить, насколько хорошо вы усвоили тему “Имя прилагательное”. Предлагаю выполнить тест.
6. Рефлексия (слайд 17–18).
Спасибо за урок, дети! До новых встреч!