Урок биологии по теме «Охрана и рациональное использование животного мира»

Разделы: Биология, Экология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель: сформировать знания о снижении численности видов по вине человека, познакомить с животными, занесёнными в Красную книгу России, Краснодарского края, с мерами по охране животных, убедить в важности бережного отношения к природе.

Оборудование: исследовательские карты, тесты, мультимедийная система, экран или интерактивная доска, презентация.

1. Организационный момент. (Звучит музыка леса.)

(1 слайд) Эпиграф

Твердим о том, что дел невпроворот,
но мы ещё придем просить прощенья
у этих рек, барханов и болот.

Здравствуйте ребята

Мы живем с вами в красивейшем уголке нашей Родины, в Краснодарском крае. У нас есть горы, леса, реки. Многие люди любят отдыхать в лесу, на берегу реки. Представьте, что вы идёте по берегу реки, под ногами у вас влажный песок. Вы обернулись и увидели свои следы.

(2 слайд) Сегодня наш урок мы назовём “След на земле”.

2. Беседа

Ребята, а какие следы оставляют люди в природе? К чему это приводит?

Как вы думаете, какая цель нашего урока?

Целью нашего урока будет знакомство с причинами сокращения численности животных, мерами по охране животных, о важности бережного отношения к природе.

По ходу нашего урока мы будем заполнять исследовательскую карту по теме “Меры по охране животных”, основы которой лежат у вас на столах. Эта карта поможет вам выполнить тест в конце урока. Изучить новую тему нам помогут экологи, которые заранее поработали над этой проблемой.

Исследовательская карта

Меры охраны животных

1. зубр, рысь, выдра, бобр, олени, леопард, тигр, синий кит, тюлень, белый медведь, дельфин, амурский тигр. (охота запрещена)

2. вид животных, нигде более не встречающийся (русская выхухоль)

3.  особо охраняемая территория, исключенная из любой хозяйственной деятельности

4.  территория, в пределах которой постоянно или временно запрещена хозяйственная деятельность

5.  вселение вида на новую территорию (ондатра, енотовидная собака)

6.  возращение ранее исчезнувшего вида (соболь, бобр)

7. (лошадь Пржевальского)

Новая тема.

(Излагают учащиеся, которые получили задание заранее).

1 ученик.

Вы назвали много печальных следов деятельности человека на земле, многие из них приводят к исчезновению животных.

За последние 400 лет на земле исчезли более 100 видов позвоночных животных.

(3 слайд) Например, в 1768году была убита последняя морская корова.

(4 слайд) Причины сокращения численности животных: в результате деятельности человека: охота, рыболовство, изменение среды обитания животных.

А следовательно необходимо беречь и охранять животный мир.

(5 слайд) Меры охраны животных.

Учённые всего мира забили тревогу и решили издать Красную книгу, в которой создали перечень редких и исчезающих видов животных и растений.

(6 слайд) Первая международная Красная книга вышла в 1966г., Красная книга России в 1974г., Красная книга Краснодарского края в 1994г.

2 ученик

В Красной книге России 68 видов млекопитающих .Назовите животных, изображённых на слайдах.

(7, 8, 9, 10 слайд) (выдра, бобры, пятнистый олень, тюлень, северный олень, белый медведь, амурский тигр, синий кит). Охота на всех этих животных запрещена.

(11 слайд) Под охраной находятся и виды эндемики.

Эндемик – животные более нигде не встречающиеся (русская выхухоль).

В Красной книге Краснодарского края 100 видов позвоночных животных.

(12, 13 слайд) (зубр, рысь, благородный олень, леопард, дельфин афалина).

(заполнить конспект)

3 ученик

(14 слайд) Для охраны редких и исчезающих видов создаются заповедники. (заполнить конспект)

В заповеднике острова Врангеля под охраной белый медведь. В Лапландском – северный олень. В Воронежском, восстанавливают численность бобра.

(15 слайд) В Кавказском биосферном заповеднике находятся под охраной зубры.

Зубры в 1927 г. уничтожены. Селекционеры с 40 по 60 г. воссоздали горную форму зубра, который является гибридом кавказского и беловежского. Сейчас обитает 1000 особей.

(16 слайд) Кроме заповедников, есть заказники. (заполнить конспект)

(17 слайд) В Сочинском федеральном заказнике под охраной находятся кабаны, олени, косули, серны, норки, выдры, медведи.

(18 слайд)Есть животные, которые не встречаются в дикой природе. Но сохранились в зоопарках. В зоопарках разводятся лошади Пржевальского. (заполнить конспект)

(19 слайд) Акклиматизация – это вселение вида в новые места обитания.

Ондатра – североамериканский грызун, расселилась по всей Евразии. В Краснодарском крае водится енотовидная собака. (заполнить конспект)

(20 слайд) Реакклиматизация – это возвращение ранее исчезнувшего вида (соболь, бобр с Аляски и севера Канады на Таймыр и остров Врангеля, заведен овцебык.) (заполнить конспект)

Учитель

(22 слайд) И так у вас получилась исследовательская карта.

Какие же меры принимают для охраны животных ?

Меры по охране животных.

Животные Красной книги: зубр, рысь, выдра, бобёр, олени, леопард, тигр, синий кит, тюлень, белый медведь, дельфин.(охота запрещена).

Эндемик - вид животных, нигде более не встречающийся (выхухоль русская)

Заповедник - особо охраняемая территория, исключенная из любой хозяйственной деятельности

Заказник – территория, в пределах которой постоянно или временно запрещена хозяйственная деятельность

Разведение в зоопарках (лошадь Пржевальского)

Акклиматизация - вселение вида на новую территорию(ондатра, енотовидная собака)

Реакклиматизация - возращение ранее исчезнувшего вида (соболь, бобр)

4. Д/з: опорный конспект, сообщения о животных Красной книги.

Мы много говорили об охране природы. А чарующая красота природы, позволят сохранить нам наше здоровье. Поэтому давайте отдохнём под звуки природы.

Музыка (динамическая пауза)

5. Закрепление.

А сейчас закрепим новый материал.

(23, 24 слайд) Фото животных.

Тем ребятам, которые сегодня особенно активно работали, я хочу предложить индивидуальные задание по решению экологических проблем:

1.* В мировой океан ежегодно поступает около 13-14 миллионов тонн нефтепродуктов. Нефть попадает в море в результате утечки при погрузке, авариях.

Задание: Опишите последствия разлива нефти в океане. Предложите пути выхода.

2.*В нашей стране стали усиленно уничтожать выдру как вредителя рыбоводства. Однако это повлекло за собой вспышку заболеваний и массовую гибель рыбы.

Задание: Как это объяснить?

3. *Зимой на трассах в средней полосе России участились аварии виновниками, которых были лоси.

Задание: Как это объяснить? Предложите пути решения проблемы.

(Лоси выходили на дорогу за солью)

Всем остальным в это время я предлагаю выполнить тест.

Выполните тест по вариантам. В каждом задании обведите только один правильный ответ.

Инструкция по работе с тестом.

В каждом вопросе выберите и обведите в кружок только один правильный ответ.

Тест по теме “Охрана животных”

1 вариант

1. Какое животное занесено в Красную книгу?

А. Лиса

Б. Амурский тигр

В. Енот

Г. Бурый медведь

2. Особо охраняемая территория, исключенная из любой хозяйственной деятельности

А. Заказник

Б. Заповедник

В. Ареал

Г. Биоценоз

3. Вселение вида на новую территорию

А. Акклиматизация

Б. Реакклиматизация

В. Миграция

Г. Перелёт

4. Меры по восстановлению синего кита

А. Акклиматизация

Б. Разведение в зоопарке

В. Запрет на охоту

5. Какое животное является видом эндемиком

А. Выхухоль

Б. Лиса

В. Зебра

Г. Нутрия

Инструкция по работе с тестом.

В каждом вопросе выберите и обведите в кружок только один правильный ответ.

Тест по теме “ Охрана животных”

2 вариант

1. Какое животное занесено в Красную книгу?

А. Лиса

Б. Леопард

В. Енот

Г. Бурый медведь

2. Территория, в пределах которой постоянно или временно запрещена хозяйственная деятельность

А. Заказник

Б. Заповедник

В. Ареал

Г. Биоценоз

3. Какое животное акклиматизировано в России

А. Ондатра

Б. Лиса

В. Зебра

Г. Нутрия

4. Расселение в те районы, где животные жили раньше

А. Акклиматизация

Б. Реакклиматизация

В. Миграция

Г. Перелёт

5. Меры по восстановлению лошади Пржевальского

А. Акклиматизация

Б. Разведение в зоопарке

В. Запрет на охоту

(Взаимопроверка) – результат.

(25 слайд) Ключ теста (на доске)

I. 1.Б. 2.Б. 3.А. 4.В. 5.А. II. 1.Б. 2.А. 3.А. 4.Б. 5.Б.

А сейчас ..... нам расскажут, над какой проблемой они работали.

Все перечисленные меры охраны животных – это меры принимаемые государством. Но успешная политика государства, зависит от дел, которые делает каждый человек. Каждый человек оставляет следы своих творений. И недаром говорят, что настоящий мужчина должен:

  • посадить дерево,
  • вырастить сына,
  • построить дом.

И сделать это надо так, чтобы не навредить окружающей среде.

А сейчас я предлагаю вам творческую работу по группам. Отвечают по одному человеку с каждого ряда по очереди и не повторяясь. Назовите, те дела, которые может лично каждый из вас сделать для охраны природы, чтобы оставить только хорошие следы на Земле.

6. Итог урока

Ребята. Что мы с вами сегодня изучили?

Опрос терминов (меры по охране животных) с использованием сигнальных карточек. (Карточки четырёх цветов: синий, красный, жёлтый, зелёный. С другой стороны номера: 1, 2, 3, 4. Учитель называет определение, а ученики поднимают карточку с нужным номером).

На доске термины:

1. заказник

2. заповедник

3. акклиматизация

4. реакклиматизация

Учитель

(26 слайд) На конгрессе женщин М.С. Горбачёву женщины подарили стеклянный глобус. Чтобы правители всех стран, помнили о том какая хрупкая наша Земля.

Вы наше будущее. И вы должны помнить, что наша Земля в ваших руках И только от каждого из вас зависит, какой след вы оставите на Земле.