Цели урока:
- Повторение основных методов и приемов решения задач
- Ознакомление с более сложными и новыми приемами решения задач
- Научить моделировать условия и комбинировать методы при решении задач
- Классификация способов решения экзаменационных задач
Оборудование:
- Компьютер
- Интерактивная доска
Ход урока
1. Организационный момент
2. Повторение способов базисных задач
Решение типичных задач (индивидуальные задания у доски)
Задача 1. Найти объём наклонной треугольной призмы, у которой площадь одной из боковых граней равна S, а расстояние от плоскости этой грани до противоположного ребра равна d
Задача 2. Высота правильной четырёхугольной призмы равна H, а угол между диагоналями, проведёнными из одной вершины основания в двух смежных боковых гранях, равен a. Найти боковую поверхность призмы.
Задача 3. Объём правильной треугольной призмы равен V, угол между диагоналями двух граней, проведёнными из одной и той же вершины, равен a. Найти сторону основания призмы.
Задача 4. Диагонали боковых граней прямоугольного параллелепипеда наклонены к плоскости основания под углами a и соответственно. Найти угол между плоскостью основания и плоскостью, проведённой через диагонали двух смежных боковых граней параллелепипеда.
Задача 6. Сторона основания правильной четырехугольной пирамиды SABCD равна 2, а высота - . Найти расстояние между ребром SA и диагональю BD основания.
Задача 5. В основании пирамиды лежит прямоугольный треугольник с гипотенузой C и острым углом a. Каждая боковая грань образует с плоскостью основания угол . Найти объём пирамиды.
Решение задач дифференцированного уровня сложности в группах класса
Задача № 1. Боковая поверхность цилиндра, будучи развернута, представляет собой прямоугольник, в котором диагональ равна а и составляет угол a с основанием. Найти объем цилиндра.
Задача №2. Диагональ прямоугольного параллелепипеда равна L и образует с плоскостью основания угол a. Найти площадь боковой поверхности параллелепипеда, если площадь его основания равна S.
Задача №3. Диагональ правильной четырехугольной призмы образует с плоскостью основания угол 45 градусов. Найти угол, образованный этой диагональю с пересекающей ее диагональю боковой грани.
Решение задач на использование скалярного произведения для нахождения углов и расстояний. Координатно-векторный метод.
Решение более сложных задач на пирамиду
Дано:
MABCD - пирамида, у которой все рёбра равны а; K, P - середины рёбер AD и MC;
а) Докажите: MK_DP
б) Определите p ( MK^DP).
в) Построим a || , где MK a, DP .
д) Найдём объем тела, ограниченного двумя данными параллельными плоскостями сечений и пирамидой MABCD.
3. Изучение новых методов и приемов, рассматриваемых на примерах решений задач
Нахождение углов и площадей элементарных сечений. Моделирование условий.
№ 5
Высота правильной четырёхугольной пирамиды равна 12, а диагональ основания равна 10.
Найдите: а) плоский угол грани при вершине пирамиды; б) двугранный угол при основании пирамиды; в) площадь сечения, проходящего через диагональ основания и параллельного боковому ребру.
Использование математического анализа в геометрии
Стороны основания треугольной пирамиды равны 13, 14 и 15. Боковые рёбра одинаково наклонены к плоскости основания под углом 60°. В пирамиду вписана прямая треугольная призма, три вершины которой принадлежат боковым рёбрам пирамиды Найдите отношения площадей оснований пирамиды и призмы наибольшего объема.
Комбинация методов при решении задач
№ 3
В основании прямой призмы лежит параллелограмм, сторона которого равна 4. Синус острого угла параллелограмма равен . Отношение площадей разных сечений, проходящей через сторону нижнего основания и сторону верхнего основания, к площади основания призмы равно 4/5 и 3/5. Найдите объём призмы.
Задачи ловушки
1. Основания равнобедренной трапеции равны 3 м и 8 м, а угол при основании равен 60 градусов. Найдите диагональ трапеции.
2. Основания трапеции равны 10 м и 31 м, а боковые стороны – 20 м и 13 м. Найдите высоту трапеции.
3. В равнобедренный треугольник ABC вписана окружность. Параллельно его основанию AC проведена касательная к окружности, пересекающая боковые стороны в точках D и E. Найдите радиус окружности, если DE=8, AC=18.
4. В пирамиде с равными двугранными углами при ребрах основания. Sосн. = Sб.п. * cos двугранного угла при ребрах пирамиды: Sб.п. = Sосн. /cos?
5. Найти радиус окружности, описанной около треугольника ABC, стороны квадратных клеток равны 1.
5. Итоги урока
- Обобщить, проанализировать формирование навыков по решению стереометрических задач и теоретических знаний,
- Опрос учащихся
- Ликвидация пробелов знаний
6. Рисунки в пространстве
7. Расширение знаний по геометрии выходящих за пределы программного материала (применение и использование межпредметных связей). Знакомство с элементами фрактальной геометрии.(Видеоролик)
8. Литература
- Математика. Стереометрия. М.В. Балашов
- Геометрические задачи на экзаменах А.Х. Шахмейстер
- Математика. ЕГЭ. Тематические тренировочные задания 2014 года. В.В. Корчагин, М.Н. Корчагина
- Математика . ЕГЭ. Сборник заданий 2014 года .В.В. Корчагин, М.Н. Корчагина
- Математика для поступающих в вузы. Способы решения экзаменационных задач. А.А. Тырымов
- Математика . Подготовка к ЕГЭ-2014. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова
- КИМы (2012-2013)
- Alexlarin.net Тренировочные КИМы
- Рисунки учеников 7 “А” класса (Недосейкина В., Наливкина А.)
- Учеников 5 “Б” класса (Меляева Н., Горелова Е.)