Цель: выработать навыки решения задач на построение сечений геометрических тел.
Ход урока
Актуализация знаний
Грамотная организация начала урока позволит не только привлечь внимание учащихся к учителю, заинтересовать учащихся, но и включить детей в активную мыследеятельность с первых минут занятия. Учитель организует актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление. (Слайд 1).
Диктант значений (приём экстраактивного обучения). Учитель диктует определения, а учащиеся должны записать по ним понятия. (Слайд 2).
- Тело, у которого в основании лежит правильный многоугольник и отрезок, соединяющий вершину с центром основания, является ее высотой (правильная пирамида).
- Тело, поверхность которого состоит из конечного числа плоских многоугольников (многогранник).
- Плоская фигура, полученная в результате пересечения тела плоскостью и содержащая точки, принадлежащие как поверхности тела, так и секущей плоскости (сечение).
- Фигура, получаемая при сечение тетраэдра (многоугольник).
- Плоскость, по обе стороны от которой имеются точки данного многогранника (секущая плоскость многогранника).
Изучение материала
На данном этапе учитель организует изучение нового материала через учебную деятельность школьников.
Учитель проводит анализ “Диктанта значений” с помощью учащихся. (Слайд 3).
Рассмотрите сечения. (Слайд 4).
Ответьте на вопросы. (Слайд 5).
- Какое число сторон может иметь сечение тетраэдра? При каких условиях?
- Какое число сторон может иметь сечение параллелепипеда? При каких условиях?
- На что стоит обратить внимание, если секущая плоскость пересекает две противоположные грани параллелепипеда по каким-то отрезкам?
- Как получить точку пересечения прямой с плоскостью грани?
Обсуждение и решение проблем
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т. д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
Решение учебных задач
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку.
Задачи. (Слайд 8).
- Задача 1. Построить сечение тетраэдра АВСS плоскостью, проходящей через данные точки D, E, K.
- Задача 2. Построить сечение параллелепипеда АВСDА1В1С1D 1 плоскостью, проходящей через данные точки Е, F, K.
- Задача 3. Построить сечение параллелепипеда АВСDА1В1С1D 1 плоскостью, проходящей через точки К, L, М.
Самопроверка осуществляется пошагово сравнивая с эталоном. (Слайды 9-11). В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Обсуждение выявленных ошибок после проверки.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Контроль знаний, обратная связь
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
Для самостоятельного решения предлагается задача:
- Задача 4. Построить сечение плоскостью, проходящей через точки Р, К, М, М ВС. (Слайд 12).
Контроль выполнения задания осуществляется взаимопроверкой. (Слайд 13).
Формирование умения задавать вопросы
Формируется умение задавать вопросы.
Рефлексия
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Прием “Телеграмма” (приём актуализации субъективного опыта). Очень краткая запись. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). (Слайд 14).
Домашнее задание
Учащимся предлагается домашнее задание, которое состоит из двух частей: задания базового уровня, обязательные для выполнения (№ 1-2). Задания повышенного уровня, по выбору (№ 3-4). (Слайд 15).
- Постройте сечение параллелепипеда АВСDА1В1С1D1плоскостью A1MN, если точка M расположена на ребре B1C 1, точка N – на ребре DD1.
- Постройте сечение параллелепипеда АВСDА1В1С1D1 плоскостью A1KC, если точка K расположена на ребре DD1, точка C – на ребре B1C1.
- Постройте сечение параллелепипеда АВСDА1В1С1D1 плоскостью B1MK, если точка K расположена на ребре AD, точка M – на ребре D1C1.
- Постройте сечение параллелепипеда АВСDА1В1С1D1 плоскостью MNP, если точка M расположена на ребре B1C1, точка N – на ребре A1B1, точка P – на ребре DD1.