ЦЕЛЬ: учить детей различать и дифференцировать звуки Т-Д на слух и в произношении.
ЗАДАЧИ:
Коррекционно-образовательные:
- Учить детей давать характеристику звукам Т и Д.
- Учить звуко-произносительной дифференциации звуков.
- Учить определять наличие и место звуков в слове.
- Учить выделять последний слог из состава слова.
- Закреплять навык синтеза слов.
- Закреплять навык письма.
- Продолжать обучать звуковому анализу слов.
- Закреплять навык образования относительных прилагательных.
- Закреплять умение подбирать прилагательные к существительным.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать мелкую и общую моторику, через использование игровых технологий.
- Развивать координацию речи с движениями.
- Развивать выразительность речи.
- Развитие памяти, внимания, восприятия.
- Развивать любознательность, активность.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, уверенность.
Воспитывать устойчивый интерес к занятию,
стремление к активной деятельности.
Воспитывать отзывчивость, умение работать в
коллективе и индивидуально, умение слушать
педагога и других детей.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте улыбнемся нашим гостям и пожелаем им Доброго утра!
А теперь подойдите, пожалуйста, ко мне.
Соберемся дети в круг.
Я – твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2. Ребята, сегодня у нас в саду появилось письмо (К голубому воздушному шару привязан конверт) Узнаем, о чем говорится в письме? (звучит музыка)
“Здравствуйте, ребята. Меня зовут северный олень. У нас в тундре, происходят непонятные вещи. Все мои соседи, раньше были дружные и трудолюбивые животные, а теперь стали ленивыми и часто ссорятся. Я слышал, что вы умные, хорошие ребята, и уже многое знаете. Помогите нам разобраться и вернуть все на прежние места”.
Логопед: Да, ребята, задача непростая. А вы знаете, где находится тундра?
(ответы детей: Тундра – район севера, где мало растений и всегда холодно)
Скажите, а с какого звука начинается слово- трудолюбивые?
Дети: Слово трудолюбивые начинается со звука Т
Логопед: Назовите первый звук в слове - дружные.
Дети: Первый звук в слове дружные – Д.
Логопед: Скажите, в слове тундра есть звуки Т, Д.
Где они находятся?
Дети: В слове тундра звук Т – стоит в начале слова, а звук Д – стоит в середине слова.
Логопед: Вы знаете, я поняла, в чем причина бед жителей севера. Звуки Т-Д покинули их. И чтобы все вернулось на свои места, мы должны отправиться на поиски этих звуков.
Как вы думаете, мы справимся? (Да)
Но, прежде чем отправиться в путь, ответьте, а что вы можете сказать о звуках Т и Д?
Дети: Звук Т – согласный, твердый, глухой.
Звук Д – согласный, твердый, звонкий.
Логопед: Чем эти звуки похожи? Чем они отличаются?
Дети: Звуки Т – Д похожи тем, что – согласные и твердые.
Отличаются тем, что звук Т – глухой, а звук Д – звонкий.
3. Давайте оглядимся. Смотрите, здесь дорожка , давайте пойдем по ней. Куда она нас приведет?
По дорожке, мы пойдем
Вместе, звуки мы найдем.
ТА-ТА-ТА, ДА-ДА-ДА,
Рады мы помочь всегда!
4. Подходим к магнитной доске, на ней картинки (молотка и дятла).
(Вокруг нее стоят кубики-модули. Дети рассаживаются).
Логопед: Послушайте меня внимательно. Что вы представляете, когда слышите звук – Т-Т-Т-Т? (на звук молотка)
А что вы представляете, когда слышите звук – Д-Д-Д-Д? (дятел стучит по дереву)
Наша правая рука будет молотком (сожмите руку в кулак), а левая – дятлом (соедините вместе подушечки пальцев – клюв дятла).
Правой рукой мы будем ловить звук Т, а левой – звук Д.
А-И-Т-К-С-Д-Х-Д-У-З-Т-П-О-Т... (дети ударяют руками поочередно по коленкам)
5. Ребята, вы знаете, что звуки в разных помещениях звучат по- разному.
Наша дорога становится сложнее. Перед нами тоннель. Проходя через него, вы будете произносить звуки Т-Т, Д-Д. Послушайте, как они будут звучать в тоннеле.
(Дети выполняют)
Перед нами пещера. Давайте зайдем в нее. Скажите, кто живет в пещере? (Никто его не видывал, а слышать всякий слыхивал)
Дети: это ЭХО.
Логопед: Сейчас, вы будете ЭХОМ.
Повторите последний слог три раза:
Во дворе растут кусты – ты-ты-ты.
По тропинке я иду – ду-ду-ду.
В речке теплая вода – да да-да
За окном цветут сады – ды-ды-ды
Ах, какая красота – та-та-та.
Все мы любим чистоту – ту-ту-ту.
Логопед: Молодцы, ребята. Вы были настоящим ЭХОМ.
6. Наше путешествие продолжается. Путь нам указывает дорожка. Пойдем по ней.
Логопед: Мы с вами оказались перед огромным айсбергом. Здесь спрятаны предметы, в названии которых есть звуки Т-Д. Послушайте внимательно и назовите предметы. (логопед называет слова по звукам)
С-О-Д-А З-О-Н-Т Д-Ы-М-О-К У-Т-К-А Д-О-С-К-А Т-У-М-А-Н
Ребенок называет слово – логопед открывает картинку.
Логопед: Назовите, какой звук Т или Д находится в этом слове? И назовите место звука в слове.
Молодцы, абсолютно правильно ответили.
Ширма отъезжает, за ней стоят песочницы.
7. Ребята, давайте посмотрим, что находится в песочницах? Откапывайте песок сверху вниз. Что в твоей песочнице, Ира? (В моей песочнице, буква Д) и т.д.
Скажите, что такое Буква? (Буква – это графическое изображение звука).
Так вот, куда подевались наши звуки и буквы Т-Д. Оказывается им очень холодно жить в тундре, и они захотели погреться в теплом песочке.
Буквам хочется поиграть с нами.
Каждый из вас возьмет себе картинку с ширмы и напишет на песке ее название ( вода, дымок, доска, зонт, утка, туман).
А, теперь проведем звуковой анализ слов. Скажите, каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным) Твердые согласные – синим, а мягкие согласные – зеленым. У вас на столах находятся красные, синие и зеленые квадратики. Можете приступать.
Молодцы, вы все знаете о звуках Т-Д.
8. Но, как же нам вернуть звуки Т-Д назад, в тундру?
Давайте напомним им, кто их ждет на севере. Посмотрите на доску, что вы видите?
Дети:
- Я вижу медвежьи лапы. В тундре живет белый, неуклюжий медведь.
- Я вижу песцовый хвост. В тундре живет пушистый, шустрый песец.
- Я вижу моржовый клык. В тундре живет толстокожий морж.
- Я вижу оленьи рога. В тундре живет длинноногий, быстрый олень.
- Я вижу совиную голову. В тундре живет белая полярная сова.
- Я вижу волчью пасть. В тундре живет хищный, опасный волк.
Логопед: Ребята, посмотрите, наши буквы Т и Д появились. Вы напомнили им про их друзей, и они решили вернуться в тундру.
(Звучит музыка “Полярное сияние”, отодвигается ширма и появляется северный олень)
Логопед: Посмотрите, за буквами Т и Д прискакал Северный олень.
“Здравствуй, олень. Мы с ребятами выполнили твою просьбу, и нашли звуки Т и Д. Звуки готовы вернуться вместе с тобой на Север.”
(Логопед с детьми “садит” буквы на рога оленя ).
В благодарность за ваши старания, олень привез вам угощения. Давайте поблагодарим оленя и попрощаемся с ним, ведь нас уже ждут в саду.
Логопед: Друзья, чтобы дорога домой не была очень длинной, мы поплывем на большой льдине. Присаживайтесь. А чтобы в пути не было скучно, давайте споем песню. (Песня на мелодию из мультфильма “Мама для мамонтенка”)
По синему морю, к Родимой земле,
Плывем мы на белом своем корабле,
На белом своем корабле,
На белом своем корабле.
И нас не пугают ни волны не ветер,
Плывем в самый лучший мы садик на свете.Плывем мы сквозь волны и ветер,
В наш сад, самый лучший на свете.
Быстрей до него мы добраться хотим,
Мы здесь, мы приплыли, мы всем закричим
Друзьям всем своим закричим,
Друзьям всем своим закричим.
Дети: МЫ ПРИПЛЫЛИ!
Логопед: Вот мы и оказались в саду. Скажите, вам понравилось наше занятие? Что понравилось(запомнилось) тебе, Катя?...
Вы меня сегодня очень порадовали. Вы доказали, что действительно многое знаете и умеете.