Фронтальное логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Т] – [Д] и букв Т–Д»

Разделы: Логопедия


ЦЕЛЬ: учить детей различать и дифференцировать звуки Т-Д на слух и в произношении.

ЗАДАЧИ:

Коррекционно-образовательные:

  • Учить детей давать характеристику звукам Т и Д.
  • Учить звуко-произносительной дифференциации звуков.
  • Учить определять наличие и место звуков в слове.
  • Учить выделять последний слог из состава слова.
  • Закреплять навык синтеза слов.
  • Закреплять навык письма.
  • Продолжать обучать звуковому анализу слов.
  • Закреплять навык образования относительных прилагательных.
  • Закреплять умение подбирать прилагательные к существительным.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать мелкую и общую моторику, через использование игровых технологий.
  • Развивать координацию речи с движениями.
  • Развивать выразительность речи.
  • Развитие памяти, внимания, восприятия.
  • Развивать любознательность, активность.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, уверенность.

Воспитывать устойчивый интерес к занятию, стремление к активной деятельности.
Воспитывать отзывчивость, умение работать в коллективе и индивидуально, умение слушать педагога и других детей.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте улыбнемся нашим гостям и пожелаем им Доброго утра!

А теперь подойдите, пожалуйста, ко мне.

Соберемся дети в круг.
Я – твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

2. Ребята, сегодня у нас в саду появилось письмо (К голубому воздушному шару привязан конверт) Узнаем, о чем говорится в письме? (звучит музыка)

“Здравствуйте, ребята. Меня зовут северный олень. У нас в тундре, происходят непонятные вещи. Все мои соседи, раньше были дружные и трудолюбивые животные, а теперь стали ленивыми и часто ссорятся. Я слышал, что вы умные, хорошие ребята, и уже многое знаете. Помогите нам разобраться и вернуть все на прежние места”.

Логопед: Да, ребята, задача непростая. А вы знаете, где находится тундра?

(ответы детей: Тундра – район севера, где мало растений и всегда холодно)

Скажите, а с какого звука начинается слово- трудолюбивые?

Дети: Слово трудолюбивые начинается со звука Т

Логопед: Назовите первый звук в слове - дружные.

Дети: Первый звук в слове дружныеД.

Логопед: Скажите, в слове тундра есть звуки Т, Д.

Где они находятся?

Дети: В слове тундра звук Т – стоит в начале слова, а звук Д – стоит в середине слова.

Логопед: Вы знаете, я поняла, в чем причина бед жителей севера. Звуки Т-Д покинули их. И чтобы все вернулось на свои места, мы должны отправиться на поиски этих звуков.

Как вы думаете, мы справимся? (Да)

Но, прежде чем отправиться в путь, ответьте, а что вы можете сказать о звуках Т и Д?

Дети: Звук Т – согласный, твердый, глухой.

Звук Д – согласный, твердый, звонкий.

Логопед: Чем эти звуки похожи? Чем они отличаются?

Дети: Звуки Т – Д похожи тем, что – согласные и твердые.

Отличаются тем, что звук Т – глухой, а звук Д – звонкий.

3. Давайте оглядимся. Смотрите, здесь дорожка , давайте пойдем по ней. Куда она нас приведет?

По дорожке, мы пойдем
Вместе, звуки мы найдем.
ТА-ТА-ТА, ДА-ДА-ДА,
Рады мы помочь всегда!

4. Подходим к магнитной доске, на ней картинки (молотка и дятла).

(Вокруг нее стоят кубики-модули. Дети рассаживаются).

Логопед: Послушайте меня внимательно. Что вы представляете, когда слышите звук – Т-Т-Т-Т? (на звук молотка)

А что вы представляете, когда слышите звук – Д-Д-Д-Д? (дятел стучит по дереву)

Наша правая рука будет молотком (сожмите руку в кулак), а левая – дятлом (соедините вместе подушечки пальцев – клюв дятла).

Правой рукой мы будем ловить звук Т, а левой – звук Д.

А-И-Т-К-С-Д-Х-Д-У-З-Т-П-О-Т... (дети ударяют руками поочередно по коленкам)

5. Ребята, вы знаете, что звуки в разных помещениях звучат по- разному.

Наша дорога становится сложнее. Перед нами тоннель. Проходя через него, вы будете произносить звуки Т-Т, Д-Д. Послушайте, как они будут звучать в тоннеле.

(Дети выполняют)

Перед нами пещера. Давайте зайдем в нее. Скажите, кто живет в пещере? (Никто его не видывал, а слышать всякий слыхивал)

Дети: это ЭХО.

Логопед: Сейчас, вы будете ЭХОМ.

Повторите последний слог три раза:

Во дворе растут кусты – ты-ты-ты.
По тропинке я иду – ду-ду-ду.
В речке теплая вода – да да-да
За окном цветут сады – ды-ды-ды
Ах, какая красота – та-та-та.
Все мы любим чистоту – ту-ту-ту.

Логопед: Молодцы, ребята. Вы были настоящим ЭХОМ.

6. Наше путешествие продолжается. Путь нам указывает дорожка. Пойдем по ней.

Логопед: Мы с вами оказались перед огромным айсбергом. Здесь спрятаны предметы, в названии которых есть звуки Т-Д. Послушайте внимательно и назовите предметы. (логопед называет слова по звукам)

С-О-Д-А З-О-Н-Т
Д-Ы-М-О-К У-Т-К-А
Д-О-С-К-А Т-У-М-А-Н

Ребенок называет слово – логопед открывает картинку.

Логопед: Назовите, какой звук Т или Д находится в этом слове? И назовите место звука в слове.

Молодцы, абсолютно правильно ответили.

Ширма отъезжает, за ней стоят песочницы.

7. Ребята, давайте посмотрим, что находится в песочницах? Откапывайте песок сверху вниз. Что в твоей песочнице, Ира? (В моей песочнице, буква Д) и т.д.

Скажите, что такое Буква? (Буква – это графическое изображение звука).

Так вот, куда подевались наши звуки и буквы Т-Д. Оказывается им очень холодно жить в тундре, и они захотели погреться в теплом песочке.

Буквам хочется поиграть с нами.

Каждый из вас возьмет себе картинку с ширмы и напишет на песке ее название ( вода, дымок, доска, зонт, утка, туман).

А, теперь проведем звуковой анализ слов. Скажите, каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным) Твердые согласные – синим, а мягкие согласные – зеленым. У вас на столах находятся красные, синие и зеленые квадратики. Можете приступать.

Молодцы, вы все знаете о звуках Т-Д.

8. Но, как же нам вернуть звуки Т-Д назад, в тундру?

Давайте напомним им, кто их ждет на севере. Посмотрите на доску, что вы видите?

Дети:

  • Я вижу медвежьи лапы. В тундре живет белый, неуклюжий медведь.
  • Я вижу песцовый хвост. В тундре живет пушистый, шустрый песец.
  • Я вижу моржовый клык. В тундре живет толстокожий морж.
  • Я вижу оленьи рога. В тундре живет длинноногий, быстрый олень.
  • Я вижу совиную голову. В тундре живет белая полярная сова.
  • Я вижу волчью пасть. В тундре живет хищный, опасный волк.

Логопед: Ребята, посмотрите, наши буквы Т и Д появились. Вы напомнили им про их друзей, и они решили вернуться в тундру.

(Звучит музыка “Полярное сияние”, отодвигается ширма и появляется северный олень)

Логопед: Посмотрите, за буквами Т и Д прискакал Северный олень.

“Здравствуй, олень. Мы с ребятами выполнили твою просьбу, и нашли звуки Т и Д. Звуки готовы вернуться вместе с тобой на Север.”

(Логопед с детьми “садит” буквы на рога оленя ).

В благодарность за ваши старания, олень привез вам угощения. Давайте поблагодарим оленя и попрощаемся с ним, ведь нас уже ждут в саду.

Логопед: Друзья, чтобы дорога домой не была очень длинной, мы поплывем на большой льдине. Присаживайтесь. А чтобы в пути не было скучно, давайте споем песню. (Песня на мелодию из мультфильма “Мама для мамонтенка”)

По синему морю, к Родимой земле,
Плывем мы на белом своем корабле,
На белом своем корабле,
На белом своем корабле.
И нас не пугают ни волны не ветер,
Плывем в самый лучший мы садик на свете.

Плывем мы сквозь волны и ветер,
В наш сад, самый лучший на свете.
Быстрей до него мы добраться хотим,
Мы здесь, мы приплыли, мы всем закричим
Друзьям всем своим закричим,
Друзьям всем своим закричим.

Дети: МЫ ПРИПЛЫЛИ!

Логопед: Вот мы и оказались в саду. Скажите, вам понравилось наше занятие? Что понравилось(запомнилось) тебе, Катя?...

Вы меня сегодня очень порадовали. Вы доказали, что действительно многое знаете и умеете.