Цель:
- раскрыть понятие системы счисления, познакомить с классификацией систем счисления.
- объяснить алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую.
- закрепить полученные знания на практике.
Задачи:
Образовательные
- дать учащимся представление о системах счисления;
- познакомить с алгоритмами перевода чисел из десятичной системы счисления и обратно.
Развивающие
- формировать ключевые компетентности предмета;
- прививать потребность в приобретении новых знаний;
- формировать компьютерную грамотность, информационную культуру, развивать логическое мышление.
Воспитательные
- развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся, трудолюбие;
- развивать потребность в приобретении навыков самостоятельной работы.
План урока
- Организационный момент. (1 мин.)
- Сообщение темы и цели занятия. (1 мин.)
- Актуализация (вопросы по второму слайду) (3 мин.)
- Изложение новой темы. (22 мин.)
- Закрепление по вопросам, выставление оценок (определение уровня освоенности темы учащимися- 5 мин.)
- Самостоятельная работа (12 мин.)
- Сообщение домашнего задания. (1 мин.)
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока, Сообщение цели занятия.
Слайд 1.
Запишите тему урока: Системы счисления.
Цель занятия: познакомиться с понятием системы счисления, с классификацией систем счисления. Разобраться в алгоритме перевода чисел из одной системы счисления в другую. Закрепить полученные знания на практике и выполнить самостоятельную работу.
Пифагор сказал: “Сведение множества к единому- в этом первооснова красоты”
3. Актуализация.
Давайте поговорим о тех множествах, что изображены на картинках:
СЛАЙД 2.
- Это некие системы или самостоятельные объекты?
- Системы, созданные природой или человеком?
- Определите по картинкам, какие системы можно отнести к материальным, какие к общественным, а какие к информационным?
- Приведите свои примеры.
- Выскажите свои предположения, что можно назвать системой?
(Сравнить высказывания учащихся с определением системы, взятого из Большого энциклопедического словаря).
4. Изложение новой темы.
СЛАЙД 3.
В информатике есть такое понятие как система счисления- это знаковая система, в которой числа записываются по определённым правилам с помощью символов некоторого алфавита. Запишите это определение.
Классифицируют системы счисления по двум видам: непозиционную и позиционную.
В непозиционной системе счисления значение любой цифры не зависит от занимаемой ею позиции. В позиционной системе счисления значение любой цифры зависит от её положения в ряду цифр, изображающих это число.(Определение учащиеся записывают в тетрадь).
Слайд 4.
Давайте рассмотрим примеры этих видов систем счисления.
I вид: НЕПОЗИЦИОННАЯ
Единичная система счисления (10-11 тыс. лет до н.э.). Для записи использовалась цифра: 1
Например: 5= 11111
Древнеегипетская система счисления. Для записи использовались специальные обозначения единиц, десятков, сотен. Обратите внимание на слайд.(По слайду дать подробные объяснения).
Римская система счисления. Для записи используются: I, II, ... V,...X
Например: 15=XV или 30=XXX
Слайд 5.
II вид: ПОЗИЦИОННАЯ
В этой системе счисления существует такое понятие как основание системы счисления.
Позиционные системы счисления включают определённое количество знаков, используемых для изображения числа, называемое основанием системы счисления.
Десятичная с.сч. (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9- основание 10)
Например: 23710; 37210; 72310; 22210.
Двоичная с.сч. (0,1 - основание 2). Например: 1002, 1010112.
Восьмеричная с.сч. (0,1,2,3,4,5,6,7 – основание 8). Например: 3128, 6478.
Шестнадцатеричная с.сч. (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F – основание 16). Например: 1FA516, 38216, E2116.
Слайд 6.
(Познакомить учащихся с таблицей соответствия чисел в различных системах счисления).
Вопросы:
- Определите по таблице, каким числам соответствует число 13, число 9, записанные в десятичной системе счисления?
- Каким числам в различных системах счисления соответствует, записанное в восьмеричной системе счисления число 10?
- Число 1111 в двоичной системе счисления каким числам соответствует в 8, 10 и 16 системах счисления?
- Слайд 7.
В математике существует такое понятие, как полином- это развернутая форма записи числа с основанием, которое условно можно обозначить буквой k.
Запишите определение и формулу:
Ak=an-1 * kn-1 +an-2 * kn-2+...+a0 * k0+ a-1 * k-1+...+ a-m * k-m,
где Ak - число в k-ичной системе счисления,
a - цифра числа, записанного в k-ичной системе счисления,
n - количество разрядов целой части числа,
m - количество разрядов дробной части числа.
Давайте запишем число 142,3510 согласно полиному (в развернутой форме записи).
142,35=1*102+4*101+2*100+3*10(-1)+5*10(-2)
Для чего нам необходим полином, и каким же образом осуществляется перевод чисел из десятичной системы счисления в 2,8, 16-й системы?
Алгоритм перевода чисел в десятичную систему счисления следующий: необходимо записать число в развернутой форме, вычислить значение полученного выражения. Запишите данное правило.
То есть: для того чтобы перевести число 11010 из двоичной системы счисления в десятичную необходимо (пишем вместе):
110102=1*24+1*23+0*22+1*21+0*20=2610
Показываю примеры перевода из 8, 16-ой систем счисления, записываю их на доске:
547,218=5*82+4*81+7*80+2*8(-1)+1*8(-2)=359,26562510
5AC,2116=5*162+10*161+12*160+2*16(-1)+1*16(-2)=1452,128906210
Если есть вопросы, обязательно задавайте.
А если стоит задача обратного перевода, вэтом случае как поступают?
Запишите алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления в другую систему счисления с основанием k.
Слайд 8.
Алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления в другую систему счисления с основанием k: необходимо последовательно осуществлять деление десятичного числа и его десятичных частных на k, затем выписать последнее частное и остатки деления в обратном порядке.
Рассматриваем пример, изображенный на слайде. И дополнительно объясняю и записываю на доске перевод следующих чисел:
17510=1138 | 44210=1BA16 |
(Если есть вопросы, отвечаю на них и разбираем наиболее сложные моменты по мнению учащихся).
Ну что ж я надеюсь, что с новым материалом вы разобрались.
5. Закрепление по вопросам, выставление оценок (определение уровня освоенности темы учащимися).
Слайд 10. Сообщение домашнего задания.
Итак, давайте подытожим всё, с чем мы сегодня познакомились.
1. Как называются системы, созданные природой?
2. Приведите примеры искусственных: материальных, общественных, информационных систем.
3. На какие два вида делятся системы счисления?
4. Дайте определение непозиционной системе счисления.
5. Приведите примеры позиционной системы счисления.
6. Как вы думаете, где мы встречаемся с системой счисления с основанием 60?
7. Определите по таблице- какому числу в десятичной системе соответствуют: 1100(2); 12(8); D(16).
(Выставляю оценки по уровню ответа каждого из отвечающих учеников и активно работающих на уроке).
6. Самостоятельная работа.
Слайд 11
А теперь, я предлагаю вам на оценку закрепить новый материал, выполнив самостоятельную работу.
Самостоятельная работа.
Вариант 1.
1. Перевести в десятичную систему счисления числа: 10011012, 2348.
2. Перевести из десятичной системы счисления: 175210 в 16-ю, 3710 в 2-ю.
Вариант 2.
1. Перевести в десятичную систему счисления числа: 10011002, 2618.
2. Перевести из десятичной системы счисления: 4910- в 2-ю, 123410 - в 16-ю
Сообщение домашнего задания.
Слайд 12
А сейчас прошу вас ознакомиться с домашним заданием. Если есть вопросы, прошу, задавайте.
Домашнее задание:
Выучить определения.
А). 95(10) —> ?(2) | 95(10) —> ?(8) | 95(10) —> ?(16) |
Б). 1101101(2) —> ?(10) | 1101,101(2) —> ?(10) | |
В). 51,212(8) —> ?(10) | 27,346(8) —> ?(10) | |
Г). AB,13(16) —> ?(10) | 20A,A3(16) —> ?(10) |
Подготовить сообщение на тему: "Каким образом 2-е, 8-е, 16-е кодирование используется в работе компьютера?"