Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, газет, презентаций и другого вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока.
Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация школ, оснащение школ проекторами – позволяет придумывать новые нестандартные уроки.
Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций. Они лучше запоминаются, их особенно хорошо использовать на вводных и обобщающих уроках:
1. Нестандартные уроки следует использовать как
итоговые при обобщении и закреплении знаний,
умений и навыков учащихся;
2. Нетрадиционному уроку должна предшествовать
тщательная подготовка и в первую очередь
разработка системы конкретных целей обучения и
воспитания;
3. При выборе форм нетрадиционных уроков
преподавателю необходимо учитывать особенности
своего характера и темперамента, уровень
подготовленности и специфические особенности
класса в целом и отдельных учащихся;
4. Интегрировать усилия учителей при подготовке
совместных уроков, целесообразно не только в
рамках предметов естественно-математического
цикла, но и выходя на предметы гуманитарного
цикла.
Урок-конференция – форма нестандартного урока. Такой тип урока наиболее востребован в старших классах. Детям заранее сообщается тема конференции, класс делится на группы, каждая из которых получает задание.
В данном типе урока, как ни в одном другом, проводится большая подготовительная работа. Учащиеся знакомятся с литературой по данной теме и собирают интересный информативный материал. Предлагается подготовка лозунгов, постеров, видеофильмов, аудиоаппаратуры, стихов, песен. Можно распределить роли корреспондентов, выбрать ведущего (им может быть учитель).
Учащиеся выдают информацию в форме докладов, отвечая на вопросы журналистов и т.д. если данный урок проблемного характера. Учитель подводит итоги, анализируя участие всех вместе и каждого в отдельности. Выставляет оценки.
Урок – пресс-конференция (примерный вариант)
Цели:
- раскрыть сущность понятия «холодная война», ее основные признаки;
- выяснить причины глобального противостояния мировых держав;
- определить виновников «холодной войны».
Задача:
- продолжить формирование умений работать с историческими документами, сопоставлять информацию и обосновывать свое отношение к ней;
- способствовать формированию умения делать оценочные выводы, высказывать и доказывать свое мнение;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках, не только индивидуально, но и в составе исследовательской группы.
Подготовка:
Для более успешной работы учащимся
рекомендуется дать опережающее задание:
студенты разделены на группы, которые должны
собрать информацию и подготовить материал по
основным событиям «холодной войны». В процессе
подготовки старшеклассники знакомятся с
различной информацией, анализируют её и готовят
выводы.
В составе групп – учащиеся с разным уровнем
познавательной подготовки, разным подходом к
учению. Совместная работа над заданием позволяет
развивать взаимодействие с другими учащимися,
способствует развитию умения работать в
коллективе, оценивать чужой труд и готовиться к
творческой деятельности.
При проведении урока у старшеклассников
формируется самостоятельное мышление, умение
владеть навыками использования информационных
технологий. При этом совершенствуется система
непрерывного и дифференцированного изучения
дисциплины. Общее время урока – 90 минут (пара).
Оборудование:
- презентация, подготовленной учителем в формате Power Point;
- исторические документы.
Методы обучения:
- информационно-развивающий (знакомство и использование информационных технологий для проведения урока);
- проблемно-исследовательский (получение дополнительных знаний, умений и навыков в процессе подготовки и изложении материала).
Внутрипредметные и межпредметные связи: обществознание, русский язык и литература, информатика, программное обеспечение.
Ход урока-конференции:
Вступительное слово учителя: Окончание
Второй Мировой войны ее результаты поставили на
повестку дня мировой политики создания новой
системы международных отношений. Закончилась
самая тяжкая война. После нее казалась
кощунственной сама мысль о новой войне. Было
сделано как никогда много, чтобы она никогда не
повторилась: Германия повержена, оккупирована
победителями. В годы войны установилось
сотрудничество между странами антигитлеровской
коалиции, которое проявилось в согласовании
политических подходов, экономической
взаимопомощи, координации военных действий.
Главный урок, которое вынесло человечество, –
сохранить мир – нашел свое отражение в создании
ООН, международной организации для
поддерживания мира и безопасности на планете.
Однако, объективное развитие ситуации вело к
обострению противоречий между бывшими
союзниками из-за стремления усилить свои позиции
на мировой арене. Конфронтация бывших союзников
начала нарастать уже в конце 1945г. и отчетливо
просматривалась к концу 1946г. Появился и термин,
обозначавший это противоборство, – «холодная
война».
(Объяснение нового материала с использованием презентации – смена кадров и текста – по щелчку)
Выступление групп: (время на каждое выступление 5-7 минут)
1. Каждая группа представляет одного
докладчика и двух содокладчиков.
2. Докладчик должен четко сформулировать
мнение группы по спорному вопросу и высказать
аргументы в подтверждение своей позиции.
3. Содокладчики имеют право дополнить
выступление основного докладчика
4. Оппоненты имеют право задавать вопросы.
5. Все члены группы имеют право и должны
участвовать в обсуждении проблемы.
7. Все выступления завершаются анализом фактов
и аргументов, представленных группами.
1 группа: представляет факты виновности СССР о начале «холодной войны»
2 группа: представляет аргументы о вине стран Запада (США и Великобритании) за развязывание «холодной войны»
3 группа: представляет вопросы и факты о событиях военно-политического противостояния СССР и США
По итогам выступлений о причинах «холодной войны», ее последствиях делается заключительный вывод, с последующей записью в тетради основных точек зрения, сформулированных в ходе дискуссии:
1. На основе предложенных фактов «американских
историков» можно говорить о вине лидеров СССР
в начале «холодной войны»:
а/ Тезис Жданова о наличии в мире 2 непримиримых лагерей.
б/ Установление режимов «народной демократии».
в/ 1947 – «План активной обороны территории Советского Союза»
г/ СЭВ – 1949.
2.На основании аргументов, представленных «российскими историками», доказано, что именно страны Запада (США, Великобритании) в большей степени виновны в развертывании «холодной войны».
а/ 26 апреля 1945 – Трумэн меняет курс в отношении СССР на более жестокий.
б/ атомная бомбардировка японских городов
в/ Требование о возвращении в Польшу, Чехословакию, Югославию довоенных правителей.
г/ План «Немыслимое».
д/ Речь Черчилля в Фултоне.
е/ «Доктрина Трумэна».
ж/ Создание НАТО.
з/ «План Маршалла».
Выводы: К концу войны отношения между
союзниками стали меняться. В годы войны
значительно возросло могущество США,
экономические и людские потери были минимальны.
Более того, в годы войны США превратились в
международного кредитора, от которого
экономически зависели многие страны. Советский
Союз стал играть роль одного из признанных
лидеров мирового сообщества. Возросший
авторитет СССР становился препятствием для
внешнеполитических планов США. США и Англию
тревожило дальнейшее расширение сфер влияния
СССР.
Президент Г.Трумэн в 1945 г. заявил, что победа во
Второй мировой войне «поставила американский
народ перед необходимостью править миром».
Бывший премьер-министр Великобритании в своей
речи 5 марта 1946 г. обвинил СССР в «безграничном
распространении своей силы и своих доктрин» в
мире.
Так короткий период сотрудничества СССР и США
завершился переходом к их соперничеству –
«холодной войной». Она расколола мир на 2 системы,
усилила милитаризм, гонка вооружения достигла
невиданного уровня, прошлась по судьбам народов.
Люди привыкли смотреть на внешний мир как на
источник опасности.
«Холодная война» оказала глубокое влияние на
послевоенную мировую историю и не только на
международные отношения, но и на внутреннее
развитие государств.
В 2015 году 9 мая наша страна отметит 70-летие Победы СССР в Великой Отечественной Войне. Сегодня многие политики европейских стран пытаются переписать историю Второй мировой войны, преуменьшить подвиг и вклад СССР в войне с фашизмом. Стремление США упрочить свою гегемонию в мире вновь подталкивают европейские страны к новому противостоянию уже с Российской Федерацией.
Технологическая карта занятия
Тема: «Холодная война» и раскол Европы.
Форма работы: групповая работа учащихся.
Цель урока: проанализировать причины и основные направления глобального политического соперничества в послевоенном мире с позиции приоритета национальных интересов.
Оборудование: презентация РРТ – «Холодная война», исторические документы
Время | Этапы занятия | Примечание |
5 мин. | I. Организационный момент (проверка присутствующих уч-ся, готовность к уроку) | |
15 мин.
30 мин. |
II. Ход урока 1. Определение темы урока, проверка домашнего задания, подготовка к изучению нового материала через повторение опорных знаний ранее изученного материала
2. План изучения нового материала: Объяснение новой темы с использованием
презентации
|
Основные понятия: «холодная
война», «железный занавес», локальные войны,
социалистический лагерь, «план Маршалла»,
«доктрина Трумэна», СЭВ, НАТО, ОВД, ООН. Персоналии: И.В.Сталин, Г.Трумэн, У. Черчилль, Дж. Маршалл, В.М. Молотов, А.А.Жданов. Даты и события: 26 июня 1945 г. – создание ООН. |
30 мин. | III. Закрепление темы Осмысление
нового изложенного материала посредством
подготовки опережающего задания: |
|
10 мин. | IV. Домашнее задание Постановка
задания на дом с целью закрепления и
систематизации знаний
Выберите наиболее убедительную точку зрения и определите не менее трех аргументов, подтверждающих ее |