Урок-пресс-конференция «"Холодная война" и раскол Европы»

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, газет, презентаций и другого вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока.

Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация школ, оснащение школ проекторами – позволяет придумывать новые нестандартные уроки.

Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций. Они лучше запоминаются, их особенно хорошо использовать на вводных и обобщающих уроках:

1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;
2. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
3. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;
4. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла.

Урок-конференция – форма нестандартного урока. Такой тип урока наиболее востребован в старших классах. Детям заранее сообщается тема конференции, класс делится на группы, каждая из которых получает задание.

В данном типе урока, как ни в одном другом, проводится большая подготовительная работа. Учащиеся знакомятся с литературой по данной теме и  собирают интересный информативный материал. Предлагается подготовка лозунгов, постеров, видеофильмов, аудиоаппаратуры, стихов, песен. Можно распределить роли корреспондентов, выбрать ведущего (им может быть учитель).

Учащиеся выдают информацию в форме докладов, отвечая на вопросы журналистов и т.д. если данный урок проблемного характера. Учитель подводит итоги, анализируя участие всех вместе и каждого в отдельности. Выставляет оценки.

Урок – пресс-конференция (примерный вариант)

Цели:

  • раскрыть сущность понятия «холодная война», ее основные признаки;
  • выяснить причины глобального противостояния мировых держав;
  • определить виновников «холодной войны».

Задача:

  • продолжить формирование умений работать с историческими документами, сопоставлять информацию и обосновывать свое отношение к ней;
  • способствовать формированию  умения  делать оценочные выводы, высказывать и доказывать свое мнение;
  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках, не только индивидуально, но и в составе исследовательской группы.

Подготовка:

Для более успешной работы учащимся рекомендуется дать опережающее задание: студенты разделены на группы, которые должны собрать информацию и подготовить материал по основным событиям «холодной войны». В процессе подготовки старшеклассники знакомятся с различной информацией, анализируют её и готовят выводы.
В составе групп – учащиеся с разным уровнем познавательной подготовки, разным подходом к учению. Совместная работа над заданием позволяет развивать взаимодействие с другими учащимися, способствует развитию умения работать в коллективе, оценивать чужой труд и готовиться к творческой деятельности.
При проведении урока у старшеклассников формируется самостоятельное мышление, умение владеть навыками использования информационных технологий. При этом совершенствуется система непрерывного и дифференцированного изучения дисциплины. Общее время урока – 90 минут (пара).

Оборудование:

  • презентация, подготовленной учителем в формате Power Point;
  • исторические документы.

 Методы обучения:

  • информационно-развивающий (знакомство и использование информационных технологий для проведения урока);
  • проблемно-исследовательский (получение дополнительных знаний, умений и навыков в процессе подготовки и изложении материала).

Внутрипредметные и межпредметные связи: обществознание, русский язык и литература, информатика, программное обеспечение.

Ход урока-конференции:

Вступительное слово учителя:  Окончание Второй Мировой войны ее результаты поставили на повестку дня мировой политики создания новой системы международных отношений. Закончилась самая тяжкая    война. После нее казалась кощунственной сама мысль о новой войне. Было сделано как никогда много, чтобы она никогда не повторилась: Германия повержена, оккупирована победителями. В годы войны установилось сотрудничество между странами антигитлеровской коалиции, которое проявилось в согласовании политических подходов, экономической взаимопомощи, координации военных действий. Главный урок, которое вынесло человечество, – сохранить мир – нашел свое отражение в создании  ООН, международной организации для поддерживания мира и безопасности на планете.
Однако, объективное развитие ситуации вело к обострению противоречий между бывшими союзниками из-за стремления усилить свои позиции на мировой арене. Конфронтация бывших союзников начала нарастать уже в конце 1945г. и отчетливо просматривалась к концу 1946г. Появился и термин, обозначавший это противоборство, – «холодная война».

(Объяснение нового материала с использованием презентации – смена кадров и текста – по щелчку)

Выступление групп:  (время на каждое выступление 5-7 минут)

1. Каждая группа представляет одного докладчика и двух содокладчиков.
2. Докладчик должен четко сформулировать мнение группы по спорному вопросу и высказать аргументы в подтверждение своей позиции.
3. Содокладчики имеют право дополнить выступление основного докладчика
4. Оппоненты имеют право задавать вопросы.
5. Все члены группы имеют право и должны участвовать в обсуждении проблемы.
7. Все выступления завершаются анализом фактов и аргументов, представленных группами.

1 группа: представляет факты виновности СССР о начале  «холодной войны»

2 группа: представляет аргументы о вине стран Запада (США и Великобритании) за развязывание «холодной войны»

3 группа: представляет вопросы и факты о событиях военно-политического противостояния СССР и США

По итогам выступлений о причинах «холодной войны», ее последствиях делается заключительный вывод, с последующей записью в тетради основных точек зрения, сформулированных в ходе дискуссии:

1. На основе предложенных фактов «американских историков» можно говорить о вине лидеров СССР
в начале «холодной войны»:

а/ Тезис Жданова о наличии в мире 2 непримиримых лагерей.
б/ Установление режимов «народной демократии».
в/ 1947 – «План активной обороны территории Советского Союза»
г/ СЭВ – 1949.

2.На основании аргументов, представленных «российскими историками», доказано, что именно страны Запада (США, Великобритании) в большей степени виновны в   развертывании «холодной войны».

а/ 26 апреля 1945 – Трумэн меняет курс в отношении СССР на более жестокий.
б/ атомная бомбардировка японских городов
в/ Требование о возвращении в Польшу, Чехословакию, Югославию довоенных правителей.
г/ План «Немыслимое».
д/ Речь Черчилля в Фултоне.
е/ «Доктрина Трумэна».
ж/ Создание НАТО.
з/ «План Маршалла».

Выводы: К концу войны отношения между союзниками стали меняться. В годы войны значительно возросло могущество США, экономические и людские потери были минимальны. Более того, в годы войны США превратились в международного кредитора, от которого экономически зависели многие страны. Советский Союз стал играть роль одного из признанных лидеров мирового сообщества.  Возросший авторитет СССР становился препятствием для внешнеполитических планов США. США и Англию тревожило дальнейшее расширение сфер влияния СССР.
Президент Г.Трумэн в 1945 г. заявил, что победа во Второй мировой войне «поставила американский народ перед необходимостью править миром».
Бывший премьер-министр Великобритании в своей речи 5 марта 1946 г. обвинил СССР в «безграничном распространении своей силы и своих доктрин» в мире.
Так короткий период сотрудничества СССР и США завершился переходом к их соперничеству – «холодной войной». Она расколола мир на 2 системы, усилила милитаризм, гонка вооружения достигла невиданного уровня, прошлась по судьбам народов. Люди привыкли смотреть на внешний мир как на источник опасности.
«Холодная война» оказала глубокое влияние на послевоенную мировую историю и не только на международные отношения, но и на внутреннее развитие государств.

В 2015 году 9 мая наша страна отметит 70-летие Победы СССР в Великой Отечественной Войне. Сегодня многие политики европейских стран пытаются переписать историю Второй мировой войны, преуменьшить подвиг и вклад СССР в войне с фашизмом. Стремление США упрочить свою гегемонию в мире вновь подталкивают европейские страны к новому противостоянию  уже с Российской Федерацией.

Технологическая карта занятия

Тема: «Холодная война» и раскол Европы.

Форма работы: групповая работа учащихся.

Цель урока: проанализировать причины и основные направления глобального политического соперничества в послевоенном мире с позиции приоритета национальных интересов.

Оборудование: презентация РРТ – «Холодная война», исторические документы

Время Этапы занятия Примечание
5 мин. I. Организационный момент (проверка присутствующих уч-ся, готовность к уроку)  
15 мин.

 

 

 

30 мин.

II. Ход урока

1. Определение темы урока, проверка домашнего задания, подготовка к изучению нового материала через повторение опорных знаний ранее изученного материала

а/ итоги ВОВ?
б/ какова роль антигитлеровской коалиции в разгроме фашизма?
в/ какова была цена Победы СССР в войне?

2. План изучения нового материала:

Объяснение новой темы с использованием презентации
(смена каждого слайда и текста на слайдах – по щелчку)

а/ Послевоенный мир и начало «холодной войны»
б/ Понятие «холодная война» и ее признаки
в/ Создание системы военно-политических блоков
г/ Первые военно-политические конфликты «холодной войны»

Основные понятия: «холодная война», «железный занавес», локальные войны, социалистический лагерь, «план Маршалла», «доктрина Трумэна», СЭВ, НАТО, ОВД, ООН.

Персоналии: И.В.Сталин, Г.Трумэн, У. Черчилль, Дж. Маршалл, В.М. Молотов, А.А.Жданов.

Даты и события:

26 июня 1945 г. – создание ООН.
5 марта 1946г. –  речь У. Черчилля.
1949г. – образование  НАТО.
1949г. –  создание СЭВ.
1950-1953гг. – война в Корее
1955г. – складывание   ОВД

30 мин. III. Закрепление темы

Осмысление нового изложенного материала посредством подготовки опережающего задания:
Уч-ся, разделенные на  группы («историки», «журналисты», наблюдатели ООН) должны подготовить:
1. Подбор исторических документов о развязывании «холодной войны»
2. Аргументированно докажите вину США – СССР (обоих государств)  в развязывании «холодной войны»
3. Подготовить выступление  на тему «Кто виновен в развязывании «холодной войны»?
4. Был ли неизбежен конфликт между двумя сверхдержавами?

 
10 мин. IV. Домашнее задание

Постановка задания на дом с целью закрепления и систематизации знаний
Кейс-задание: Существует две точки зрения на политический курс постсоветского периода:

А/ «Холодная война» завершилась с распадом СССР
Б/ «Холодная война» продолжается и сегодня

Выберите наиболее убедительную точку зрения и определите не менее трех аргументов, подтверждающих ее