Урок географии «Москва – сердце России». 9-й класс

Разделы: География

Класс: 9


Цели урока:

- оценить уровень знаний, определить уровень умений учащихся по ранее изученной теме;

- сформировать представление о Москве как многофункциональном городе - миллионере;

- сформировать знания о московской агломерации;

- показать значение Москвы – столицы России, пробудить чувство гордости за этот город за нашу страну.

- продолжить формирование умений работы с учебником, картами,

- развивать географическое мышление, устную речь, память;

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

  • физическая карта России, социально-экономическая карта Центральной России,
  • видеофрагмент "Достопримечательности Москвы", карты атласа 8-9 класс.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного.

Обобщение материала по теме "Центральная Россия"

- Какой район России мы изучаем?

- Из предложенного списка выберите верные утверждения о Центральной России:

(работа в парах)

  1. В составе Центральной России три экономических района.
  2. Центральная Россия имеет пограничное, центральное и столичное положение.
  3. Имеет протяженную границу с Норвегией.
  4. Самое большое богатство Центрально-Черноземного района - черноземы.
  5. Климат Центральной России резко-континентальный.
  6. В составе Волго-Вятского района три республики (Мордовия, Чувашия, Марий-Эл) и две области (Кировская и Нижегородская).
  7. В Центральном районе берут начало реки - Обь, Енисей.
  8. В Волго-Вятском районе расположено крупнейшее месторождение железных руд - КМА.
  9. Из-за большого количества мигрантов здесь проживают представители почти всех национальностей России.
  10. Трудовые ресурсы отличаются высоким уровнем квалификации.
  11. В Центральном районе имеются запасы бурого угля, торфа, фосфоритов.
  12. В Центральной России три города - миллионера Москва, Нижний Новгород и Воронеж.

III. Мотивация.

На прошлом уроке мы говорили, что Центральная Россия наиболее урбанизированный район. Здесь более 400 городов. Об одном из них пойдет речь на уроке.

Я хотел бы жить и умереть в Париже

Если б не было такой земли – ....... (В.Маяковский)

- Как вы думаете, о каком городе говорит Владимир Маяковский?

- Почему?

IV. Актуализация знаний о функциях городов.

Как вы уже знаете, при строительстве любого города ему предназначается определенная роль, он должен выполнять некоторые функции.

- Приведите примеры городов нашей страны, выполняющих различные функции.

- Как вы думаете, какие задачи мы будем решать, изучая Москву?

(определять какие функции выполняет Москва, и какие факторы определили структуру хозяйства, транспорта, населения).

V. Изучение нового материала

Работать мы будем по плану:

1. Где и почему основана Москва.

2. Планировка и достопримечательности Москвы.

3. Население и промышленность города.

4. Особенности транспортной инфраструктуры.

6. Проблемы и перспективы развития.

ГП Москвы (работа с физической картой)

- На какой реке расположен город? (на реке Москва и её притоках;

- Притоком, какой реки является река Москва? (реки Ока)

- На какой возвышенности расположена столица?

(Смоленско-Московской);

- В состав, какого экономического района входит Московская область?-

(Центрального);

- Объясните, в чем выгодность такого географического положения?

Географы и историки считали, что именно географическое положение сделали её объединителем земель русских. А поэт и писатель Гумилев имел другую точку зрения на этот вопрос. Он писал: “ Москва занимала географическое положение куда менее выгодное, чем другие города, мимо которых шел самый легкий и безопасный путь к Волге. И не накопила Москва боевых навыков, как другие города. И не было в ней богатств. Но Москва перехватила инициативу “объединения”, потому, что именно там скопились страстные, энергичные, неукротимые люди”.

"История Москвы" - сообщение уч-ся

В 10 – 11 веках здесь были городища славянских племен – вятичей. В 12 веке на холме стояла усадьба суздальского князя Юрия Долгорукого. В записи 1147 года в Ипатьевской летописи приводятся слова князя Юрия Долгорукого “Приди ко мне, брате, в Москов”. Эта дата считается началом существования Москвы. Огромный город разросся из крохотного поселения, возникшего на Боровицком холме при впадении в Москву - реку  речки Неглинной. К концу 15 века создается единое Русское государство под властью Москвы. Московский князь Иван III  стал государем “всея   Руси”. В 12 веке историк и путешественник Павел Алеппский писал: “Город виден за 15 верст, восхищая  взор своею красотою и величием, своею возвышенностью, множеством башен и стройных куполов церковных, сверкающих золотом”. В 1712 году царь Петр I перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург. Во время наполеоновского нашествия Москва на три четверти сгорела. Пожар бушевал шесть дней и ночей. Наполеон приказал взорвать здания Кремля. С той поры иноземные завоеватели ни разу не ступали на московскую землю. Возродилась Москва и стала столицей РСФСР, СССР, а с 1992 года - столицей России.

- Назовите год основания Москвы?

- Кто считается основателем Москвы?

- Центром какого княжества являлась Москва?

- Какую функцию Москвы можно выделить? (столичную)

Планировка и достопримечательности Москвы

Представьте себе, что мы с вами находимся на одном из семи холмов, на которых располагалась древняя Москва. Перед нами современный город, давайте рассмотрим его с высоты и познакомимся с его планировкой.

- Работа со схемой “Москва в пределах МКАД” (с.36 атласа для 9 класса).

- Найдите на схеме “Садовое кольцо”, какой исторический памятник расположен в центре? - кремль (памятник Всемирного культурного наследия)

- Как от Садового кольца расходятся улицы Москвы? (радиально)

- Найдите Московскую кольцевую дорогу. Какую структуру имеет планировка Москвы?

(радиально-кольцевую)

- Что же расположено в центре Москвы?

Видеофрагмент - достопримечательности Москвы

(https://www.youtube.com/watch?v=LfK6eY4fjbY)

Действительно, в Москве очень много красивых и интересных мест.

- Какие достопримечательности Москвы вы посещали?

- Какую функцию Москвы можно выделить? (культурный, туристический центр)

Население и промышленность города.

Город Москва растет, его границы давно вышли за пределы МКАД. Разрастаясь, город сливается с соседними территориями и образует Московскую городскую агломерацию.

- Что такое городская агломерация? (стр.258)

Выполнение заданий по тексту учебника (стр. 142-143) определите:

  • численность населения Московской агломерации;
  • города, входящие в агломерацию и их специализацию;
  • по рис.40 определите отрасли специализации Москвы.

Дополнительная информация

Москва - крупный инновационный центр

Москва - у многих россиян ассоциируется как крупнейший научный центр. И это действительно так. В Москве расположено огромное количество учебных заведений различной направленности. Москва лидер в Европе по числу студентов. Здесь обучается 20 % российских студентов. Основной научный потенциал тоже сосредоточен в Москве. Самые выдающиеся научные открытия совершаются в Москве. В современном обществе, когда подавляющую часть информации люди получают через телевидение, интернет, особенно важна роль Москвы как всероссийского центра информации. Недавно решением российского правительства под Москвой создаётся крупный технополис " Сколково"

- О какой функции Москвы мы говорили сейчас? (промышленный, научный (инновационный) центр.

Особенности транспортной инфраструктуры

Имея огромное население множество предприятий, город не может существовать без сложной транспортной системы.

Мы с вами выяснили, что от центра Москвы отходят радиальные автодороги. Параллельно этим дорогам проложены железнодорожные магистрали. Они направлены в разные части страны.

Сколько железнодорожных вокзалов в Москве? (9: Белорусский, Киевский, Казанский, Ленинградский, Курский, Павелецкий, Рижский, Савёловский, Ярославский)

- На какой вокзал прибывают поезда из Камышина? (на Павелецкий)

- Назовите, известные вам, аэропорты Москвы.

- Почему Москву называют портом пяти морей? (Река Москва, на которой расположен город, входит в Единую глубоководную систему, соединена каналами с Балтийским, Белым, Черным, Азовским морями и Каспийским морем- озером).

- Какой вид транспорта Москвы является самым востребованным? (метро)

- О какой функции Москвы мы говорили сейчас? (Москва - крупный транспортный узел)

Проблемы и перспективы развития Москвы

Основываясь на ранее полученных знаниях и информации этого урока, попробуйте сформулировать основные проблемы города Москвы (обсудить можно в парах).

  • Транспортные пробки – новые кольцевые магистрали и транспортные развязки.
  • Увеличение потока мигрантов.
  • Промышленные предприятия и наземный автотранспорт являются
  • загрязнителями воздуха.
  • Водная проблема.
  • Сохранение и реставрация памятников культуры.

VI. Повторение изученного.

Наш урок подходит к завершению. Конечно, о роли Москвы в жизни нашего государства можно говорить ещё много. Я думаю, что после этого урока вам всем захотелось побывать в Москве. Желаю вам, чтобы эта мечта стала явью. Давайте еще раз прогуляемся по интересным местам нашей столицы и вспомним важные факты.

(презентация)

VII. Домашнее задание:

п.32, подготовить сообщение об одной из достопримечательностей Москвы.

VIII. Итог урока

  • Достигли ли мы поставленных целей?
  • Какие функции у города Москва?
  • Можно ли назвать Москву многофункциональным городом?
  • Оценивание.
  • Рефлексия: "плюс, минус, интересно".

Презентация.