Цели урока:
- оценить уровень знаний, определить уровень умений учащихся по ранее изученной теме;
- сформировать представление о Москве как многофункциональном городе - миллионере;
- сформировать знания о московской агломерации;
- показать значение Москвы – столицы России, пробудить чувство гордости за этот город за нашу страну.
- продолжить формирование умений работы с учебником, картами,
- развивать географическое мышление, устную речь, память;
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
- физическая карта России, социально-экономическая карта Центральной России,
- видеофрагмент "Достопримечательности Москвы", карты атласа 8-9 класс.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного.
Обобщение материала по теме "Центральная Россия"
- Какой район России мы изучаем?
- Из предложенного списка выберите верные утверждения о Центральной России:
(работа в парах)
- В составе Центральной России три экономических района.
- Центральная Россия имеет пограничное, центральное и столичное положение.
- Имеет протяженную границу с Норвегией.
- Самое большое богатство Центрально-Черноземного района - черноземы.
- Климат Центральной России резко-континентальный.
- В составе Волго-Вятского района три республики (Мордовия, Чувашия, Марий-Эл) и две области (Кировская и Нижегородская).
- В Центральном районе берут начало реки - Обь, Енисей.
- В Волго-Вятском районе расположено крупнейшее месторождение железных руд - КМА.
- Из-за большого количества мигрантов здесь проживают представители почти всех национальностей России.
- Трудовые ресурсы отличаются высоким уровнем квалификации.
- В Центральном районе имеются запасы бурого угля, торфа, фосфоритов.
- В Центральной России три города - миллионера Москва, Нижний Новгород и Воронеж.
III. Мотивация.
На прошлом уроке мы говорили, что Центральная Россия наиболее урбанизированный район. Здесь более 400 городов. Об одном из них пойдет речь на уроке.
Я хотел бы жить и умереть в Париже
Если б не было такой земли – ....... (В.Маяковский)
- Как вы думаете, о каком городе говорит Владимир Маяковский?
- Почему?
IV. Актуализация знаний о функциях городов.
Как вы уже знаете, при строительстве любого города ему предназначается определенная роль, он должен выполнять некоторые функции.
- Приведите примеры городов нашей страны, выполняющих различные функции.
- Как вы думаете, какие задачи мы будем решать, изучая Москву?
(определять какие функции выполняет Москва, и какие факторы определили структуру хозяйства, транспорта, населения).
V. Изучение нового материала
Работать мы будем по плану:
1. Где и почему основана Москва.
2. Планировка и достопримечательности Москвы.
3. Население и промышленность города.
4. Особенности транспортной инфраструктуры.
6. Проблемы и перспективы развития.
ГП Москвы (работа с физической картой)
- На какой реке расположен город? (на реке Москва и её притоках;
- Притоком, какой реки является река Москва? (реки Ока)
- На какой возвышенности расположена столица?
(Смоленско-Московской);
- В состав, какого экономического района входит Московская область?-
(Центрального);
- Объясните, в чем выгодность такого географического положения?
Географы и историки считали, что именно географическое положение сделали её объединителем земель русских. А поэт и писатель Гумилев имел другую точку зрения на этот вопрос. Он писал: “ Москва занимала географическое положение куда менее выгодное, чем другие города, мимо которых шел самый легкий и безопасный путь к Волге. И не накопила Москва боевых навыков, как другие города. И не было в ней богатств. Но Москва перехватила инициативу “объединения”, потому, что именно там скопились страстные, энергичные, неукротимые люди”.
"История Москвы" - сообщение уч-ся
В 10 – 11 веках здесь были городища славянских племен – вятичей. В 12 веке на холме стояла усадьба суздальского князя Юрия Долгорукого. В записи 1147 года в Ипатьевской летописи приводятся слова князя Юрия Долгорукого “Приди ко мне, брате, в Москов”. Эта дата считается началом существования Москвы. Огромный город разросся из крохотного поселения, возникшего на Боровицком холме при впадении в Москву - реку речки Неглинной. К концу 15 века создается единое Русское государство под властью Москвы. Московский князь Иван III стал государем “всея Руси”. В 12 веке историк и путешественник Павел Алеппский писал: “Город виден за 15 верст, восхищая взор своею красотою и величием, своею возвышенностью, множеством башен и стройных куполов церковных, сверкающих золотом”. В 1712 году царь Петр I перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург. Во время наполеоновского нашествия Москва на три четверти сгорела. Пожар бушевал шесть дней и ночей. Наполеон приказал взорвать здания Кремля. С той поры иноземные завоеватели ни разу не ступали на московскую землю. Возродилась Москва и стала столицей РСФСР, СССР, а с 1992 года - столицей России.
- Назовите год основания Москвы?
- Кто считается основателем Москвы?
- Центром какого княжества являлась Москва?
- Какую функцию Москвы можно выделить? (столичную)
Планировка и достопримечательности Москвы
Представьте себе, что мы с вами находимся на одном из семи холмов, на которых располагалась древняя Москва. Перед нами современный город, давайте рассмотрим его с высоты и познакомимся с его планировкой.
- Работа со схемой “Москва в пределах МКАД” (с.36 атласа для 9 класса).
- Найдите на схеме “Садовое кольцо”, какой исторический памятник расположен в центре? - кремль (памятник Всемирного культурного наследия)
- Как от Садового кольца расходятся улицы Москвы? (радиально)
- Найдите Московскую кольцевую дорогу. Какую структуру имеет планировка Москвы?
(радиально-кольцевую)
- Что же расположено в центре Москвы?
Видеофрагмент - достопримечательности Москвы
(https://www.youtube.com/watch?v=LfK6eY4fjbY)
Действительно, в Москве очень много красивых и интересных мест.
- Какие достопримечательности Москвы вы посещали?
- Какую функцию Москвы можно выделить? (культурный, туристический центр)
Население и промышленность города.
Город Москва растет, его границы давно вышли за пределы МКАД. Разрастаясь, город сливается с соседними территориями и образует Московскую городскую агломерацию.
- Что такое городская агломерация? (стр.258)
Выполнение заданий по тексту учебника (стр. 142-143) определите:
- численность населения Московской агломерации;
- города, входящие в агломерацию и их специализацию;
- по рис.40 определите отрасли специализации Москвы.
Дополнительная информация
Москва - крупный инновационный центр
Москва - у многих россиян ассоциируется как крупнейший научный центр. И это действительно так. В Москве расположено огромное количество учебных заведений различной направленности. Москва лидер в Европе по числу студентов. Здесь обучается 20 % российских студентов. Основной научный потенциал тоже сосредоточен в Москве. Самые выдающиеся научные открытия совершаются в Москве. В современном обществе, когда подавляющую часть информации люди получают через телевидение, интернет, особенно важна роль Москвы как всероссийского центра информации. Недавно решением российского правительства под Москвой создаётся крупный технополис " Сколково"
- О какой функции Москвы мы говорили сейчас? (промышленный, научный (инновационный) центр.
Особенности транспортной инфраструктуры
Имея огромное население множество предприятий, город не может существовать без сложной транспортной системы.
Мы с вами выяснили, что от центра Москвы отходят радиальные автодороги. Параллельно этим дорогам проложены железнодорожные магистрали. Они направлены в разные части страны.
Сколько железнодорожных вокзалов в Москве? (9: Белорусский, Киевский, Казанский, Ленинградский, Курский, Павелецкий, Рижский, Савёловский, Ярославский)
- На какой вокзал прибывают поезда из Камышина? (на Павелецкий)
- Назовите, известные вам, аэропорты Москвы.
- Почему Москву называют портом пяти морей? (Река Москва, на которой расположен город, входит в Единую глубоководную систему, соединена каналами с Балтийским, Белым, Черным, Азовским морями и Каспийским морем- озером).
- Какой вид транспорта Москвы является самым востребованным? (метро)
- О какой функции Москвы мы говорили сейчас? (Москва - крупный транспортный узел)
Проблемы и перспективы развития Москвы
Основываясь на ранее полученных знаниях и информации этого урока, попробуйте сформулировать основные проблемы города Москвы (обсудить можно в парах).
- Транспортные пробки – новые кольцевые магистрали и транспортные развязки.
- Увеличение потока мигрантов.
- Промышленные предприятия и наземный автотранспорт являются
- загрязнителями воздуха.
- Водная проблема.
- Сохранение и реставрация памятников культуры.
VI. Повторение изученного.
Наш урок подходит к завершению. Конечно, о роли Москвы в жизни нашего государства можно говорить ещё много. Я думаю, что после этого урока вам всем захотелось побывать в Москве. Желаю вам, чтобы эта мечта стала явью. Давайте еще раз прогуляемся по интересным местам нашей столицы и вспомним важные факты.
(презентация)
VII. Домашнее задание:
п.32, подготовить сообщение об одной из достопримечательностей Москвы.
VIII. Итог урока
- Достигли ли мы поставленных целей?
- Какие функции у города Москва?
- Можно ли назвать Москву многофункциональным городом?
- Оценивание.
- Рефлексия: "плюс, минус, интересно".