Цели:
- Закреплять умения выполнять письменные вычисления изученных видов.
- Совершенствовать умения решать задачи.
- Развивать логику мышления и смекалку.
Оборудование: иллюстрации, карточки, м/м, спички.
Ход урока
I. Организация начала урока.
- 2015 год объявлен в России Годом литературы. Сегодня у нас необычный урок “Математика в сказках”. Открывая страницы этой волшебной книги (смотрим на экран), решая примеры и задачи, мы встретимся с героями любимых сказок. А чтобы открыть эту книгу, надо подобрать ключ к замку. Ключ на связке у первого героя нашей книги (слушаем грамзапись).
У отца был мальчик странный
Необычный, деревянный.
Но любил папаша сына.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой
Всюду нос суёт он длинный
Кто же это? (хором Буратино) См. на доске рис. Буратино.
II. Актуализация знаний.
1. Устно. Буратино и поможет открыть первую страницу.
Повторение состава чисел второго десятка.
У ребят карточки с ответами. Говорю выражение, учащиеся показывают карточку с ответами.
- 12 - это 3 и ?
- 15 – это 7 и ?
- 14 – это 8 и ?
- 16 – это ? и 9
- 13 – это ? и 7
- 15 – это ? и 8
- Для чего нам надо знать состав чисел второго десятка? – Отправляемся в путь по тропинкам математики. У каждого ряда – своя тропинка.
2. На доске числа, ученики записывают знак и число, чтобы получилось следующее, полученные результаты первый ряд уменьшает на 40, второй на 30. Задания выполняют по одному, выходя к доске, кто быстрее и правильнее.
73 + 10 | 65 + 6 |
83 – 9 | 71 – 8 |
74 + 6 | 63 + 7 |
80 | 70 |
- Идя по математическим тропинкам, мы оказались возле замка Людоеда. См. на доске замок Людоеда. Этот герой из какой сказки?
3. - Сейчас он спит, но если проснётся и увидит нас – не миновать беды. Давайте поскорее закроем окна в его замке. На доске числа: 18, 16, 10. Заменим эти числа суммой одинаковых слагаемых.
- Справились с этим заданием. Молодцы!
- А кто справился с Людоедом? (ответы детей “Кот в сапогах”) См. на доске рис. Кота в сапогах.
Его задания – задачи. Выберите верное решение, варианты ответов на доске.
- Из двух домов, расстояние между которыми 98 метров, навстречу друг другу вышли Кот Базилио и Лиса Алиса. Кот прошёл до встречи 49 метров. Сколько метров прошла Лиса Алиса?
а) 98 + 49;
б) 98 – 49;
в) 98 + (98 – 49).
- Красная Шапочка прошла до избушки бабушки 63 метра, ей осталось пройти ещё 37. Найдите расстояние, пройденное Красной Шапочкой.
а) 63 + 37;
б) 63 – 37;
в) 63 + (63 – 37).
III. Самоопределение к деятельности.
- Кому принадлежат слова: “По щучьему велению, по моему хотению...” См.рис.Емели
- На этой странице математической книги он предлагает разделить выражения, записанные на доске, на три группы.
80 – 26 43 – 27 84 – 23 76 – 58 98 – 74 84 – 23 80 – 26 43 - 27 40 – 26 98 – 74 40 – 26 76 - 58 54 – 39 69 – 32 70 – 59 54 - 39 70 – 59 69 – 32
- При решении какого столбика мы не будем разбивать десяток на единицы?
- Что общего в выражениях второго и третьего столбиках?
- На сколько при этом уменьшится число десятков?
- Как мы это показываем при вычислении?
- Какие вычислительные приёмы мы будем сегодня закреплять?
IV. Работа по теме урока.
- Пока выполняли задание, на пути встретилось болото. А кто живёт в нём? (звучит песня “Я – Водяной, я – Водяной...”)
- Если выполним верно – отправимся дальше.
1. Работа по учебнику.
Самостоятельно по вариантам № 1 с.30. (два ученика работают у доски)
Проверка. Анализ ошибок.
- На какие группы можно разделить примеры?
- Долог наш путь – пора отдохнуть.
V. Физминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежали,
До лужайки добежали.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп! Немного отдохнём
И вперёд опять пойдём.
VI. Продолжение работы по теме урока.
2. Устно №3 с.30
3. Задачу №2 на с.30 нам предложила Мудрая Черепаха Тортилла, (см. рис.Черепахи), а она героиня какой сказки?
Чтение задачи, анализ с составлением краткой записи (чертёж). Решение задачи самостоятельно с последующей проверкой.
См рис. Избушки на курьих ножках.-
- Что это?
- В каких сказках вы её встречали?
- А мы попробуем собрать свою избушку из 10 спичек.( выкладывают на столах)
- Чему равна длина всех спичек, если длина одной спички равна пяти сантиметрам.
- Запишите в тетрадях.
- Выразите эти длину в сантиметрах.
50 см = 5 дм
- Продолжим письменно в тетрадях под диктовку.
- 40 дм =...м
- 9 дм = ...см
- 6дм 2см = ...см
Проверка – сигналы светофора.
VII. Рефликсия.
(Учебник с.30 “Проверь себя”.) Самостоятельное выполнение. Вариант 1 – 1 столбик, вариант 2 – 2 столбик. Учащиеся записывают только знаки. Проверка – работа в парах).
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока.
- Какие умения закрепляли на уроке?
- Всё ли было понятно?
- Какое задание было интересно выполнять?
- Что показалось трудным? Кто доволен своей работой?
- Кто путешествовал вместе с нами?
IХ. Домашнее задание. с.30, № 7, №9.