Планируемые результаты:
Предметные: научатся оценивать героя произведения по его поступкам, читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя( в индивидуальном темпе), понимать содержание прочитанного; получат возможность научиться определять главную мысль, формулировать несложные выводы.
Метапредметные:
Регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности и оценивать результат своей работы.
Познавательные: работать с текстом и внетекстовыми компонентами (поиск ответов на вопросы), стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции для решения познавательной задачи.
Коммуникативные: строить высказывание, формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: проявляют нравственные чувства, привлекают собственный жизненный опыт.
Сценарий урока
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
- Послушайте отрывок из стихотворения Б.Заходера “Кит и кот”:
В этой сказке
нет порядка:
Что ни слово-
То загадка!
Вот что сказка говорит:
Жили-были
Кот
И
Кит.
Кот-огромный, просто страшный!
Кит-был маленький, домашний.
Кит- мяукал,
Кот- пыхтел.
Кит купаться не хотел.
Как огня воды боялся!
Кот над ним всегда смеялся!
Время так проводит кит
Ночью бродит, днём храпит.
Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Ловит кит мышей на суше,
Кот на море бьёт баклуши!
2. Актуализация знаний.
- Почему вы улыбались,когда слушали этот отрывок?
- Как можно назвать стихотворение, где всё напутано?
3. Постановка учебной задачи.
- Как вы считаете, чему мы сегодня посвятим наше занятие?
- Верно, мы будем говорить о таком жанре литературы, как стихотворение, а именно – путаницы. Это тема нашего урока.
- Для чего люди сочиняют такие произведения?
- Это наша цель - узнать для чего же люди сочиняют такие стихи, как путаницы.
- Прежде, чем мы начнём работать с путаницами, скажите, а кого или что бьёт на море кот?
- Бьёт баклуши. Как вы понимаете значение этой фразы?
- Молодцы! Это не простая фраза- это фразеологизм, т.е. устойчивое словосочетание, крылатая фраза, не имеющая автора. Может вы догадались, о чём еще, кроме путаниц пойдет речь?
- Ребята, как вы думаете, для чего люди используют в речи фразеологизмы?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Перед вами на парте лежат несколько фразеологизмов. Вместе с соседом по парте прочитайте и подумайте, что каждый из них обозначает.
- Пускать пыль в глаза
- Задирать нос
- Бить баклуши
- Летать в облаках
- Какое значение имеет первый оборот? Прочитайте его.
- Проверим себя по фразеологическому словарю.
Разбираем все фразеологизмы.
- Молодцы!
- Давайте ещё раз скажем, для чего люди используют в речи фразеологизмы?
(Чтобы речь была эмоциональной, яркой и образной)
Физминутка.
5. Первичное закрепление.
- Именно яркая и образная речь нас всегда встречает в стихотворениях. Откроем учебник на стр.92. ст-ие Э.Успенского. Это известный детский писатель.
- Может, вы знакомы с его творчеством?
(показать фото + книги).
- Как называется ст-ие?
- Рассмотрите рисунок и предположите, о чём может быть эта путаница?
Читает стихотворение учитель.
- Подтвердились ли наши догадки?
- Почему это стихотворение путаница?
- Наверное, поэтому вы и улыбались?
- Как, по-вашему, надо читать это стихотворение: громко, тихо? Медленно или быстро? Нежно, торжественно или радостно? С юмором или стараясь напугать?
- Потренируемся прочесть “Путаницу”, учитывая всё, что сказали.
Читают шёпотом, а потом можно спросить несколько человек.
- Кто герой этого стихотворения?
- Какой это мальчик?
- Прочитайте только первые 4 строчки. Что можно узнать о том, кто это говорит. Как они его характеризуют?
- Он не зря себя хвалил?
- Почему вы так считаете? Докажите.
- Нужно ценить себя, но не переоценивать - так говорит нам пословица.
- Хвастовство - это положительное или отрицательное качество человека?
- Может, кто-нибудь взял бы себе это качество?
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- А теперь, ребята, предлагаю вам подобрать подходящий фразеологизм к этому произведению.
- Так какой же подходит?
- Согласна с вами. Теперь, думаю, вы сможете употреблять их в своей речи.
- Какой совет, используя фразеологизмы, вы дали бы герою стихотворения?
- В каких ситуация из повседневной жизни мы могли бы использовать оставшиеся фразеологизмы?
- Молодцы!
Физминутка.
- Эту “Путаницу” сочинил Э. Успенский. Я же предлагаю вам поиграть и тоже составить свои путаницы. Для этого нам понадобится вся фантазия, воображение и чувство юмора. Конечно, я немного вам помогу.
- Перед вами лежат листочки с заданиями. У каждого ряда своё.
- 1 ряд- соединить левые и правые части стихотворения так, чтобы каждая оказалась на своём месте по смыслу написанного.
- 2 ряд- простым карандашиком исправляете, меняете,где надо слова.
- 3 ряд- у вас перепутаны целые строчки. Надо во всём разобраться и исправить.
- Прежде, чем начнем работать давайте прочитаем наши “путаницы”.
- Тот, кто закончит, садится ровно.
- Что же получилось теперь?
- Молодцы! У вас замечательное, богатое воображение и развитая фантазия. Вы трудились не покладая рук!
- Ребята, скажите, для чего люди сочиняют такие стихи, как путаницы? Только ли для веселья и забавы ради?
- Мы неплохо потрудились! И если посмотрим в учебник на стр. 92, то увидим, что “Путаницы” сочиняют не только взрослые, но и дети- ваши ровесники. Прочитаем, что у них получилось.
- Понравилось?
7. Рефлексия деятельности.
- Возможно, в будущем, кто-нибудь из вас тоже попробует себя в поэзии и придумает замечательные путаницы.
- Для чего же нам нужны такие стихотворения?
- Закончить урок я хочу строчками из сказки К.Чуковского “Чудо-дерево”
А у наших у ворот
Чудо-дерево растёт!
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки
Словно яблоки!
- Давайте украсим наше чудо-дерево чулочками разного цвета:
- Зелёный - урок прошёл плодотворно, всё понятно.
- Жёлтый - есть небольшие проблемы.
- Красный - скучно, неинтересно.