Цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.
Задачи урока:
- формировать умение формулировать тему, цель урока; выполнять учебное задание в соответствии с поставленной целью;
- продолжить развивать логическое мышление, внимание, память;
- формировать анализирующее восприятие;
- развивать умение вести диалог, умение договариваться при работе в группах малого состава;
- решать учебные задания с “новым знанием”;
- строить высказывания в устной форме;
- аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся находить в словах непроизносимую согласную;
- подбирать проверочные слова;
- решать учебные задания с “новым знанием”;
- строить высказывания в устной форме;
- аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.
Тип урока: открытие нового знания.
Технология деятельностного подхода.
Оборудование: учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий “Русский язык. 3 класс”, компьютер, мультимедийный проектор, конверты с деформированным предложением для работы в парах.
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Мы - умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
В 3 “В” мы учимся!
Всё у нас получится!
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- Запишите слова: снег, снежинка, зима, голубка, ледок, шубка
- Что общего у этих слов? (Имя существительное, слова с орфограммой в корне слова)
- На какие группы можно разделить эти слова? (Слова с безударными гласными и парными согласными в корне слова)
- Запишите слова любой группы.
- Какое правило вспомнили, когда записывали слова? (Подбирали однокоренные слова, чтобы звук слышался отчетливо)
- Зачем подбирали однокоренные слова? (В однокоренных словах корень пишется одинаково)
3. Выявление места и причины затруднения
- Продолжим записывать слова. (Два ученика записывают на переносных досках). Грустный, известный
- Помощники готовы? Проверяем написанное на доске. Смотрим, сравниваем. (Видят несоответствия в написании. Если нет, то спрашиваю у детей кто написал иначе)
Посмотрите в свои тетрадки и тетрадку соседа. Сравните записи. – Почему написали по- разному, ведь я диктовала для всех одинаково.
- Сколько мнений в нашем классе? (Два)
- Какие? (Нужно писать согласную или не нужно писать)
- А почему получились разные мнения? Как вы думаете? (Мы этого еще не знаем)
- Кто не написал согласную. Почему не написал? (Не слышим ее при произношении)
- А кто написал согласную? Почему написал? (Я могу ее произнести, значит, ее надо писать).
- Так чего мы еще не знаем? (Нужно писать или нет согласную в слове, если ее не слышно)
- Как бы вы назвали такие согласные? (Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые…)
- Молодцы! Интересные названия придумали.
Откройте учебники на стр.117 и сравните свои предложения с тем, что предлагают нам авторы учебника.
- Так как по научному называются такие согласные звуки? (Непроизносимые)
- Над какой темой мы сегодня работаем? (Непроизносимые согласные в корне слова)
Непроизносимые согласные в корне слова.
- Зная тему урока, давайте дополним цель урока
Учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Сегодня будем исследовать слова, в которых встречается эта орфограмма.
- Что поможет нам в исследовании новой орфограммы? (Знания, полученные раньше).
- С чего нужно начать исследование? (Будем подбирать однокоренные слова)
- Построим план, по которому будем исследовать новую орфограмму.
1. Подобрать однокоренные слова.
2. Выделить корень во всех словах.
3. Сравнить корни всех однокоренных слов.
4. Сделать вывод.
5. Реализация построенного проекта.
- Предлагаю поработать в группах.
- Повторим правила работы в группе.
- В группе должен быть ответственный.
- Работать должен каждый на общий результат.
- Один говорит, другие слушают.
- Если не понял, переспроси.
- Свое несогласие высказывай вежливо.
- Выберите слово для исследования: радос.ный, поз.ний, мес.ный, звёз.ный.
Защита мини проекта.
Хоровое повторение вывода.
Сравнение с эталоном.
- Откройте учебники на странице 117 и сравните свои предположения с тем, что предлагают нам авторы учебника.
Дети читают про себя текст в рамочке.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Вернемся к словам, которые записывали наши помощники.
- Можете теперь исправить ошибки в словах: грустный, известный?
- Каким правилом пользовались?
- Смогли мы преодолеть затруднения? (Да)
- Что вы можете теперь делать? (Писать слова с непроизносимыми согласными)
7. Самостоятельная работа с проговариванием во внешней речи.
Работа в парах.
Восстановление деформированного предложения.
(На партах конверты со словами: народ, мальчишек, коньками, радостный, лед, звучно режет)
- Из слов составить предложение. Кто автор этих слов?
- Есть ли в строчках Пушкина А.С. слово на новое правило?
- Как проверили его написание?
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Выпишите только те слова, в которых есть непроизносимый согласный.
Трубка, стена, вестник, косточка, лесник, тростник, участник, зарядка, земля, соседка, яростный, устный.
Взаимопроверка по образцу.
- Как проверяли выписанные слова?
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Какую задачу ставили?
- Удалось ли решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Продолжите предложения:
- Я повторил(а)
- Я узнал(а)
- Я научился
- Я похвалил бы себя за
- Я молодец, потому что
Домашнее задание.
С. 117, упр. 224 выучить правило.