Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- музыкально-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности:
- познавательная (формирование целостной картины мира);
- социально-коммуникативная (развитие речи);
- игровая;
- музыкальная.
Цели: развивать у детей познавательный интерес к элементарной проектной деятельности, направленной на изучение понятия “ветер”; познакомить их с различными видами ветров, с использованием ветра в хозяйственной деятельности человека; обогащать словарный запас детей; формировать их художественно-эстетический вкус в ходе знакомства с иллюстрациями и отрывками из произведений русских поэтов; развивать у детей музыкальный слух и координацию движений, умение слаженно взаимодействовать друг с другом и с взрослыми в ходе драматизации сказки.
Планируемые результаты: В ходе простейших опытов и наблюдений дети приходят к выводу, что ветер – это движение воздуха; знакомятся с новыми словами и понятиями (ветерок, ветер, ветрище, буря, ураган и др.); учатся разгадывать загадки о ветре; формируют вкус к хорошей поэзии в процессе знакомства с творчеством А.С.Пушкина, Я.Акима, И.Токмаковой, С.Михалкова, С.Маршака.
Предварительная работа:
- изготовление корабликов из природного материала;
- изготовление вееров и вертушек из бумаги (с помощью родителей);
- чтение отрывков из произведений А.С.Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане…”, стихотворений С.Михалкова “Три ветра”, С.Я.Маршака “Дуйте, дуйте ветры”, “Ветры, бури, ураганы”, Я.Акима “Ветер”, И.Токмаковой “Ветрено” и просмотр иллюстраций к ним.
Материалы и оборудование: гимнастические ленты красного и синего цвета; шапочки с изображением теплого и холодного ветерков; снежинки и осенние листочки из пластика; вертушки и веера из бумаги; кораблики из скорлупы грецкого ореха; листы бумаги; аудиозаписи музыки Моцарта и звуков ураганного ветра.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что нас окружает воздух. Он не видим, прозрачен, не имеет запаха и цвета, заполняет все пустоты и даже находится внутри нас. Благодаря ему мы слышим звуки. А сегодня мы познакомимся с еще одним явлением, связанным с воздухом. Отгадайте загадки и вы узнаете, что мы сегодня будем изучать:
1. Без рук, без ног, а дерево гнет.
2. Летит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает.
Слышишь его,
А не видишь его.
Ответы детей: Ветер.
Воспитатель: Правильно. На этом занятии мы с вами узнаем, что такое ветер, какие ветры бывают. А поможет нам разобраться в этом музыкальная сказка “Два ветерка”, которую мы с вами подготовили.
Сказка “Два ветерка”
Воспитатель: Однажды на лесной полянке, на границе осени и зимы, встретились два ветерка северный и южный и разговорились.
Северный ветерок: Ты кто?
Южный ветерок: Я теплый южный ветерок. Моя родина находится далеко на юге, где всегда лето и очень жарко. А ты кто?
Северный ветерок: Я холодный северный ветерок. Я прилетел из северных стран, где всегда холодно. Давай с тобой дружить!
Южный ветерок: Я Давай!
Северный ветерок: А ты любишь танцевать?
Южный ветерок: Я Очень люблю. Давай потанцуем.
Воспитатель: И два ветерка закружились по полянке в вихре танца. Но вот их танец закончился и северный ветерок спросил:
Северный ветерок: А во что ты любишь играть?
Южный ветерок: Я Больше всего я люблю играть с листиками деревьев, летом заставлять их шелестеть, а осенью срывать их с деревьев и кружить в вихре листопада.
Воспитатель: Южный ветерок начал дуть и красивые осенние листочки закружились в танце. (Воспитатель читает отрывок из стихотворения И.Токмаковой “Ветренно”, мальчики исполняют танец с листочками под музыку А. Моцарта)
Ветер листья с веток
Разогнал по свету:
Липовый,
Берёзовый,
Жёлтый лист
И розовый,
Красный,
Разноцветный…
Перестал дуть южный ветерок и все листочки мягко опустились на землю. Тут северный ветерок говорит:
Северный ветерок: А я больше всего на свете люблю играть с моими подружками — снежинками.
Воспитатель: Северный ветерок начал дуть и снежинки закружились в вихре танца. (Танец девочек со снежинками) Но, как только северный ветерок закончил дуть, снежинки опустились на землю, покрыв ее пушистым ковром.
Наигрались южный и северный ветерок, покружились еще немного по полянке и разлетелись каждый в свою сторону, пообещав не забывать друг друга.
На этом закончилась наша музыкальная сказка. Но если вы были внимательны, то сможете ответить на мои вопросы:
- Какие бывают ветерки?
Дети: Южные — теплые, северные — холодные.
Воспитатель: Вы обратили внимание, ленточки в руках наших ветерков развивались, когда они стояли неподвижно или когда они двигались?
Дети: Когда двигались.
Воспитатель: Правильно. Ветер — это движение воздуха. Убедиться в этом нам помогут простые опыты. Возьмите ваши веера и помашите ими. Что вы ощущаете?
Дети: Дует ветерок.
Воспитатель: А теперь возьмите лист бумаги и согните его так, что бы меньшая, сторона встала вертикально вверх, а другая лежала на столе. Помашите веером в сторону листа бумаги. Что вы наблюдаете?
Дети: Листок двигается.
Воспитатель: Его заставляет двигаться ветерок, который возникает при взмахе веера. Вы убедились, что ветер это движение воздуха. При встрече с листом бумаги ветер заставляет его двигаться. Как в нашей сказке, где ветерки заставляли кружиться листочки и снежинки. Какими были ветерки в нашей сказке?
Дети: Теплый и холодный.
Воспитатель: Верно, ветер бывает теплый и холодный.
Помните, мы с вами читали стихотворение С.Михалкова “Три ветра” и узнали, что ветры бывают разные. (Воспитатель приглашает первого ребенка)
1-й ребенок:
Был младший из братьев
И ласков и тих,
И был он слабее
Двух братьев своих.
Он целыми днями
На воле резвился,
Он пылью дорожной
На травы ложился,
Сдувал одуванчики,
Трогал былинки
И в ельнике частом
Качал паутинки.
И было беспечным
Его дуновенье…
Воспитатель: Ребята, придумайте название для такого тихого и слабого ветра.
Дети: Ветерок!
Воспитатель: Средний брат – более сильный ветер. (Воспитатель приглашает второго ребенка)
2-й ребенок:
У среднего брата
Работы хватало,
Упрямства и силы
В нем было немало…
Он дул-задувал,
Расходился на воле,
И мельницы в поле
Пшеницу мололи,
Столетних деревьев
Качались вершины,
На водную гладь
Набегали морщины,
И парусной лодке
Давал он движенье,
И было заметным
Его появленье.
Воспитатель: Такой ветер человек давно приручил, заставляя его крутить крылья ветряных мельниц и надувать паруса лодок и больших парусных кораблей, помогая им двигаться по воде. Как в отрывке из произведения А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане…”. (Воспитатель приглашает третьего ребенка)
3-й ребенок:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах...
Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю вам поиграть в кораблики (приглашает двух человек). Один из вас будет северный ветер, а другой — южный. Вы должны дуть так осторожно, чтобы кораблики приплыли к другому берегу. Но смотрите, не переусердствуйте, чтобы в нашем море не возникла буря. (Игра повторяется 2-3 раза с разными участниками).
Воспитатель: Но бывают и очень сильные ветры. Такой ветер можно назвать ветрище или буря, или ураган. Он несет опасность и людям, и кораблям на море. Послушайте, как он завывает (включается аудиозапись звуков ветра). Это третий брат из стихотворения С.Михалкова (приглашает четвертого ребенка).
4-й ребенок:
Был третий, был старший
Из братьев Ветров
В своем удальстве
И жесток и суров.
Он знойным песком
Засыпал караваны,
Назло морякам
Волновал океаны.
И было, как видно,
Ему не впервые
Ломать, как тростинки,
Дубы вековые
И, крыши срывая,
Врываться в жилища.
Его называли
Ветрило! Ветрище!
Воспитатель: Ребята, а вы можете, посмотрев в окно, определить, какой сейчас на улице ветер: слабый ветерок, средний ветер или ветрище? Что поможет вам это определить?
Дети: Нам поможет это определить, то, как качаются ветви деревьев и как быстро вращается вертушка.
Воспитатель: Верно. Сейчас мы с вами будем играть в игру “Поймай ветер”. (Приглашает 3-4 человек). Возьмите в руки вертушки и бегите по кругу, а вы ребята понаблюдайте, у кого вертушка крутится сильнее?
Дети: У того, кто быстрее бежит.
Воспитатель: Правильно. Чем быстрее вы двигаетесь, тем быстрее вам навстречу мчится воздух, тем сильнее ветер.
Физкультминутка.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру “Ветер, ветерок, ветрище”. Правила игры: представьте, что вы деревья, ваши руки – это ветки, а пальцы – листья. Если я говорю “ветерок”, вы шевелите только пальцами поднятых рук; если говорю “ветер”, вы машете поднятыми вверх руками вправо и влево, а если говорю “ветрище”, то вы наклоняете туловище влево-вправо с поднятыми вверх руками так, как клонятся деревья при сильном ветре.
Подведение итогов.
Воспитатель: Вот и закончился наш рассказ о ветре. Теперь вы знаете, что ветер – это движение воздуха, какие бывают ветры и какую пользу или вред они могут принести людям. Давайте вспомним, о каких ветрах мы сегодня говорили?
Ответы детей.