Темы уроков.
1. “Понятие об односоставных предложениях. Определённо-личные предложения”.
2. “Неопределенно-личные предложения”.
3. “Безличные предложения”.
4. “Назывные предложения”.
5. “Обобщение изученного об односоставных предложениях”.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Планируемые результаты обучения:
предметный результат:
уметь находить односоставные предложения в тексте;
уметь выявлять специфику разных видов односоставных предложений;
уметь классифицировать односоставные предложения;
метапредметный результат:
уметь составлять устное монологическое высказывание;
уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения, выстраивать цепочку логических рассуждений;
уметь обобщать, классифицировать, делать выводы;
уметь осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;
уметь работать в группе, находить общее решение;
уметь участвовать в речевом общении, соблюдая правила речевого этикета.
Оборудование: таблица, опорная схема (алгоритм), карточки с заданиями.
Модуль 1: “Понятие об односоставных предложениях. Определённо-личные предложения”
№ учебного элемента (УЭ) | Учебный материал с указанием заданий. | Руководство по усвоению учебного содержания |
УЭ 1 | Входной контроль. Цель: диагностировать уровень подготовленности по теме “Типы предложений по наличию главных членов. Грамматическая основа предложения” на начальном этапе; выявить особенности односоставных предложений, познакомить с классификацией односоставных предложений. Исследовательская работа. Я люблю вечерние прогулки. – Люблю грозу в начале мая… Маша сказала мне о твоей просьбе. – Мне сказали о вашей просьбе. Я не хочу спать. – Мне не спится. Наступила долгожданная весна. – Весна. - Сделать вывод о составе грамматических основ в записанных предложениях. Нужен ли второй главный член во второй группе предложений? Меняется ли содержание предложений, после того как из них убрали один главный член? Как мы называем такие предложения, в чём заключается их особенность? Сделайте вывод об особенностях односоставных предложений. - По какому принципу можно разбить группу односоставных предложений? - Сверьте свои выводы с записями. Главный член – сказуемое: определенно-личное предложение неопределенно-личное предложение безличное предложение. Главный член – подлежащее: назывное. |
Прочитайте цель. Что мы должны
выявить на данном этапе? Выполнение работы в тетради. Взаимопроверка. Самопроверка. |
УЭ 2 | Изучение нового материала. Цель: научиться опознавать определенно-личные предложения. - Сравните 1-ую пару предложений: насколько изменилось содержание 2-ого предложения после того, как убрали подлежащее? (незначительно, т.к. действие, совершаемое лицом, подразумевает конкретное (определенное) лицо. - Проанализируйте предложения: подчеркните грамматическую основу, выявите, в какой форме стоят глаголы. Сделайте вывод: Мама, принимай гостей. Люблю тебя, Петра творенье… Из песни слов не выкинешь. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы… Оставьте ненужные споры! - В пословицах и поговорках, поэтической речи такие предложения могут иметь обобщенное значение. (Некоторые языковеды выделяют еще один вид односоставных предложений - обобщенно-личные предложения) Слезами горю не поможешь. Любишь кататься – люби и саночки возить. |
Работайте самостоятельно. Сверьте свои выводы с ответами одноклассников. |
УЭ 3 | Закрепление изученного. Цель: закрепить изученный материал на практике, уметь распознавать определенно-личные предложения среди других односоставных. 1 уровень. - Подчеркните грамматическую основу, установите соответствие “двусоставное – односоставное определенно-личное”. Стой тут и не двигайся! Это был самый простой разговор. Идешь, бывало, по опавшей листве и любуешься. Слышу легкое поскрипывание половиц. Теперь голоса людей стали слышней. 2 уровень. - Выберите из предложений только определенно-личные, подчеркните сказуемое, укажите, в какой форме стоит глагол. Расставьте недостающие знаки препинания. Давайте сделаем вместе друзья! В один день Москвы не выстроишь. Мне не всегда удается быть сдержанным. Пожалуй я даже не вправе промолчать об этом. Лечу к тебе на крыльях любви моя милая! 3 уровень. - Подчеркните грамматические основы, укажите односоставные предложения, найдите определенно-личные предложения; вставьте пропущенные орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания. Океан… На первый взгляд в нем нет ничего инт…ресного: вода, вода и вода. Но если к нему пр…смотре(т, ть)ся он буд…т похож на небо по которому плывут обл…ка. Солнце плеще(т, ть)ся в его голубой воде играет барашками пены. Включи воображение – и океан оживет и стан…т похож на сказ…(ч, чь)ного в…ликана. |
Выберите для себя уровень
задания. Работайте индивидуально, самостоятельно. Выполните задание в тетради. Оцените работу (легко ли справились с заданием, хотите ли перейти на следующий уровень). |
УЭ 4 | Проверка усвоения новой темы. Цель: диагностировать уровень усвоения нового материала, подвести итоги урока. - Выполните упр.195. Докажите, что это односоставные определенно-личные предложения. Укажите, в какой форме употреблены глаголы. - Преобразуйте данные односоставные определенно-личные предложения в двусоставные. Чем должны быть выражены подлежащие в этом случае? - Творческое задание: расскажите, о том, как вы проводите утро школьного дня, употребив определенно-личные предложения. |
Работайте в паре. Последнее задание подготовьте в форме устного монолога. |
УЭ 5 | Подведение итогов урока. Цель: научиться делать выводы, обобщать сказанное и услышанное на уроке, рефлексировать. - Перечитайте цели каждого этапа урока, сделайте вывод, достигли ли вы ожидаемого результата. - Продолжите: Сегодня на уроке я узнал, что… |
Работайте со всем классом. |
УЭ 6 | Домашнее задание. Цель: выберите посильное для вас задание, закрепите изученный материал при его выполнении. § 180, 181. Дифференцированное задание: упр.197: озаглавьте текст; выпишите простые определенно-личные предложения, подчеркните в них сказуемые, укажите формы глагола, которыми они выражены; графически объясните выделенные орфограммы ( для всех); - составьте текст – рецепт приготовления какого-либо блюда, используя определенно-личные предложения (повышенный уровень). |
Выберите задание. |
Модуль 2: “Неопределенно-личные предложения”
№ учебного элемента (УЭ) | Учебный материал с указанием заданий. | Руководство по усвоению учебного содержания |
УЭ 1 | Входной контроль. Цель: выявить уровень усвоения основных видов односоставных предложений, умение находить определенно-личные предложения в тексте, определять форму сказуемого в таком предложении, а также использовать определенно-личные предложения в речи. Выполните тест. 1. Односоставным является предложение:
2. Подчеркнутое слово является сказуемым:
3. Выберите определенно-личные предложения: 1) Его попросили выйти на минутку. 2) Можно мне остаться? 3) Оставьте ненужные споры! Словарная работа (под диктовку учителя): Звёздная россыпь, квашенная в деревянном бочонке капуста, свиная тушёнка, дешёвые товары, доверчивый преемник, предчувствовать неудачу, немного развлечься, ещё не убранный урожай, специальный корреспондент, увенчанный славой, отправиться в одиночку. |
Выполните тест. Взаимопроверка. Корректировка ответов по ключу. Проверка учителем словарного диктанта. |
УЭ 2 | Изучение нового материала. Цель: познакомить со способами выражения главного члена в неопределенно-личных предложениях, формировать умение находить неопределенно-личные предложения в тексте и использовать их в речи. - Запишите предложения в тетрадь, подчеркните главный член предложения. В какой форме используется сказуемое? На небе зажгли лампу в пятьдесят свечей. Скоро зажгут небесные канделябры. - Какой художественный приём использован в предложениях? - Что вы можете сказать о действующем лице в этих предложениях? - К кому обращены слова? Подразумевается ли в предложении обобщенное значение? Цыплят по осени считают. |
Работа в тетради. Проведите наблюдение, сделайте вывод. |
УЭ 3 | Закрепление изученного. Цель: закрепить изученный материал на практике, уметь распознавать неопределенно-личные предложения среди других односоставных. Дифференцированное задание. 1 уровень. - Спишите предложения, подчеркивая грамматические основы. Чем выражены сказуемые в неопределенно-личных предложениях? У нас зря орденов не дают. В слободе играют на гармонике. В пятницу лагерь начали сворачивать. К кому-то принесли от мастера ларец. 2 уровень. - Замените двусоставные предложения неопределенно-личными, подчеркните грамматические основы. Люди говорили, что когда-то в этом доме жила большая семья. Зал молчал. Комната проветрена. Ивановы легли спать. На опушке леса строители строят дом. 3 уровень. - Выборочно-распределительное задание: сначала выпишите все двусоставные предложения, затем определенно-личные и неопределенно-личные. 1) Карета подъехала… 2) В доме засуетились. 3) Тебя предупреждали… 4) Не ходи за него, не суй шею в хомут. 5) Одной рукой и узла не завяжешь. 6) Сон в осенние ночи крепкий, светлый. 7) Сказали, что кто-то заходил за мною. - Что вызвало затруднение? - Приведите примеры неопределенно-личных предложений с обобщенным значением. |
Индивидуальная работа в
тетрадях. Проверка осуществляется на доске. Устная работа оценивается дополнительными баллами. |
УЭ 4 | Проверка усвоения новой темы. Цель: диагностировать уровень усвоения нового материала. - Выполните упр.207. Выпишите глаголы-сказуемые из односоставных предложений с неопределенно-личным значением, укажите наклонение, время, лицо и число этих глаголов. Сделайте вывод, в какой форме употребляются сказуемые в неопределенно-личных предложениях. - Выполните упр.210. Составьте и запишите неопределенно-личные предложения с глаголами, данными в инфинитиве, употребляя различные формы этих глаголов. Используйте также словарные слова, расположенные справа (ландшафт, панорама, перспектива, масштаб). |
Работа со всем классом. Контролирует учитель. |
УЭ 5 | Подведение итогов урока. Цель: научиться делать выводы, обобщать сказанное и услышанное на уроке, рефлексировать. - Объясните причины употребления неопределенно-личных предложений. Уронили Мишку на пол, Оторвали Мишке лапу… - Обобщите материал, изученный на сегодняшнем и предыдущем уроках. Что объединяет и чем отличаются друг от друга определенно-личные и неопределенно-личные предложения? |
Подготовьте устный развернутый ответ. |
УЭ 6 | Домашнее задание. Цель: выберите посильное для вас задание, закрепите изученный материал при его выполнении. § 182. Упр.212: переделайте неопределенно-личные предложения в двусоставные, обратите внимание на вид и время глагола. Упр.213: докажите, что данные предложения не являются односоставными, выполните разборы. или Упр.214: запишите и разберите пословицы по членам предложения. Определите, какие из них являются односоставными предложениями, укажите их вид; объясните подчеркнутые орфограммы. |
Выберите задание. |
Модуль 3: “Безличные предложения”.
№ учебного элемента (УЭ) | Учебный материал с указанием заданий. | Руководство по усвоению учебного содержания | ||||||||||||||||||||||||
УЭ 1 | Входной контроль. Цель: диагностировать уровень усвоения материала о неопределенно-личных предложениях, их использовании в речи. Орфографическая работа: Н…(о)ком я н…спросила, н…(у)кого было узнать, н…(для)кого н…секрет, во что (бы) то (н…)стало, он н… был н…(на)кого похож, н…(с)кем сравнить, (н…)где остановиться, (н…)сколько (н…)возмущаться, (н…)разу (н…)запнуться. Работа в паре. - Выпишите определенно-личные (вариант I) и неопределенно-личные предложения (вариант II): К Новому году классы украшают гирляндами. Сашу вызвали к доске на уроке математики. Пьем чай с медом за большим новым столом. Легко на сердце от песни веселой. Не смейся над моей пророческой тоской. Меня приняли в баскетбольную команду. Вижу чудное приволье, вижу реки и поля… - Если вы правильно выполнили работу, то у вас должно остаться лишнее предложение. Назовите в нем грамматическую основу, укажите, чем выражено сказуемое. |
Работа у доски (по цепочке). Работа в паре (взаимоконтроль). |
||||||||||||||||||||||||
УЭ 2 | Изучение нового материала. Цель: формировать знания об основных способах выражения главного члена в безличных предложениях и об особенностях употребления безличных предложений в речи. Заполните таблицу: подчеркните главные члены предложения, укажите способ выражения сказуемого в односоставном предложении.
Необходимость, желательность, возможность и невозможность чего-либо выражается при помощи глаголов следует – не следует, стоит – не стоит, словами состояния надо, нужно, можно, невозможно, нельзя с примыкающим инфинитивом: Не следует спешить с ответом. |
Совместная работа по заполнению
таблицы. Учитель контролирует процесс. |
||||||||||||||||||||||||
УЭ 3 | Закрепление изученного. Цель: закрепить изученный материал на практике, уметь распознавать безличные предложения среди других односоставных. Дифференцированное задание. 1 уровень. - Укажите двусоставные и односоставные безличные предложения, подчеркните грамматические основы. Говорить о детстве и легко, и трудно. Благодаря его статичности его очень легко описывать. Но в это описание слишком часто проникает и слащавость, которая совершенно чужда такому важному и глубокому периоду жизни, как детство. (А.А. Ахматова) 2 уровень. - Замените безличные предложения двусоставными. Солнце уже стояло низко над горизонтом, надо было торопиться. Стало совсем темно, и на деревенской улице быстро опустело. Скоро наступит зима и птицам надо будет улетать в теплые края. 3 уровень. - Спишите, подчеркивая грамматические основы и вставляя пропущенные буквы. Уже веч…рело: тени сгущались и л…ловели. Возле дома вкусно пахло свеж…й стру…кой и сосновой смолой. (Не)сиди(т, ть)ся в хате тесной, (не)лежи(т, ть)ся на печи. Было тихо, светло, и чуть пр…м…раживало. |
Индивидуальная работа в
тетрадях. Проверка осуществляется на доске. Устная работа оценивается дополнительными баллами. |
||||||||||||||||||||||||
УЭ 4 | Проверка усвоения новой темы. Цель: диагностировать уровень усвоения нового материала. - Определите способ выражения сказуемого в безличном предложении. Больше всего мне не хотелось сейчас расспросов. Двенадцать лет назад нам так нравилось здесь. Нам непросто смотреть друг другу в глаза. Нет дороги ни вперед, ни назад. Мне было весело вдохнуть в мою измученную грудь ночную свежесть тех лесов. Савельича со мною не было. Морозило. С моря веет свежестью. - Задание повышенной сложности. Упр.221: употребите данные слова в качестве сказуемых односоставного безличного и двусоставного предложений; определите, какой частью речи являются эти слова в записанных предложениях. Приятно, весело; зазвенело, веет, потемнело; стукнуло, ломит, несло. - Почему с глаголами смеркается, знобит, взгрустнулось нельзя построить двусоставные предложения? - Упр.223: преобразуйте, где возможно, безличные предложения в двусоставные. |
Работа со всем классом. Контролирует учитель. Индивидуальная работа (задание повышенной сложности) оценивается дополнительными баллами. |
||||||||||||||||||||||||
УЭ 5 | Подведение итогов урока. Цель: научиться делать выводы, обобщать сказанное и услышанное на уроке, рефлексировать. - Установите соответствие, определив тип каждого односоставного предложения: А. Писем не приходило в течение полугода. В. Меня не понимают и не хотят понять. С. Слышу легкое поскрипывание половиц. 1) определенно-личное; 2) безличное; 3) неопределенно-личное. - Вставьте пропущенные слова таким образом, чтобы получившееся предложение по смыслу совпало с исходным, а по структуре соответствовало указанному в скобках типу: Я слышу звуки скрипки за стеной.
- К данным предложениям подберите синонимичные с другой структурой: Я вспомнил нашу встречу. Директор запретил опоздания. Волны размывают берег. - Сделайте вывод об употреблении глаголов в таких предложениях. |
Работа в паре. Взаимопроверка. Устное монологическое высказывание об особенностях употребления глаголов в односоставных предложениях. |
||||||||||||||||||||||||
УЭ 6 | Домашнее задание. Цель: выберите посильное для вас задание, закрепите изученный материал при его выполнении. § 183. Упр.224: замените двусоставные предложения безличными со сказуемыми нет, не было. Упр. 225: запишите, заменяя двусоставные предложения односоставными безличными. В каких предложениях сказуемое будет выражено словами состояния? или Упр. 226: замените, где возможно составные именные сказуемые глагольными; определите, сохранится ли при этом различие в значении предложений. Самостоятельно подберите из художественных произведений примеры предложений с разными способами выражения сказуемого в безличном предложении. |
Выберите задание. |
Модуль 4: “Назывные предложения”.
№ учебного элемента (УЭ) | Учебный материал с указанием заданий. | Руководство по усвоению учебного содержания |
УЭ 1 | Входной контроль. Цель: диагностировать уровень усвоения материала об определенно-личных, неопределенно-личных, безличных предложениях, их отличительных признаках. Орфографическая работа: Шествовать в колонне, десертная ложка, въездная виза, пребывать в неведении, превосходящие силы, непримиримые противники, глаженая полотняная салфетка, безымянный полустанок, сорокаградусный мороз, дружеский розыгрыш. - Цифровой диктант (1 – определенно-личные, 2 – неопределенно-личные, 3 – безличные): 1) Люблю в еде поэзию. 2) Вижу из окошка бледно мерцающий свет фонарей. 3) Пришлось остановиться. 4) Начало светать. 5) Разожгли костер в лесу. 6) Токарева сильно клонило ко сну. 7) Но не уйдешь друг от друга на острове. 8) На судне услыхали выстрелы. 9) О своих детских проделках редко помнят. 10) Вот и учись. |
Контролирует учитель. |
УЭ 2 | Изучение нового материала. Цель: формировать знания о способах выражения главного члена в назывных предложениях; умения находить назывные предложения и их использование в речи. Работа с текстом: Осень. Ноябрь. После ленивого дождя большая лужа растеклась по серому асфальту. Ещё тяжело падают последние капли, делая её всё полнее и полнее. - Назовите односоставные предложения; подчеркните главный член предложения. Чем выражена грамматическая основа? - Какова роль назывных предложений в речи? Запомнить! - Назывные предложения могут быть распространенными (в них есть определение). Если в предложении есть обстоятельство или дополнение, то такие предложения принято считать двусоставными неполными: Морозная ночь. – На девочке платье в горошек. (односоставное назывное – двусоставное). - Понаблюдайте за знаками препинания в конце назывных предложений: Раннее утро. Скучная картина! Тучи без конца, дождик так и льется, лужи у крыльца… (А.Плещеев) |
Наблюдайте за языковым
материалом. Сформулируйте вывод. |
УЭ 3 | Закрепление изученного. Цель: закрепить изученный материал на практике, уметь распознавать назывное предложение среди других односоставных. 1 уровень. - Укажите назывные предложения: 1) Установилась хорошая погода. 2) Солнечный день. 3) Завтра всё решится. 4) Построили дом. 5) Широкая полноводная река. 6) Липу вырастили всем двором. 7) А это не так-то просто. 2 уровень. - Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните грамматическую основу: Март. Веч…р. После к…роткого пот…пления снов… п…хол…дало, выпал снежок. И все(же) март, не январь. Весна чу…ствуе(т, ть)ся в воздухе. Вн…запно мой слух п…р…жае(т, ть)ся такими стра(н, нн)ыми звуками, что я невольно вздрагиваю от неожида(н, нн)ости. 3 уровень. - Спишите, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните главные члены: На сухой осин… серая ворона - Какую роль играют назывные предложения в поэтической речи? |
Выберите задание, работайте в
тетрадях. Контроль за выполнением задания осуществляется на доске. |
УЭ 4 | Проверка усвоения новой темы. Цель: диагностировать уровень усвоения нового материала. Творческая работа. - Напишите небольшой текст, используя в нем назывные предложения: 1 вариант – описание утра учебного дня; 2 вариант – описание уголка природы. - Выполните упр.227: из прочитанных предложений выберите только назывные, разберите их по членам предложения. - Упр. 228: в назывных предложениях укажите согласованные и несогласованные определения. |
Выполните творческое задание, обсудите получившиеся тексты (за добавления и исправление ошибок дается дополнительный балл). |
УЭ 5 | Подведение итогов урока. Цель: научиться делать выводы, обобщать сказанное и услышанное на уроке, рефлексировать. Прочитайте стихотворение Б. Пастернака. - Укажите назывные предложения, обоснуйте уместность употребления этих предложений в поэтическом тексте. Осень. Сказочный чертог, - Цифровой диктант (1 – определенно-личное, 2 – неопределенно-личное, 3 – безличное, 4 – назывное): Мама, принимай гостей. Ломали старый деревянный дом. Нельзя мне жить без друга. Вопли чаек, плеск разбивающихся волн. Холодная весна. Хочешь есть калачи, не лежи на печи. За опоздание будете наказаны. От добра добра не ищут. Рисую солнечное утро. Ночью люди спят. В доме зажгли лампу. Шепот, робкое дыханье… |
Оценивается устный ответ. Взаимопроверка. |
УЭ 6 | Домашнее задание. Цель: выберите посильное для вас задание, закрепите изученный материал при его выполнении. § 184. Упр.230: найдите назывные предложения, обратите внимание на постановку знаков препинания в конце предложений; выполните синтаксический разбор отрывка №1. или Приведите примеры стихотворений русских поэтов, в которых используются назывные предложения. В чем своеобразие таких стихотворений, переданных назывными предложениями? |
Выберите задание. |
Модуль 5: “Обобщение изученного об односоставных предложениях”.
№ учебного элемента (УЭ) | Учебный материал с указанием заданий. | Руководство по усвоению учебного содержания |
УЭ 1 | Входной контроль. Цель: диагностировать уровень усвоения материала по теме “Односоставные предложения”. I. Найдите среди данных предложений односоставное. а) Не плачь ты попусту. б) Часам к двум пополудни началась гроза. в) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. г) Тротуары заливают асфальтом. II. Определите тип предложения: Ночь как год. а) Односоставное. б) Двусоставное. III. Какое из данных утверждений является неверным? Определённо-личное предложение – это … а) предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определённо указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы); б) односоставные предложения; в) предложения, употребляющиеся только в разговорной речи. IV. Найдите безличное предложение. а) Ее не успевшая остыть земля излучала тепло. б) Хорошо в зимнем лесу! в) В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе. г) Газеты приносят утром. V. Определите тип предложения. Тропинки в лесу замело снегом. а) двусоставное; б) определённо-личное; в) безличное; г) неопределённо-личное. VI. Какая схема соответствует предложению? Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена. а) [двусост.], и [двусост.]; б) [двусост.], и [определённо-личн.]; в) [двусост.], и [неопределённо-личн.]. VII. Укажите предложения, строение которых соответствует схеме [двусост.], и [безличн.]. ! (Знаки препинания не проставлены) а) Ещё молчаливы леса и в небе звенеть еще некому. б) Уже смеркалось и надо было возвращаться домой. в) Небо было тёмное и только при вспышках молнии можно было рассмотреть тяжёлые тучи. г) Ещё мгновенье и лодка вошла под темные своды деревьев. VIII. Найдите предложения, в котором допущена пунктуационная ошибка. а) Хорошо бегать по зелёному душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под берёзами. б) Уже смеркалось, и в комнате стало темно. в) Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нём сатирика. г) Пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и оставили. |
Самостоятельная работа в
тетради с последующей проверкой по ключу.
Оцените свою работу “2” - 4 правильных ответа, “3” - 5, “4” - 6-7, “5” - 8. Обсудите допущенные ошибки. |
УЭ 2 | Цель: Закрепить умение
определять типы односоставных предложений,
составлять схемы и ставить знаки препинания. - Выполните письменную работу: расставьте знаки препинания, определите вид односоставных предложений. 1. Вечер и только вдалеке вечерней тьмой не скрыты на горизонте грустные ракиты. 2. Увидишь в багрец одетую осину и сердце встрепенётся. 3. Тише дождь и посветлело на улице. 4. Жаркий летний день и густо пахнет мёдом полевыми травами. 5. Утро и кончился наш привал. 6. Тянуло грибной прелью мхами и умытой хвоей и лесные запахи смешивались с медовыми и чайными запахами лугов. 7. Неизъяснимо радостно и молодо на душе и хочется петь. 8. Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо. 9. Настоящую нежность не спутаешь и она тиха. 10. В окружающей осенней природе было уныло и грустно в этот час. |
Работа в паре. Выполните взаимопроверку. |
УЭ 3 | Цель: Закрепить умение
определять роль односоставных предложений в
разных стилях речи и употреблять их с
определённой целью. - Прочитайте. Определите тип односоставных предложений и роль их в тексте. Для какого стиля речи характерно использование того или иного вида односоставных предложений? а) На душе у меня стало так хорошо, так радостно! Сердце громко стучит и рвётся на простор, и хочется куда-то мчаться или лететь… (Н. Носов) б) Когда пьёте чай или кофе, надо чашку держать за ручку, не вкладывая в неё всех пальцев, не поднимая мизинца. После перемешивания сахара ложку надо положить на блюдце. Не следует пить с помощью ложки. в) Топот, радостное ржанье, г) Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думая о нём, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка. (В. Луговской) д) Выхожу в лес – и мигом всё прячется, настораживается: человек пришёл в лес! Знаю, что из всех тайничков следят за мной чьи-то встревоженные глаза. Теперь хочешь увидеть – стань невидим; хочешь услышать – стань неслышим; хочешь понять – замри. (По Н. Сладкову) |
Выполните работу устно. Работайте со всем классом. Оцените ответы. |
УЭ 4 | Цель: Закрепить умение
использовать односоставные предложения,
составляя текст. Составьте и запишите текст, используя разные виды односоставных предложений на одну из тем: “Зимнее утро”, “Снег за окном”, “Школьные каникулы”, “Перемена” |
Зачитайте свою миниатюру (при
необходимости, отредактируйте). Ответ оценивает учитель. |
УЭ 5 | Цель: Обобщить изученное об
односоставных предложениях. - Выполните упр. 232: запишите, определите виды односоставных предложений, подчеркните главные члены предложения. - Вставьте пропущенные буквы, укажите вид односоставного предложения: Научитесь делать ч…рную работу в науке. В хорошую летнюю п…году ребятам (не)сиди(т,ть)ся дома. Хотелось(бы) уча…ствовать в конкурсе сочинений. Всегда открывае(ш, шь) что(то) новое при встреч… с природой. (В)нутрии дома темно. В лесу было торжестве(н, нн), светло и тихо. Проб…раемся скво… сугробы и выходим на тропу. В полях уже потемнело. - Сгруппируйте безличные предложения по способу выражения сказуемого: С моря веет свежестью. Не надо спешить с ответом. Безлюдно. Пахнет сеном над лугами. Темнеет. Не цвести цветам поздней осенью. В половодье все вокруг затоплено. После концерта хотелось бы поговорить с тобой. У взрослых зубров практически нет врагов. Из-за эпидемии гриппа больных посещать запрещено. Светало. Этот фильм стоит посмотреть. Итоговая контрольная работа. - Выберите только односоставные предложения, укажите их номера: 1. У Андрея сжималось сердце. 2. Поздний вечер. 3. Было раннее утро. 4. И легче стало дышать. 5. Зазвонил телефон. 6. Все-таки его задело сильно. 7. Стук в дверь. 8. Порой она мне кажется наивным ребенком. 9. Меня слушали моча и внимательно. 10. Но до утра им сидеть не пришлось. 11. В суд подавать – долгая песня. 12. Утром было сыро. 13. Вечером выпал снег. 14. Через сорок минут надо ехать на аэродром. 15. Под вечер вернулись. - Цифровой диктант (1 – определенно-личное, 2 – неопределенно-личное, 3 – безличное, 4 – назывное): 1. Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести. 2. Передняя. 3. Очень уж шумят у нас в классах. 4. Напишешь – не сотрешь, выпустишь – не поймаешь. 5. Уж сильно завечерело. 6. Начинаю потихоньку оправляться от безделья. 7. Хотя все-таки денег нет. 8. Итак, приступим к протоколу. 9. Ждали со дня на день гонца. 10. Снявши голову, по волосам не плачут. 11. На обратном пути ему пришлось пережить маленькое приключение. 12. Открытое беспощадному солнцу шоссе. |
Выберите задание. Выполните итоговую контрольную работу. Проверьте себя по ключу. Оцените. |
УЭ 6 | Домашнее задание. Цель: выберите посильное для вас задание, закрепите изученный материал при его выполнении. Повторить §§180–184, - Выполнить (задание для всех) упр.236: определить типы односоставных предложений. - Упр.234: выпишите грамматические основы предложений, дайте полную характеристику выделенных жирным шрифтом частей предложений. Или - Упр.233: найдите грамматические основы предложений, укажите, каким членом предложения является инфинитив, объясните знаки препинания в 3-6 предложениях (составьте схемы). |
Выберите задание. |