Цели:
- познакомить учащихся с историей создания первых фонарей;
- формировать художественный вкус, эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому;
- совершенствовать навыки рисования по памяти и представлению, умение передовать пространственное положение изображаемых объектов;
- научить пользоваться цветом как средством художественной выразительности;
- развивать фантазию, наблюдательность и творческое мышление.
Оборудование для учителя: фотографии и плакаты с изображением фонарей.
Оборудование для учащихся: альбом, краски, кисти, баночка с водой.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
Весь день стоят на улице,
Прохожими любуются.
Их служба начинается,
Когда уже смеркается,
И не погаснут до зари
Глаза ночные… (Фонари)
Когда сгущаются сумерки, зажигаются фонари. Как верные стражи стоят они на городских улицах и площадях. Днем, когда город бурлит, они отдыхают, но с наступлением ночи начинается их работа. И так в течение долгих лет.
Но было время, когда на улицах городов не было ни одного фонаря. Одна луна заботилась о прохожих, очень или не очень припозднившихся. А в те ночи, когда она отдыхала, спрятавшись за тучку, на улицах была темнотища.
Знатные люди брали с собой на вечерние прогулки слуг, которые несли перед ними зажженные факелы.
Как вы думаете, что делали люди, чтобы ночью на улице становилось хотя бы немного светлее?
Первые уличные фонари появились в Париже. До этого несколько лет по приказу правительства парижане обязаны были с девяти вечера зажигать лампы в окнах нижних этажей, чтобы таким образом делать хоть немного светлей улицы. Так же поступали и в России.
Потом появились факельщики и фонарщики. За небольшую плату они нанимались освещать дорогу.
Зажигали фонари с наступлением темноты и гасили после 2-3 часов ночи. Их подвешивали на цепях на равном друг от друга расстоянии. Но, конечно, освещался центр города-самые людные, оживленные улицы.
В фонарях, о которых мы говорим, горели свечи.
На смену свечам пришел газ в 1825 г. Он произвел целую революцию в деле освещения. Народ только и говорил о газе, словно это было седьмое чудо света. В газетах писали: “ День и ночь может гореть огонь в комнате, не требуя присмотра ни одного человека”.
Прошло более 40 лет, и газовые фонари, которые казались такими светлыми, удобными, современными, затмил вспыхнувший в Петербурге удивительно яркий, белый, почти дневной свет электрического фонаря, изобретенного Лодыгиным. Это произошло темным осенним вечером 1873 г. Прохожие, завороженные чудесным огнем, шли на него, забыв о делах и спешке. Но электричество победило газ не сразу. Очень многие не верили в его будущее, в том числе и некоторые из специалистов по электричеству.
Вот что писал один французский инженер: “ Для жилых помещений газовое освещение-самое приятное и дешевое. Электрическое освещение, возможно, найдет применение для отдельных больших комнат и в парадных квартирах. Но это будет таким редким исключением, что излишне обращать на это внимание. Никогда электрический свет не нанесет ущерба газу, масляным лампам и свечам”.
Чтобы понять, как ошибся этот предсказатель, достаточно выглянуть из окна и увидеть бесконечное яркое море электрических огней.
В г. Астрахани первые фонари появились на ул. Кирова в 1898 г.
Посмотрите внимательно на фонари. У каждого из них своя особенная форма, нарядные одежды. И это не удивительно, потому что придумал фонари и украсил ими город художник. О каждом из них можно столько всего рассказать…
Какие разные бывают фонари! Давайте посмотрим, из каких основных деталей состоит фонарь, как его можно нарисовать.
3. Практическая работа.
Ребята, постарайтесь найти свой образ фонаря. Он освещает подъезд театра, аллею или твой дом. Вам необходимо решить, какая у него будет ножка, сам светильник. А если это будет несколько разных по величине светильников, как вы их будете располагать? Какими элементами украсите? Продумайте все, чтобы получился красивый и выразительный образ.
Учащиеся рисуют фонарь.
4. Подведение итогов урока.
Выставка работ учащихся, краткий анализ, вопросы по теме урока.
Литература
- Искусство вокруг нас: Учеб. Для 2 кл. трехлет. И 3 кл. четырехлет. нач. шк. / М.Т. Ломоносова, Л.А. Неменская, О.В. Островская и др.; Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 1998.
- Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы. Под руководством и редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2006.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4