Цели урока: обобщение и систематизация знаний о четырехугольниках, их свойствах, признаках, площадях.
Основные методы обучения: эвристический, репродуктивный, практический и исследовательский.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивный экран; слайды с изображением четырехугольников, с готовыми чертежами; задания-билеты; карты математического лото; разрезные карточки, спички.
Подготовка к уроку.
Класс разбивается на две команды так, чтобы “силы” команд были равными; выбираются капитаны команд. Учащиеся рассаживаются за парты, как показано на рисунке:
Рисунок 1
Учителю помогают двое учащихся из старших классов.
Ход урока
1. Проведение соревнования.
1-й тур “Разминка”
Решение задач по готовым чертежам.
Чертежи представлены на интерактивной доске. В туре “Разминка” команды могут получить максимальное количество баллов – 10.
Задания 1 команде | Задания 2 команде |
1. Рисунок 2. Найти площадь параллелограмма ABCD. |
1. Рисунок 3. ABCD - прямоугольник S ABCD = Q. Найти площадь AMD |
2. Рисунок 4. Докажите, что KMNE - параллелограмм. |
2. Рисунок 5. KMNE - квадрат. Найдите периметр квадрата. |
2-й тур “Вопрос - ответ”
Учитель задает вопросы каждой команде по очереди. Учащиеся устно отвечают на них..
Если команда не отвечает на свой вопрос, то право ответа переходит к команде соперников.
(За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.)
Вопросы 1 команде | Вопросы 2 команде |
1. Определение параллелограмма. | 1. Определение ромба. |
2. Определение прямоугольника. | 2. Определение трапеции. |
3. Квадрат – это ромб, у которого … | 3. Квадрат - это прямоугольник, у которого … |
4. Первое свойство параллелограмма. | 4. Второе свойство параллелограмма. |
5. Первый признак параллелограмма. | 5. Второй признак параллелограмма. |
6. Третий признак параллелограмма. | 6. Какая трапеция называется равнобедренной? |
7. Собственное свойство прямоугольника | 7. Собственное свойство ромба? |
8. Что называется диагональю четырехугольника? | 8. Является ли ромб выпуклым многоугольником? |
9. Какая трапеция называется прямоугольной? | 9. Как называются две параллельные стороны трапеции? |
3-й тур “Спешите ответить и решить”
Задания - билеты:
1. Доказать у доски теорему о площадях четырехугольника.
(По одному человеку от каждой команды тянут билеты , выбирая теорему и доказывая ее (по 6 баллов)).
2. Доказать на месте теоремы о площадях четырехугольников.
(По два человека от каждой команды. Парный контроль: те, кто доказывает теоремы у доски, принимают теоремы у членов команд противника (по 6 баллов)).
3. Решить задачи.
(К доске вызываются по два человека от каждой команды (по 4 балла за каждую задачу))
Задачи для участников команд:
- На рисунке 6 ABCD - прямоугольник, точка М – середина стороны ВС. Периметр прямоугольника ABCD=48 см, а сторона AD в два раза больше стороны AB. Найдите площади прямоугольника ABCD и треугольника AND.
- В равнобедренной трапеции основания равны 20 и 30 см, а угол 45°. Найдите площадь трапеции.
- Площадь трапеции 60 см2, высота 3 см, а основания относятся как 3:7. Найдите основания трапеции.
- В параллелограмме ABCD отрезки BK и BN – его высоты, равные соответственно 3 см и 4 см. Найдите площадь параллелограмма ABCD.
Рисунок 6.
Игра “Математическое лото”
(По четыре человека от каждой команды работают с картами математического лото (по 4 балла за каждую задачу)).
Найдите стороны прямоугольника, если его площадь 32 см2, а одна сторона в 2 раза больше другой. | Найдите площадь ромба, если его сторона 16 см, а один из углов 30°. |
Сумма трех углов параллелограмма равна 280°. Найдите все углы параллелограмма. | В равнобедренной трапеции диагональ составляет с боковой стороной угол 120°. Боковая сторона равна меньшему основанию. Найдите углы трапеции. |
Ответы:
4 см и 8 см | 128 см2 |
80° и 100° | 40° и 140° |
(Сделать дополнительные карточки с ложными ответами: 1) 256 и 512; 2) 20 и 160;
3) 512. Здесь учтены ошибки, которые могут сделать ребята.)
Задание “Разрезная теорема”
Учащиеся работают с разрезными карточками с теоремами. Участвуют по два человека от каждой команды. Карточка с теоремой разрезается на части и смешивается с разрезными частями другой теоремы. Ученику дается задание собрать ту или иную теорему.
(Участники получают по 1 баллу за каждый правильный ответ.)
Карточки
№ 5
Площадь трапеции равна произведению полусуммы ее оснований на высоту.
№ 11
Рисунок 7.
Дано: ABCD – трапеция с площадью S.
AD и BC – основания, BH – высота.
Доказать: .
№ 17
Проведем диагональ BD, она разделяет трапецию на два треугольника ABD и BCD, поэтому .
Примем отрезки AD и BH за основание и высоту …
№ 23
Примем отрезки BC и DH за основание и высоту .
Тогда Так как то …
№ 29
Имеем .
Проверить правильность ответа легко и быстро – достаточно проверить номера карточек; или еще быстрее: дать задание ученику подсчитать их сумму, а у учителя она посчитана заранее.
5+11+17+23+29=85
(Номера карточек пишутся произвольно.)
4-й тур “Гимнастика ума”
Задание: сложить из спичек равновеликие фигуры.
Задание выдается каждой команде.
(По 1 баллу за правильный ответ.)
1 команда | 2 команда |
Из 12 спичек сделан ключ.
Переложить в нем 4 спички так, чтобы получилось
три равновеликих квадрата
Рисунок 8 |
В фигуре из 10 спичек переложить 5
спичек так, чтобы получилось 3 равновеликих
квадрата.
Рисунок 10 |
Ответ:
Рисунок 9 |
Ответ:
Рисунок 11 |
2. Подведение итогов
После сравнения с ответами (Приложение) производится подсчет общего количества баллов каждой команды. Награждение победителей.